Семейные факторы хронических школьных прогулов

2362

Аннотация

По разным данным в среднем 20% школьников регулярно прогуливают школьные занятия, часть из них является хроническим прогульщиками. Исследования показывают, что причиной прогулов могут быть разнообразные факторы: неблагополучие в семье, социальная среда, отношения в школе, личностные особенности ребенка. На основе анализа случаев из практики рассматриваются семейные факторы хронических прогулов в группе детей из внешне благополучных семей.

Общая информация

Ключевые слова: школьники, прогулы, семейные факторы, четырехаспектной модель семейной системы

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Воликова С.В., Юдеева Т.Ю. Семейные факторы хронических школьных прогулов // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 3. С. 23–42.

Фрагмент статьи

Все чаще и чаще психологи обращают внимание на детей, прогуливающих школьные уроки или вообще отказывающихся посещать занятия в школе. Таких детей становится все больше. Школьные учителя, психологи, родители, различные общественные и государственные структуры предпринимают различные меры для преодоления этого явления, но пока победить этот феномен не удается.

Литература

  1. Андреюк В.Ю. Факторы школьной дезадаптации и психосоциальная реабилитация подростков, систематически пропускающих занятия. — Автореф. Дисс. и на … канд. мед. наук. М.: МНИИ психиатрии, 2009. 26 с.
  2. Андреюк В.Ю., Дмитриева Т.Н., Холмогорова А.Б. Психосоциальная реабилитация подростков с проблемой школьной дезадаптации в форме систематических пропусков занятий // Неврологический вестник, 2009. 1. С. 102—105.
  3. Буторина Н.Е., Буторин Г.Г. Депривационный дизонтогенез и школьная дезадаптация // Российский психиатрический журнал, 1999.  3. С. 17— 22. Дегенхайм В. Прогулял — иди в тюрьму // Русская Германия ONLINE, 2007. 38.
  4. Дмитриева О. Бродячие неучи. Почему Британия объявила прогульщикам войну // Учительская газета, 2002. 12. С. 11.
  5. Донатович С. За парту — принудительно? // Учительская газета, 2004.  35.
  6. Зарецкий В.К. Рефлексивно-деятельностный подход в работе с детьми, имеющими трудности в обучении // Педагогическая психология: учеб. пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. 408 с.
  7. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В.. Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? — М.: Форум, 2011. 208 с.
  8. Инструкция Департамента образования г. Москвы от 27.07.2007 г.  579 "О порядке ведения учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях. [Электронный ресурс] // URL: http://schools. keldysh.ru/sch69/o_shkole/prikaz_mdo.htm (дата обращения: 11.08.2014).
  9. Иовчук Н.М., Северный А.А. Что такое школьная дезадаптация? // Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление, М.: Академия, 1995. 220 с.
  10. Олейник А. В Израиле учителя будут жаловаться родителям на прогулы школьников через sms. [Электронный ресурс] // URL: http//helpix.ru/news/ 200512/20 (дата обращения: 07.08.2014).
  11. Прогульщиков — в милицию [Электронный ресурс] // URL: http://www.obltv.ru/ plugins/news 22.11.2006 (дата обращения: 11.09.2014).
  12. Родителям школьников — прогульщиков придется иметь дело с прокуратурой // Ивановская газета, 2003. [Электронный ресурс] // URL: https://referats.qip.ru/news/newsline/2003/01/17/21227/ (дата обращения: 10.09.2014).
  13. Холмогорова А.Б. Научные основания и практические задачи семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал, 2002. 1—2. С. 93— 119; 122—138.
  14. Brandibas G., Jeunier B., Clanet C., Fouraste R. Truancy, School Refusal and Anxiety // School Psychology International, 2004. Vol. 25.  1. P. 117—126.
  15. Enea V., Dafinoiu I. Motivational/solution focused intervention for reducing school truancy among adolescents // Journal of Cognitive and Behavioral Psychotherapies, 2009. Vol. 9. 2. P. 85—198.
  16. Gastic В. School truancy and the disciplinary problems of bullying victims // Educational Review, 2008. Vol. 60.  4. P. 391—404.
  17. Hendricks M.A., Sale E.W., Evans C.J., McKinley L., Carter, S.D. Evaluation of a truancy court intervention in four middle schools // Psychology in the Schools, 2009. Vol. 47.  2. P. 173—183.
  18. Henry K.L., Thornberry T.P. Truancy and escalation of substance use during Adolescence // Journal of Studies on Alcohol and Drugs, 2010. Vol. 71. P. 115—124.
  19. Henry K.L. Who's skipping school: characteristics of truants in 8th and 10th grade // Journal of School Health, 2007. Vol. 77. P. 29—35.
  20. Ishak Z., Fin L.S. Truants' and Teachers' Behaviors in the Classroom // Social and Behavioral Sciences, 2013. Vol. 103. P. 1228—1237.
  21. Marcus R.F., Sanders-Reio J. The influence of attachment on school completion // School Psychology Quarterly, 2001. Vol. 16. 4. P. 427—444.
  22. Maynard B.R., McCrea K.T., Pigott T.D., Kelly M.S. Indicated Truancy Interventions for Chronic Truant Students: A Campbell Systematic Review // Research on Social Work Practice, 2012. Vol. 23.  1. P. 5—21.
  23. Maynard B.R., Salas-Wright C.P,, Vaughn M.G., Peters K.E. Who Are Truant Youth? Examining Distinctive Profiles of Truant Youth Using Latent Profile Analysis // Journal of Youth Adolescence, 2012. Vol. 41. P. 1671—1684.
  24. McKluskey C.P., Bynum T.S., Patchin J.W. Reducing chronic absenteeism: An assessment of an early truancy initiative // Crime & Delinquency, 2004. Vol. 50. 2.
  25. P. 214—234.
  26. Mooij T., Fettelaar D. School and Pupil Effects on Secondary Pupils' Feelings of Safety in School, Around School, and at Home // Journal of Interpersonal Violence, 2012. Vol. 28.  6. P. 1240—1266.
  27. Muhammad N.A., Ismail W.S.W., Tan C.E., Jaffar A., Sharip S., Omar K. Attentiondeficit hyperactive disorder presenting with school truancy in an adolescent: a case report // Mental Health in Family Medicine, 2011.  8. P. 249—254.
  28. Rhodes J.L., Thomas J.M., Lemieux C.M., Cain D.S., Guin C.C. Truancy Assessment and Service Centers (TASC): Engaging Elementary School Children and Their Families // School Social Work Journal, 2010. Vol. 35.  1. P. 83—100.
  29. Salzer C., Trautwein U., Ludtke O., Stamm M. Predicting adolescent truancy: The importance of distinguishing between different aspects of instructional quality // Learning and Instruction, 2012. Vol. 22. P. 311—319.
  30. Sutphen R., Ford J.P., Flaherty C. Truancy interventions: A review of the research literature // Research on Social Work Practice, 2010. Vol. 20.  2. P. 161— 171. Spencer A. School attendance patterns, unmet educational needs, and truancy // Remedial and Special Education, 2009. Vol. 30.  5. P. 309—319. Teasley M.L. Absenteeism and truancy: Risk, protection, and best practice implications for school social workers // Children & School, 2004. Vol. 26.  2. P. 117—128.
  31. Vaughn M.G., Maynard B. R., Salas-Wright C.P., Perron B.E., Abdon A. Prevalence and correlates of truancy in the US: Results from a national sample // Journal of Adolescence, 2013. Vol. 36. P. 767—776.
  32. Zhang D., Wilson V., Katsiyannis A., Barrett D., Ju S., Wu J. Truancy offenders in the juvenile justice system: A multicohort study // Behavioral Disorders, 2010. Vol. 35. 3. P. 229—242.
  33. Zins C. Engaging Families to Prevent Chronic Truancy. Minnesota: St. Catherine University, University of St. Thomas, 2013. 56 р.

Информация об авторах

Воликова Светлана Васильевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог Психологической службы поликлиники, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8982-226X, e-mail: psylab2006@yandex.ru

Юдеева Татьяна Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории психологического консультирования и психотерапии, Московский научно-исследовательский институт психиатрии – филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского», Москва, Россия, e-mail: tatiana.yudeeva@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4009
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 2362
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 15