Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7106Ключевые слова 17257 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Методика анализа вербального взаимодействия субъектов консультационного процесса 1065

Бобкова М.Г., кандидат психологических наук, доцентТобольского государственного университета им. Д.И. Менделеева, margen27@mail.ru

Аннотация

В статье представлена методика анализа вербального взаимодействия субъектов консультационного процесса, опирающаяся на принципы диалогического моделирования психологического взаимодейс- твия. Структура наблюдения раскрыта на основе эклектической модели этапов психологического консультирования разработанная B.E. Gilland. На каждом этапе консультирования рассмотрены функциональные характеристики категорий вербального взаимодействия субъектов. Предложен вариант применения данной методики для обучения активной наблюдательской позиции будущего специалиста в области психологического консультирования.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

По мнению ведущих специалистов, качество взаимодействия является одним из важнейших факторов, определяющих успех психологического консультирования и психотерапии (К. Рождерс, В.А. Ташлыков, Р. КоA чунас, Ф.Е. Василюк). В этом смысле, в ходе обучения курса «Консультативной психологии» студенты должны получать, помимо теоретических основ, также возможность практического освоения и рефлексии опыта работы в трех основных позициях: позиция консультирующего, позиция консультируемого и позиция наблюдателя. В результате освоения данных позиций  студент должен понимать основные принципы  организации процессов психологического консультирования, формы и виды работы психолога-консультанта,  а так же уметь анализировать  реальные консультативные сессии, применять базовые техники. Если с развитием позиций консультирующего и консультируемого можно организовать целенаправленный процесс освоения навыков через непосредственное  участие в консультационном процессе, то позиция наблюдателя остается, по нашему мнению, бессистемной, пассивной и неорганизованной. И,  в связи с этим, мы разработали методику наблюдения за вербальным взаимодействием субъектов консультационного процесса.

Литература
  1. А.А. Реан, Я.Л. Коломенский. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком,1999.
  2. Р. Атаханов, М.Г. Бобкова. Психологическое воздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способ взаимодействия // Психологическая наука и образование. 2007. № 1.
  3. В.А. Мединцев. Диалогическое моделирование психологических взаимодействий // Вопросы психологии. 2005. № 5.
  4. Ю.Е. Алешина. Индивидуальное  и семейное психологическое консультирование. Изд. 2Aе. М.: Независимая фирма «Класс», 1999.
  5. Р. Кочунас. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999.
  6. Gilliland, B.E., James, R.K. & Bowman, J.T. Theories and strategies in counseling and psychotherapy. New Jersey: PrenticeAHall, Inc, 1989.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика