Психотехника активизации ресурсов личности при обучении иностранному языку. Практический опыт

997

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием непроиз- вольного запоминания в обучении. Дается анализ учебной деятельности в Методе активизации (метод профессора Г.А. Китайгородской) с точки зрения стимулирования непроизвольного запоминания. Показывается, что эффективность обучения иностранному языку по Методу активизации достигается в значительной мере за счет использования непроизвольной памяти. Выявляются и перечисляются особенности учебной работы, посредством которых создаются условия для ее высокой продуктивности. Этими условиями являются: переключение внимания учащихся с учебных мнемических задач на игровые задачи за счет театрализованного характера взаимодействия преподавателя и учащихся на учебных занятиях; мотивация конкретных речевых действий учащихся, обусловленная вовлечением их в игровое взаимодействие; целостность и содержательность театрализованного учебного курса; интегрированность отдельных заданий в общую систему учебной работы; совместное производство содержания учебных занятий преподавателем и учащимися, требующее от учащихся речевой активности и речевой инициативы, а также интеллектуальных и креативных усилий; нестандартность и необычность учебной деятельности; использование мнемических приемов, облегчающих запоминание; эмоциональное вовлечение учащихся в игровой процесс и другие.

Общая информация

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, активизация ресурсов личности, Метод активизации, непроизвольное запоминание, непроизвольная память, стимулирование непроизвольного запоминания, интеллектуальная активность, театрализация, речевые действия от лица персонажа, маска, создание содержания учебного занятия, творческое задание, креативное речевое поведение

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240206

Для цитаты: Савинкина Н.Б. Психотехника активизации ресурсов личности при обучении иностранному языку. Практический опыт // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 2. С. 93–105. DOI: 10.17759/cpp.2016240206

Фрагмент статьи

При обучении иностранным языкам, особенно на начальном этапе обучения, от учащихся, прежде всего, требуют заучивания и воспроизведения лексики и готовых учебных текстов, так как в практической методике делается ставка на работу произвольной памяти. Закрепление знаний осуществляется почти исключительно посредством произвольного запоминания и заучивания, а непроизвольное запоминание считается «случайным».

Литература

  1. Ерчак Н.Т. Иностранные языки: Психология усвоения. Минск: Новое знание; М.: ИНФРА-М, 2013. 336 с.
  2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. Избранные психологические труды. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 544 с.
  3. Иванова Е.Ф. Теория памяти Г.К. Середы как развитие идей школы П.И.Зинченко // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 23—37.
  4. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. М.: Высшая Школа; Научно-образовательный центр «Школа Ки- тайгородской», 2009. 277 с.
  5. Маркосян А.С. Очерк теории овладения вторым языком. М.: УМК «Психоло- гия», 2004. 384 с.
  6. Мошенская Л.О. Дитерлен А.П. Французский язык для начинающих: Учеб. М.: Высшая школа, 2008. 375 с.
  7. Никуличева Д.Б. Как найти свой путь к иностранным языкам: лингвистиче- ские и психологические стратегии полиглотов: учеб.- метод. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 304 с.
  8. Общая психология. В семи томах. / Под редакцией Б.С. Братуся. Т.3. Память. М.: Издательский центр «Академия», 2006. .
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
  10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.
  11. Середа Г.К. О структуре учебной деятельности, обеспечивающей высокую продуктивность непроизвольного запоминания // Проблемы психологии памяти. Харьков: Изд-во Харьковского Ун-та, 1969. С. 12—20.
  12. Смирнова Т.Н. Немецкий язык. Интенсивный курс. Начальный этап: Учеб- ное пособие. М.: Иностранный язык, ООО Издательство «ОНИКС 21 век», 2004. 352с.
  13. Смирнова Т.Н. Немецкий язык. Интенсивный курс. Продвинутый этап: Учеб. М.: Иностранный язык, ООО Издательство «ОНИКС 21 век», 2004. 304 с.
  14. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 360 с.
  15. Фоер Джоушуа. Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания. Перевод с английского. М.: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2013. 270 с.

Информация об авторах

Савинкина Наталья Борисовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и истории образования факультета педагогического образования, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, e-mail: nasavin@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2620
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 997
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 2