От главного редактора и ответственного редактора сцецвыпуска

433

Аннотация

В психологию и психиатрию начиная с 1990-х гг. стремительно вторглась и завладела умами ученых новая исследовательская парадигма. Трудно отыскать хотя бы одну конференцию, связанную с проблемами психического здоровья, в программе которой не встречалсябы вездесущий термин social cognition, который переводится на русский язык чаще всего как социальное познание (СП). Нарушения СП стали предметом интенсивных исследований многих специалистов и породили упования, что найден, наконец, волшебный ключ к тайнам психического здоровья и патологии. В данном спецвыпуске отечественным специалистам впервые предоставлена возможность познакомиться с этим направлением исследований в достаточно целостном виде, что и было главной задачей авторского коллектива номера.

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

Для цитаты: Холмогорова А.Б. От главного редактора и ответственного редактора сцецвыпуска // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 4. С. 6–7.

Фрагмент статьи

В  психологию и психиатрию начиная с 1990-х гг. стремительно вторглась  и завладела умами ученых новая исследовательская парадигма.   Трудно отыскать хотя бы одну конференцию, связанную с проблемами психического здоровья, в программе которой не встречался бы вездесущий термин social cognition,  который переводится на русский язык чаще всего  как социальное познание (СП). Нарушения СП стали предметом интенсивных исследований многих специалистов  и породили упования, что найден, наконец,   волшебный ключ к тайнам психического здоровья и патологии.

В данном спецвыпуске  отечественным специалистам впервые предоставлена возможность познакомиться с этим  направлением  исследований в достаточно целостном виде, что и было главной задачей авторского коллектива номера.  Большинство авторов давно работают в  психиатрии и клинической психологии, а также имеют собственный опыт исследования процессов СП.  Чтобы представить все сложности и противоречия современного состояния исследований нарушений СП понадобился серьезный методологический анализ исследовательских моделей и подходов к проблеме СП, который представлен в двух первых статьях номера под рубрикой «Теория и методология». Важными задачами авторов этих статей были  анализ существующих и,  в основном, биологически ориентированных  моделей с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского  и разработка оригинальной модели СП, основанной на принципах этой теории.

 Следующая рубрика, посвященная теоретическим моделям и эмпирическим  исследованиям СП, содержит три обзора и два эмпирических исследования. На основании данных, представленных в обзорах, читатель  сможет познакомиться с современными исследованиями  нарушений СП при депрессии, биполярном расстройстве и социальной фобии,  результаты которых до сих пор почти не освещались в российской печати. В  двух эмпирических исследованиях, представленных в этой же рубрике,  предпринята первая попытка изучения СП в связке  с  классическим и более привычным для специалистов конструктом алекситимии.   

В отдельную рубрику вошли исследования СП на разных этапах онтогенеза: от дошкольников до студентов.  Представленные здесь оригинальные эмпирические работы особенно интересны тем, что в них описаны и изучены макросоциальные факторы СП и их роль в эмоциональной дезадаптации  молодого поколения. Речь идет о роли средств массовой информации и рекламы в усвоении детьми уже в дошкольном возрасте нереалистичных и деструктивных представлений о красивом теле, роли социального сиротства и связанной с ним психической депривации в высоком уровне социальной тревожности и трудностях ментализации у подростков из интернатов, наконец,  роли частых социальных сравнений, которые стимулируются новыми формами общения в социальных сетях, в эмоциональном неблагополучии студенческой молодежи.  Все три исследования являются пионерскими и открывают новые направления исследований СП.  В еще одной статье этой рубрики представлены модели, на базе которых разрабатываются реабилитационные программы и тренинги для подростков с нарушениями СП.

Наконец, завершает спецвыпуск необычная статья в жанре эссе, в которой известный специалист в области творческого мышления представил результаты анализа своего  сорокалетнего опыта исследования творческого мышления на материале одной из задач, содержащей ситуацию социального взаимодействия.  Анализ решений этой задачи в разные исторические периоды на фоне глобальных изменений в нашей стране поражает тем, насколько велико влияние культурной ситуации на СП. Последнее еще раз укрепляет уверенность авторов спецвыпуска в необходимости вести исследование проблем СП с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. 

Полный текст

В  психологию и психиатрию начиная с 1990-х гг. стремительно вторглась  и завладела умами ученых новая исследовательская парадигма.   Трудно отыскать хотя бы одну конференцию, связанную с проблемами психического здоровья, в программе которой не встречался бы вездесущий термин social cognition,  который переводится на русский язык чаще всего  как социальное познание (СП). Нарушения СП стали предметом интенсивных исследований многих специалистов  и породили упования, что найден, наконец,   волшебный ключ к тайнам психического здоровья и патологии.

В данном спецвыпуске  отечественным специалистам впервые предоставлена возможность познакомиться с этим  направлением  исследований в достаточно целостном виде, что и было главной задачей авторского коллектива номера.  Большинство авторов давно работают в  психиатрии и клинической психологии, а также имеют собственный опыт исследования процессов СП.  Чтобы представить все сложности и противоречия современного состояния исследований нарушений СП понадобился серьезный методологический анализ исследовательских моделей и подходов к проблеме СП, который представлен в двух первых статьях номера под рубрикой «Теория и методология». Важными задачами авторов этих статей были  анализ существующих и,  в основном, биологически ориентированных  моделей с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского  и разработка оригинальной модели СП, основанной на принципах этой теории.

 Следующая рубрика, посвященная теоретическим моделям и эмпирическим  исследованиям СП, содержит три обзора и два эмпирических исследования. На основании данных, представленных в обзорах, читатель  сможет познакомиться с современными исследованиями  нарушений СП при депрессии, биполярном расстройстве и социальной фобии,  результаты которых до сих пор почти не освещались в российской печати. В  двух эмпирических исследованиях, представленных в этой же рубрике,  предпринята первая попытка изучения СП в связке  с  классическим и более привычным для специалистов конструктом алекситимии.   

В отдельную рубрику вошли исследования СП на разных этапах онтогенеза: от дошкольников до студентов.  Представленные здесь оригинальные эмпирические работы особенно интересны тем, что в них описаны и изучены макросоциальные факторы СП и их роль в эмоциональной дезадаптации  молодого поколения. Речь идет о роли средств массовой информации и рекламы в усвоении детьми уже в дошкольном возрасте нереалистичных и деструктивных представлений о красивом теле, роли социального сиротства и связанной с ним психической депривации в высоком уровне социальной тревожности и трудностях ментализации у подростков из интернатов, наконец,  роли частых социальных сравнений, которые стимулируются новыми формами общения в социальных сетях, в эмоциональном неблагополучии студенческой молодежи.  Все три исследования являются пионерскими и открывают новые направления исследований СП.  В еще одной статье этой рубрики представлены модели, на базе которых разрабатываются реабилитационные программы и тренинги для подростков с нарушениями СП.

Наконец, завершает спецвыпуск необычная статья в жанре эссе, в которой известный специалист в области творческого мышления представил результаты анализа своего  сорокалетнего опыта исследования творческого мышления на материале одной из задач, содержащей ситуацию социального взаимодействия.  Анализ решений этой задачи в разные исторические периоды на фоне глобальных изменений в нашей стране поражает тем, насколько велико влияние культурной ситуации на СП. Последнее еще раз укрепляет уверенность авторов спецвыпуска в необходимости вести исследование проблем СП с позиций культурно-исторической теории Л.С. Выготского. 

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1874
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 433
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0