Новые практики взаимодействия с родителями дошкольников и школьников в Финляндии

998

Аннотация

Рассмотрены задачи взаимодействия с родителями в рамках зарубежного начального образования (детский сад и начальная школа). Основным содержанием такой деятельности является информирование, консультирование, привлечение к учебному процессу и внеучебным занятиям, а также помощь нуждающимся семьям. Родители участвуют в принятии решений, при этом по возможности учитывается мнение детей. Описаны основы обеспечения эффективной коммуникации между родителями и педагогами. Представлены примеры совместных мероприятий для семей с детьми. Рассказано о новейших направлениях, развиваемых в Финляндии, работы с родителями. Представлены некоторые результаты проекта, проходившего в 2015—2017 гг. в Латвии, Финляндии и Эстонии, ориентированного на работу с русскоязычными родителями, дети которых становятся билингвами.

Общая информация

Ключевые слова: двуязычие, билингвизм, взаимодействие образовательной организации и семьи, работа с родителями

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260110

Для цитаты: Протасова Е.Ю. Новые практики взаимодействия с родителями дошкольников и школьников в Финляндии // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 1. С. 146–158. DOI: 10.17759/cpp.2018260110

Фрагмент статьи

В рамках образовательной системы в зарубежном дошкольном и начальном воспитании все больше внимание уделяется роли родителей. В свою очередь, и они сами гораздо больше готовы эту роль выполнять.

Литература

  1. Бурд М. Психолого-педагогические основы взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания и обучения русскому языку детей-билингвов дошкольного возраста: на примере Германии: дисс. … канд. пед. наук. М., 2011. 248 с.
  2. Бурса А. Европейский проект по сотрудничеству с семьей в вопросах двуязычия // Возвращение к двуязычию в детских садах России: опыт регионов / Под ред. Н. Антоновой, Е. Протасовой, Й. Сиркия. Helsinki: Suomi-Venäjä-Seura, 2016. С. 173—186.
  3. Джалалова А., Зорина Н., Костюкевич И., Протасова Е., Бурса А., Виимаранта Х., Гаврилина М., Григуле Л. Семейная языковая политика и двуязычное образование // Многоязычие и среда / Под ред. Е.Ю. Протасовой. Berlin: Retorika, 2017. С. 8—45.
  4. Протасова Е.Ю. Некоторые международные тенденции в раннем двуязычном образовании // Русский язык за рубежом. 2016. № 6. С. 4—10.
  5. Протасова Е.Ю. Опыт работы с родителями двуязычных дошкольников // Управление ДОУ. 2017. № 6. С. 18—28.
  6. Boult B. 201 Ways to Involve Parents. Practical Strategies for Partnering with Families. Thousand Oaks, CA: Corwin, 2016. 160 p.
  7. Epstein J.L. School, family and community partnerships: Preparing educators and improving schools. 2nd edition. Boulder, CO: Westview Press, 2016. 634 p.
  8. Keyser J. From Parents to Partners: Building a Family-Centered Early Childhood Program. St. Paul, MN: Redleaf Press, 2006. 155 p.
  9. Lawrence-Lightfoot S. The essential conversation: What parents and teachers can learn from each other. New York: Ballantine Books, 2004. 256 p.
  10. McNiff J. Action Research. All You Need to Know. London: SAGE Publications Ltd, 2017. 277 p.
  11. Porter L. Teacher-parent Collaboration: Early Childhood to Adolescence. Camberwell, Victoria: ACER, 2008. 261 p.
  12. Ward U. Working with parents in the early years. 2nd edition. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2013. 160 p. doi:10.4135/9781526402080

Информация об авторах

Протасова Екатерина Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, адъюнкт-профессор отделения языков, Хельсинкский университет, канд. фил. наук, Хельсинки, Финляндия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8271-4909, e-mail: ekaterina.protassova@helsinki.fi

Метрики

Просмотров

Всего: 2422
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 998
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6