Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7620Ключевые слова 18363 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диалог с пациентом при угнетении сознания после глубоких повреждений головного мозга 1375

Быкова В.И., медицинский психолог высшей категории отделения психолого-педагогической помощи отдела Pеабилитации Научно-Исследовательского Института неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения г. Москвы, valentina.bykova@yandex.ru
Лукьянов В.И., старший научный сотрудник лаборатории новых медицинских технологий Научно-Исследовательского Института неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения (НИИ НДХ и Т), lukianovvaleriy@gmail.com
Фуфаева Е.В., заведующая отделением психолого-педагогической помощи, отдел Pеабилитации Научно-Исследовательского Института неотложной детской хирургии и травматологии Департамента здравоохранения (НИИ НДХ и Т), k.fufaeva@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена исследованию возможностей общения и коммуникации детей, длительно находящихся в глубоких измененных состояниях сознания (ИСС) после тяжелых повреждений головного мозга. Авторами разработана шкала, которая может применяться медицинскими психологами для оценки сигнальных возможностей пациентов в вегетативном состоянии, минимальном сознании и других глубоких ИСС. Шкала коммуникативной активности Быковой, Лукьянова (Scale Сommunication Аctivity, Bykova, Lukianov (SCABL)) имеет значимую корреляцию со шкалой Уровни когнитивных функций, медицинский центр Ранхо Лос Амогос (RLAS-LCF-R) и со шкалой восстановления сознания Доброхотовой-Зайцева. Шкала фиксирует значимое количество коммуникативных сиг¬налов (104 сигнала), меру их проявленности, являясь чувствительным инструментом для объективизации восстановления сознания у детей как с вербальной коммуникацией, так и без нее. Всего в исследовании участвовало 28 детей от 3 до 16 лет, перенесших тяжелую черепно-мозговую травму, гипоксическое поражение головного мозга и разрыв артериовенозной мальформации. С каждым ребенком, начиная с этапа ста-билизации его витальных функций в остром периоде восстановления и без медикаментозной седации, было проведено 3—5 тестирований. Дан¬ное исследование позволяет увидеть не только картину восстановления различных сигналов коммуникации (телесных, вегетативных, мимических, жестовых, вербальных) после церебральных травм, но и изменение самих возможностей контакта детей с окружающим их миром. Исследование выявляет разницу в восстановлении коммуникации у двух групп детей, восстановившихся до ясного сознания и оставшихся глубокими инвалидами.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Учения о бессознательном Фрейда и Юнга строились на наблюдени­ях за людьми с относительно сохранными коммуникационными воз­можностями. Пациенты психоаналитиков являлись «носителями» пси­хических свидетельств и отклонений, демонстрирующих реальность и непосредственность проявлении бессознательных процессов (личност­ных или коллективных), и манифестировали это словесно (вербально). В данном контексте феномен бессознательного предстает в виде слож­но организованной структуры при реальных возможностях экспрессии и демонстрации эмоциональных реакций. Бессознательные содержа­ния имеют определенный психологический скрытый смысл, они кор­ректируются, «фильтруются», отражаются и транслируются в языке со­знанием.

Литература
  1. Белова А.Н. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации / М.: Из­дательство Антидор, 2002. 440 с.
  2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. Т. 16 / 3-е изд. М.: 1974. 791 с.
  3. Братусь Б.С. От гуманитарной парадигмы в психологии к парадигме эсхатоло­гической. Психология и новые идеалы научности. Материалы «круглого стола» // Вопросы философии, 1993. № 5. С. 3—43.
  4. Быкова В.И., Семенова Ж.Б., Фуфаева Е.В., Львова Е.А. Психологическая реаби­литация детей после тяжелой черепно-мозговой травмы // Нейрохирургия и неврология детского возраста, 2012, № 2—3 (32—33), с. 161—167.
  5. Большой энциклопедический словарь // Под редакцией акад. А.М. Прохорова. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: «Большая Российская эн­циклопедия», 2002. 456 с.
  6. Горянина В.А. Психология общения / М.: Издательский центр «Академия», 2002. 416 с.
  7. Дельгадо X. Мозг и сознание / Перевод с анг. Л. Я. Белопольского. Под редакци­ей и с предисловием профессора Г. Д. Смирнова. М.: Мир, 1971. 264 с.
  8. Зайцев О.С. Психопатология тяжелой черепно-мозговой травмы / М.: МЕД­пресс-информ, 2011. 336 с.
  9. Коновалов А.Н., Лихтерман Л.Б., Потапов А.А. Черепно-мозговая травма. Кли­ническое руководство: В т. 1 / М.: Институт нейрохирургии им. Н.Н. Бур­денко, 1998—2002 гг.
  10. Лейбниц Г.В. Метафизика. Монадология. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. Серия: Философское наследие / М.: Мысль, 1982. 636 с.
  11. Минделл А. Кома: ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой: Внутренняя работа со сновидящим телом / Пер. с англ. В. Самойлова. М.: АСТ и др., 2005. 284 с.
  12. Пахальска М. Природа сознания: нейропсихологическая перспектива // Мос­ковский международный конгресс, посвященный 110-летию со дня рожде­ния А. Р. Лурия. Тезисы сообщений / МГУ. 2012. С. 15, 124, 125.
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / СПб.: Питер, 2002. 720 с.
  14. Томаселло М. Истоки человеческого общения / Пер. с англ. Фаликман М.В., Пе­ченковой Е.В., Синицыной М.В., Кибрик А.А., Карпухиной А.И. / М.: Язы­ки славянских культур, 2011. 323 с.
  15. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет: В 2 т. / Тб.: «Мерани», 1991.
  16. Юнг К.Г. Очерки по психологии бессознательного / М.: «Когито-Центр», 2010. 352 с.
  17. Bykova V.I., Fufaeva E.V., Lvova E.A. The specific nature of psychological rehabilita­tion for children after severe traumatic brain injury at the early stages of recovering consciousness // Acta Neuropsychologica. 2013. Vol. 11. №. 3. Pp. 249—253.
  18. Brown F.L., Whittingham K., Boyd R., Sofronoff K. A Systematic Review of Parenting Interventions for Traumatic Brain Injury: Child and Parent Outcomes // J Head Trauma Rehabilitation. 2013. Vol. 28. № 5. Pp. 349—360.
  19. Tate R.L. A Compendium of Tests, Scales and Questionnaires // The Practitioner's Guide to Measuring Outcomes after Acquired Brain Impairment / Psychology Press. Taylor and Francis Group. Hove and New York. 2010. 746 p.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика