Профессионализация эмпатии: постановка проблемы *

3406

Аннотация

В статье проблематизируется видение эмпатии в контексте профессиональной помогающей деятельности. Эмпатия рассматривается как высшая психическая функция и как способность. Предлагается рабочая модель эмпатии как способности, базирующаяся на методологических принципах отечественной традиции исследования и развития способностей (В.Д. Шадриков). Рассматриваются специфика эмпатии в помогающей профессиональной деятельности и существующие методы ее развития для профессионалов. Обо- сновывается понятие профессионализации эмпатии как необходимого взаимосвязанного развития мотивационных, операционных и функциональных компонентов эмпатических способностей с учетом условий и требований конкретной профессиональной деятельности.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 15-26- 01007 «Развитие эмпатии в социономических профессиях»).

Ключевые слова: эмпатия, развитие эмпатии, мотивация помощи, способности, высшая психическая функция, профессиональное развитие, профессиональные способности, «помогающие» профессии, социономические профессии

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230511

Для цитаты: Карягина Т.Д. Профессионализация эмпатии: постановка проблемы // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 235–256. DOI: 10.17759/cpp.2015230511

Фрагмент статьи

Вопрос развития эмпатии обычно поднимается в двух основных контекстах — общечеловеческом и профессиональном. Мы говорим о развитии эмпатии у детей, о степени эмпатии нашего общества, имея в виду проблемы агрессии, эгоизма, нечувствительности к страданию живых существ. Также этот вопрос ставится, когда мы обсуждаем работу профессионалов, сутью деятельности которых является помощь людям, попавшим в трудную ситуацию, — медиков, психологов, социальных работников и т. д.

Литература

  1. Агавелян Р.О. Эмпатия как фактор психологической готовности дефектолога к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1995. 16 с.
  2. Бенеш Н.Л. Актерская психотехника как психологическое средство развития личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 23 с.
  3. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учеб. пособие для ву- зов. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  4. Богачева О.Ю. Эмпатия как профессионально важное качество врача (на при- мере врачей терапевтов и врачей хирургов): дисс. … канд. психол. наук. Яро- славль, 2014. 19 с.
  5. Бондаренко О.Р. Этиология психических нарушений в клиент-центрированной психотерапии // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С.102—120.
  6. Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 3—14.
  7. Василькова, А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессио- нальной пригодности будущих специалистов-медиков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 17 с.
  8. Винокур В.А. Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы. СПб.: Спецлит, 2015. 192 с.
  9. Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьно- го возраста: дис. ... канд. психол. наук. М., 1977. 149 с.
  10. Грищенко Д.Ю. Мотивация выбора профессии психолога: дисс. канд. … психол. наук. Краснодар, 2003. 217 с.
  11. Гончаренко, Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале ис- следования детей 7—8 лет: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2003. 22 с.
  12. Дорошенко Т.В. Эмпатия как фактор мотивации в профессиональном становле- нии личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 24 с.
  13. Ичаловская Е.А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999. 24 с.
  14. Кайдаш А.А. Развитие эмпатии в процессе обучения психотерапии. Магистер- ская диссертация. М.: МГППУ, 2011. 91 с.
  15. Карягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // Консультативная психоло- гия и психотерапия. 2010. № 1. С. 38—54.
  16. Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.
  17. Карягина Т.Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Кон- сультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 126—152.
  18. Карягина Т.Д., Иванова А.В. Эмпатия как способность: структура и развитие в ходе обучения психологическому консультированию // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. С. 182—207.
  19. Карягина Т.Д., Матвеева К.М. Проблема измерения и оценки эмпатии в психоте- рапии // Психологическая наука и образование. 2012. № 5. С. 67—78.
  20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 304 с.
  21. Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдро- ма эмоционального сгорания» у медицинских работников: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 25 с.
  22. Кухтова Н.В. Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. Методиче- ские рекомендации. Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2011. 49 с.
  23. Насиновская Е.Е. Альтруистический императив // Современная психология мо- тивации / под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 152—172.
  24. Некрылова Н.В. Основные направления современной клиент-центрированной психотерапии // Журнал практического психолога. 2012. № 1. С. 81—101.
  25. Поддубная Т.В. Проблематика эмпатии в исследованиях психологических аспек- тов профессиональной медицинской деятельности (обзор) // Консульта- тивная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 9—36. doi:10.17759/ cpp.2015230202
  26. Риццолатти Дж., Синигалья К. Зеркала в мозге: О механизмах совместного дей- ствия и сопереживания / пер. О. Куликовой, М. Фаликман. М.: Языки сла- вянских культур, 2012. 222 с.
  27. Роджерс К. Эмпатия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппен- рейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002. С. 428—430.
  28. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольни- ков: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1987. 24 с.
  29. Сонькина-Дорман А. Опыт обучения медицинских профессионалов навыкам об- щения с пациентами. URL: https://asonkina.wordpress.com/ (дата обращения: 01.12.15).
  30. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Б.М. Теплов. Избр. тр.: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. С. 15—42.
  31. Тютяева О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и стар- шего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 26 с.
  32. Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. 408 с.
  33. Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология: Пойми других, чтобы понять себя! СПб.: прайм—ЕВРОЗНАК, 2002. 256 с.
  34. Шадриков В.Д. Вопросы психологической теории способностей // Психология.
  35. Журнал Высшей школы экономики. 2010а. № 3. Т. 7. С. 41—56.
  36. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. посо- бие: 2-е изд., перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
  37. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. М.: АСТ; Астрель, 2010б.
  38. Шведовский О.В. Микродинамика личностных изменений в процессе понимаю- щей психотерапии: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 17 с.
  39. Шермазанян Л.Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 5(89). С. 257—289.
  40. Щербакова Н.А. Развитие эмпатических способностей студентов-психологов средствами художественной литературы: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Курск, 2003. 17 с.
  41. Ягнюк К.В. Природа эмпатии и ее роль в психотерапии. [Б.г.] URL: http://hpsy.ru/ public/x728.htm (дата обращения: 01.12.2015).
  42. Batson Ch.D. Self-other merging and the empathy-altruism hypothesis: Reply to Neuberg et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 73(3). P. 517—522.
  43. Batson Ch.D. Why act for the public good? Four answers // Personality and Social Psy- chology Bulletin. 1994. Vol. 20. № 5. P. 603—610.
  44. Batson Ch.D., Dyck J.L., Brandt J.G, Powell A.L., McMaster M.R., Griffitt С. Five studies testing two new egoistic alternatives to the empathy — altruism hypothesis // Journal of Personality and Social Psychology.1988. Vol. 55(1). P. 52—77.
  45. Batson C.D., Fultz J., Schoenrade P.A. Distress and empathy: two qualitatively distinct vicarious emotions with different motivational consequences. Journal of personality. 1987. Vol. 55(1). P. 19—40.
  46. Blair J.R. Empathic dysfunction in psychopathic individuals // Empathy in mental illness / ed. by T.F.D. Farrow and P.W.R. Woodruff. Cambridge University Press, 2007. P. 3—16. Cialdini R.B., Neuberg, S.L, Brown C.L., Sagarin B.J., Lewis B.P. Does empathy lead to anything more than superficial helping? Comment on Batson et al. // Journal of Personality and Social Psychology. 1997. Vol. 73 (3). P. 510—516.
  47. Elliott R., Watson J.C., Goldman R.N., Greenberg L.S. Learning emotion-focused thera- py: the process-experiential approach to change. American Psychological Associa- tion, 2004. 366 p.
  48. Hubble K., Bowen K., Moore S., van Goozen S. Improving Negative Emotions Recognition in Young Offenders Reduces Subsequent Crime // PloS ONE. 2015 (Jun). Vol. 10(6): e0132035. URL: http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371%2Fjournal. pone.0132035 (дата обращения: 01.12.15).
  49. Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. New York: Martin L. Hoffman; Cambridge University Press, 2000. 342 p.
  50. Gillespie S.M., McCleery J.P., Oberman L.M. Spontaneous versus deliberate vicarious rep- resentations: different routes to empathy in psychopathy and autism // Brain. 2014. Vol. 137(4). P. 1—3. URL: http://brain.oxfordjournals.org/content/brain/137/4/ e272.full.pdf (дата обращения: 15.11.2015). doi:10.1093/brain/awt364
  51. Keysers K., Meffert H., Gazzola V. Reply: Spontaneous versus deliberate vicarious rep- resentations: different routes to empathy in psychopathy and autism // Brain. 2014. Vol. 137(4). P. 1—4. URL: http://brain.oxfordjournals.org/content/brain/137/4/ e273.full.pdf (дата обращения: 15.11.2015). doi:10.1093/brain/awt376
  52. Lamm C., Majdandzic J. The role of shared neural activations, mirror neurons, and morality in empathy — A critical comment // Neuroscience Research. 2015 (Jan). Vol. 90. P. 15—24. doi:10.1016/j.neures.2014.10.008
  53. Markram H., Markram K. The Intense World Syndrome — an alternative hypothesis for autism // Frontiers in Neuroscience. 2007. Vol. 1(1). P. 77—96. doi:10.3389/neu- ro.01.1.1.006.2007
  54. Meffert H, Gazzola V., Den Boer J.A., Bartels A.A., Keysers K. Reduced spontaneous but relatively norrmal deliberate vicarious representations in psychopathy // Brain. 2013. Vol. 136(8). P. 2550—2562. doi:10.1093/brain/awt190
  55. Preston, S.D., de Waal, F.B. Empathy: its ultimate and proximate bases // The behav- ioral and brain science. 2002. Vol. 25(1). P. 1—72.
  56. Rizzolatti G., Craighero L. The mirror-neuron system // Annual Review of Neurosci- ence. 2004. Vol. 27. P. 169—192.
  57. Smith A. The empathy imbalance hypothesis of autism: a theoretical approach to cogni- tive and emotional empathy in autistic development // The Psychological Record. 2009. Vol. 59. № 2. P. 489—510.
  58. Stein E. On the problem of empathy. Washington, DC: ICS Publications, 1989. 135 p.
  59. Taylor Z.E., Eisenberg N., Spinrad T.L, Eggum N.D., Sulik M.J. The relations of Ego- resiliency and emotion socialization to the development of empathy and prosocial behavior across early childhood // Emotion. 2013. Vol. 13(5). P. 822—831.
  60. van Baardewijk Y., Stegge H., Bushman B.J., Vermeiren R.. Psychopathic traits, victim distress and aggression in children // Journal of child psychology and psychiatry, 2009. Vol. 50(6). P. 718—725.
  61. Vignemont F., Singer T. The empathic brain: how, when and why? // Trends in Cognitive Sciences. 2006. Vol. 10(10). P. 435—441.

Информация об авторах

Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), научный сотрудник, онлайн-школа "Психодемия", Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1999-0839, e-mail: kartan18@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3170
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 3406
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 29