Предисловие главного редактора

347

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250301

Для цитаты: Предисловие главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 3. С. 7–10. DOI: 10.17759/cpp.2017250301

Фрагмент статьи

Ровно четверть века назад в 1992 году в России стал выходить первый журнал, полностью посвященный вопросам психологического консультирования и психотерапии — «Московский психотерапевтический журнал», который в 2007 году изменил название на нынешнее — «Консультативная психология и психотерапия». Первая, во многом просветительская миссия журнала существенно расширилась вместе с появлением и развитием профессионального сообщества консультантов и психотерапевтов в нашей стране за прошедшие 25 лет. Но во многом эта миссия остается прежней — освещать наиболее актуальные проблемы практики психологической помощи, знакомить с новыми методами, данными научных исследований, рассказывать о важных научных событиях, в общем, помогать профессионалам ориентироваться в сложном поле современной консультативной психологии и психотерапии, делиться собственным опытом, вести диалог друг с другом.

Полный текст

Дорогие коллеги, соратники, друзья!

Этот юбилейный выпуск мы открываем печальным известием о безвременной кончине основателя журнала, удивительного человека и замечательного ученого Федора Ефимовича Василюка. Юбилей журнала совпал с кончиной его основателя. Мы скорбим вместе с родными и близкими Федора Ефимовича. Светлая память!

Ровно четверть века назад в 1992 году в России стал выходить первый журнал, полностью посвященный вопросам психологического консультирования и психотерапии — «Московский психотерапевтический журнал», который в 2007 году изменил название на нынешнее —«Консультативная психология и психотерапия». Первая, во многом просветительская миссия журнала существенно расширилась вместе с появлением и развитием профессионального сообщества консультантов и психотерапевтов в нашей стране за прошедшие 25 лет. Но во многом эта миссия остается прежней — освещать наиболее актуальные проблемы практики психологической помощи, знакомить с новыми методами, данными научных исследований, рассказывать о важных научных событиях, в общем, помогать профессионалам ориентироваться в сложном поле современной консультативной психологии и психотерапии, делиться собственным опытом, вести диалог друг с другом.

Добрую славу и широкую популярность в сложный период возрождения российской практической психологии журнал приобрел благодаря работе его первой редакционной коллегии — главного редактора В.Н. Цапкина, секретаря А.К. Толмасовой и, конечно, идеолога и вдохновителя всего проекта Ф.Е. Василюка. Именно благодаря их усилиям была заложена основа для решения сложной и масштабной задачи, ставшей главной миссией журнала — преодолеть огромный разрыв в информационных возможностях, знаниях и навыках, который образовался между отечественной и зарубежной психологией и психотерапией за годы стагнации в психологической и психотерапевтической практике. Последние 20 лет журнал издается и развивается силами сотрудников факультета психологического консультирования МГППУ, который с 2013 года также получил новое название — факультет консультативной и клинической психологии. Идея единства подготовки специалистов и их информационной поддержки в форме профессионального журнала принадлежит первому декану первого в стране факультета психологического консультирования Федору Ефимовичу Василюку. За эти годы вместе с журналом и всем университетом факультет консультативной и клинической психологии прошел очень большой путь. Факультет не только готовит специалистов по двум направлениям, которые означены в его новом названии, он предлагает широкий спектр возможностей постдипломного образования в разных направлениях современной психологической практики и психотерапии. За 20 лет на факультете оформились собственные оригинальные направления консультирования и психотерапии: понимающая психотерапия, рефлексивно-деятельностный подход, интегративная психотерапия аффективных расстройств.

Редколлегия журнала от души поздравляет всех сотрудников, выпускников и студентов факультета со славным юбилеем! Однако проделать этот путь было бы крайне сложно вне амбициозного и масштабного проекта, каким является весь Московский государственный психолого- педагогический университет — первое образовательное учреждение в мире, собравшее под одной крышей самые разные направления психологии. Поэтому наш юбилейный выпуск посвящен трем юбилейным датам: 25-летию нашего журнала, 20-летию нашего факультета и 20-летию всего нашего университета.

Наш юбилейный выпуск открывает статья Ф.Е. Василюка — основателя журнала и факультета, написанная совместно с Т.Д. Карягиной — одним из ведущих исследователей проблемы эмпатии, много лет проработавшей на нашем факультете. Статья написана в жанре диалога двух соратников о судьбах и актуальных проблемах развиваемого ими экспириентального направления в психотерапии. Несмотря на, казалось бы, облегченный жанр, делающий само прочтение теоретической статьи увлекательным и захватывающим, в диалоге авторов затронуты серьезные методологические проблемы, соотнесены разные направления оказания психологической помощи, выдвинуты новые идеи. Вторая статья в рубрике «Теория и методология» посвящена мало разработанным теоретическим вопросам особой области практики, где перекрещиваются линии работы разных специалистов — педагогов, консультантов, психотерапевтов — вопросам помощи детям с трудностями в обучении. С опорой на идеи культурно-исторической психологии авторы статьи — В.К. Зарецкий и А.Б. Холмогорова — предпринимают попытку разработки основ такой модели развития, которая могла бы объединить усилия разных специалистов и сделать эти усилия не только согласованными, но и направленными на фасилитацию развития ребенка, оказавшегося в ситуации хронического неуспеха в учебе.

Завершается рубрика статьей К.А. Сыроквашиной, содержащей обзор современных научно-обоснованных моделей, направленных на обобщение различных факторов суицидального поведения подростков. Тема более чем актуальная в стране, где за последний год отмечается значительный рост числа суицидов среди детей и подростков. Именно поэтому предпоследняя рубрика нашего спецвыпуска «Дайджест исследований в клинической психологии и психотерапии»» полностью посвящена проблеме суицидального поведения. Подготовка таких тематических дайджестов стала традицией нашего журнала, и редакция выражает искреннюю благодарность постоянному ведущему этой рубрики — Елене Можаевой — за информационно- просветительский вклад в работу нашего журнала.

В отдельной рубрике «Психоаналитические исследования» мы предлагаем читателям две статьи, посвященные анализу случаев. Первая из них написана группой специалистов в области психоанализа, среди которых хорошо известный российским читателям ученый Х. Кехеле — соавтор ставшего классическим учебника по психоанализу, переведенного на русский язык. Помимо интригующего содержания статья интересна как прецедент успешного международного сотрудничества. Вместе с немецкими коллегами Х. Кехеле и М. Буххольцом тонкости процесса лечения и сложности описывающего этот процесс концептуального аппарата российским читателям помогает понять известный российский специалист в области психоанализа В.А. Агарков. Во второй статье данной рубрики описан случай психоаналитической работы с ребенком, представленный российским специалистом в области детского психоанализа Н.Ю. Федуниной.

Для всех, кого интересуют вопросы подготовки специалистов в области консультирования и психотерапии, редакция предлагает ознакомится с новым проектом — «Мировой опыт преподавания консультативной психологии», который мы намерены продолжить в последующих выпусках. Открывает этот проект статья М.А. Гулиной, которая откликнулась на просьбу редакции описать процесс подготовки психологов-консультантов в Великобритании. Статья замечательна не только детальным описанием различных ньюансов этой подготовки, но и рефлексией автора относительно существующих моделей и принципов подготовки в психодинамическом направлении современного психологического консультирования. Читателям будет интересно сопоставить процесс подготовки специалистов в Великобритании и США на основе материалов интервью с преподавателем оксфордского колледжа в Бостоне Е. Черепанов. Материалы рубрики дают возможность российским специалистам осмыслить существующие способы подготовки психологов-консультантов в России с целью их дальнейшего развития и совершенствования.

К юбилею факультета сотрудником нашего факультета В.К. Зарецким совместно со студентками О. Пичугиной и Д. Ведмицкой был начат еще один проект — «Дерево культурно-исторической психологии». Проект посвящен становлению разных направлений культурно-исторической психологии, восстановлению связи времен и имен, преемственности разных поколений специалистов, развивающих идеи Л.С. Выготского. Мы открываем проект двумя интервью, которые тоже выбраны не случайно, а в связи с юбилейными датами университета, факультета, журнала. Первое из них — с ректором МГППУ В.В. Рубцовым, под руководством которого все эти годы развивается и растет наш университет. Редакция искренне благодарит Виталия Владимировича за поддержку этого проекта и участие в нем. Второе интервью — с автором этого текста — нынешним деканом факультета консультативной и клинической психологии и главным редактором журнала А.Б.Холмогоровой.

В юбилейном выпуске также представлены материалы только что прошедшего пятого конгресса Международного общества культурно- исторических деятельностных исследований (ISCAR), на котором российская делегация была достойно представлена 12 докладчиками, причем 6 из них — сотрудники нашего университета.

Завершается наш спецвыпуск некрологом, посвященном светлой памяти Федора Ефимовича Василюка. Так сложилось, что юбилей журнала совпал с кончиной его создателя. Нам же остается помнить и продолжать начатое им дело.

В заключение благодарим всех читателей журнала за путь в четверть века, пройденный вместе с нами — журнал живет пока его читают!

Метрики

Просмотров

Всего: 2090
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 347
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2