Психотерапия как метод гуманитарного познания сквозь призму методологии Л.С. Выготского

963

Аннотация

В статье предпринимается попытка методологического осмысления психотерапии как метода гуманитарного познания, которое имеет свои особые, отличные от естественнонаучного, цели, принципы и понятийные конструкции. В качестве одной из особенностей гуманитарного познания обозначается то, что его предметом выступает не объект, а осознающий различные аспекты своего личностного бытия субъект. С опорой на методологические разработки Л.С. Выготского формулируется основной вопрос статьи: каким должен быть метод психологии, чтобы он, с одной стороны, был адекватен познанию осознающего свое личностное бытие субъекта (а не объекта) и, с другой стороны, позволял познавать бытие, скрытое за явлением? В качестве его варианта рассматривается метод продуктивной амплификации сознания, в основе которого лежат принципы развития и знаково-символической опосредованности. Особое внимание уделяется феноменологическому аспекту метода и связанной с ним позиции внутреннего наблюдателя. В свете проделанного анализа психотерапия обосновывается как метод продуктив- ной амплификации сознания, являющийся специфическим инструментом познания в науке гуманитарного типа.

Общая информация

Ключевые слова: психотерапия, гуманитарное познание, метод продуктивной амплификации сознания, смысловые структуры

Рубрика издания: Теория и методология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240408

Для цитаты: Кубарев В.С. Психотерапия как метод гуманитарного познания сквозь призму методологии Л.С. Выготского // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 4. С. 149–170. DOI: 10.17759/cpp.2016240408

Фрагмент статьи

Дискуссия о научном статусе психотерапии, несмотря на впечатляющие достижения в этой области психологического знания, продолжает оставаться на повестке дня. Все так же встречаются обвинения в ненаучности, необъективности и фактически нелегальности знаний, полученных в этой области психологии.

Литература

  1. Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание // Психологический журнал. 2010. № 6. С. 50—56.
  2. Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. С. 361—374.
  3. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология научного знания. М.: Наука, 1986. С. 80—160.
  4. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Философия свободного духа. М.: Республи- ка, 1994. С. 364—379.
  5. Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-экспресс; ЭКСМО-ПРЕСС, 2000. 1009 с.
  6. Гуссерль Э. Феноменологическая психология // Избранные работы / Сост. В.А. Куренной. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 297—341.
  7. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К на- чалам органической психологии. М.: Новая школа, 1997. 336 с.
  8. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: АСТ Хранитель, 2007. 58 с.
  9. Кубарев В.С. Феноменология как метод осознания жизненных смыслов. Часть 1 // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1. С. 153—176.
  10. Кубарев В.С. Феноменология как метод осознания жизненных смыслов. Часть 2 // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 4. C. 10—31.
  11. Кубарев В.С. Решение задачи на смысл сновидения как метод исследования осознания жизненных смыслов // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 86—99. doi: 10.17759/chp.2015110308
  12. Лызлов А.В. Полемика Г. Эббингауза с В. Дильтеем об описательной и объ- яснительной психологии // Методология и история психологии. 2009. Т. 4. Вып. 2. С. 87—95.
  13. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рационально- сти. М.: Изд-во «Лабиринт», 1994. 228 с.
  14. Молчанов В.И. Исследования по феноменологии сознания. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. 456 с. (Серия «Университетская библиоте- ка Александра Погорельского»).
  15. Петренко В.Ф. Многомерное сознание: психосемантическая парадигма. М.: Новый хронограф, 2010. 440 с.
  16. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
  17. Пятигорский А.М. Непрекращаемый разговор. СПб.: Азбука-классика, 2004. 432 с.
  18. Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет // Герменевтика. Этика. Поли- тика (Московские лекции и интервью): пер. с фр. М., 1995. 160 с.
  19. Сапогова Е.Е. Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, са- мопроектирование и субкультура личности // Известия ТулГУ. Серия «Пси- хология» / Под ред. Е.Е. Сапоговой. Вып. 3. Тула: ТулГУ, 2003. С. 195—214.
  20. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. М.: Республика, 2000. 639 с.
  21. Холмогорова А.Б. Две конфликтующие методологии в исследованиях психо- терапии и ее эффективности: поиск третьего пути. Часть 1 // Консультатив- ная психология и психотерапия. 2009. № 4. С. 5—25.
  22. Юревич А.В. Три источника и три составные части психологического знания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 3. С. 3—18.

Информация об авторах

Кубарев Вячеслав Сергеевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, факультета гуманитарного образования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования, Омский государственный технический университет (ФГБОУ ВО ОмГТУ), Омск, Россия, e-mail: kubiks@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2414
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 963
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 5