Консультанты и психотерапевты за рубежом: обучение, квалификационные требования (на примере Великобритании и Нидерландов)

1984

Аннотация

Предлагаемый материал дает представление о подготовке консультантов и психотерапевтов за рубежом, в частности, в Великобритании и Нидерландах, об их месте в системе оказания помощи, о требованиях к этим специалистам и содержании программ обучения. Дайджест основывается на текущей информации профессиональных сайтов Интернета.

Общая информация

Рубрика издания: Дайджест исследований в клинической психологии и психотерапии

Тип материала: документ

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260211

Для цитаты: Консультанты и психотерапевты за рубежом: обучение, квалификационные требования (на примере Великобритании и Нидерландов) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 2. С. 161–172. DOI: 10.17759/cpp.2018260211

Полный текст

Консультант или психотерапевт?

Консультант — специалист, хорошо подготовленный в области профессионального выслушивания и ответов.

Консультирование больше фокусируется на текущих трудностях, вызывающих проблемы у клиента, и в меньшей степени связано с погружением в его прошлое. Это — низкопороговая, т. е. обеспечивающая максимальную доступность, форма психологической помощи. Важнейшими задачами консультанта являются психосоциальная помощь и сопровождение клиентов в трудных ситуациях.

Консультант-психолог — специалист в области консультативной психологии. Это довольно новая группа прикладных психологов, совмещающих терапевтическую практику с психологическими исследованиями и теорией.

Психотерапевт — специалист с высоким уровнем подготовки в области разговорной терапии, владеющий искусством профессионального выслушивания и ответов. Психотерапевт помогает клиенту распознать, что именно его беспокоит, где могут находиться источники проблемы, как клиент будет подходить к поиску решений и выхода из своих проблем.

Психотерапия «копает глубоко» и использует прошлое для выявления паттернов, объясняющих поведение и выбор человека в будущем. Психотерапия — длительный процесс (от 6 месяцев до нескольких лет).

Общее между консультированием и психотерапией — это формы индивидуального сопровождения для людей с психическими жалобами или проблемами.

Различия между консультированием и психотерапией — в уровнях психологической помощи. Если человек «застрял» в какой-то ситуации и без посторонней помощи не может из нее выйти, но при этом способен продолжать свою обычную жизнь, то можно обратиться к консультанту. Сопровождение консультанта осуществляется через структурирование процесса взаимодействия с клиентом, обеспечение обратной связи и советы, через обретение понимания (инсайты) и осознание существующих возможностей. Консультант работает прежде всего на преодоление блока и продолжение развития человека.

Если же человек не в состоянии функционировать «нормально», потому что его психическая проблема слишком тяжела, то в таких случаях показана психотерапия. Психотерапевт структурирует процесс, обеспечивает обратную связь и дает советы, подводит к инсайтам, совершает интервенции с целью усиления способности клиента управлять собой, восстанавливаться и принимать ответственность за свою жизнь. Психотерапевт ориентирован скорее на проблему и работает с прошлым клиента, его настоящим и будущим.

Подготовка консультантов в Великобритании

На британском сайте Prospects представлен пр о ф ил ь пр о ф е с - сии консультанта.

Обязанности.

—     Установление отношений доверия и уважения с клиентами.

—     Согласование так называемого контракта (рамок) консультирования с целью определить, что будет включено в сессии (в том числе вопросы конфиденциальности).

—    Стимулирование клиентов к разговорам на темы, которые они обычно не могут обсуждать с другими.

—     Активное выслушивание того, что беспокоит клиента, и проявление эмпатии к его ситуации.

—     Беспристрастное принятие вопросов, поднятых клиентами.

—     Помощь клиенту в постижении более глубоких уровней его беспокойства.

—     Указание на любые расхождения в словах или действиях клиента.

—     Помощь клиенту в принятии решений и в ситуации выбора с целью продвижения вперед.

—    Направление клиентов к другим источникам помощи, если в этом есть необходимость.

—    Осуществление супервизии и посещение курсов дополнительного образования.

—     Прохождение личной терапии (обязательно для аккредитации).

—     При необходимости, осуществление контактов со службами или отдельными лицами, чтобы помочь изменениям по вопросам, поднятым клиентами.

—     Работа по согласованным целям (мишеням) в соответствии с контрактом клиента.

—     Ситуационное проведение как групповой, так и индивидуальной терапии.

—     Ведение записей и использование современных технологий извлечения информации и визуализации данных (для анализа работы).

Квалификационные требования. Существует три уровня подготовки.

1.     Введение в консультирование. Дает базовые навыки консультирования и краткий обзор полного курса. Продолжительность: 8—12 недель, уровень колледжа.

2.     Сертификат по консультированию. Теоретическое понимание консультирования на более глубоком уровне, развитие навыков консультирования и подготовка к следующему уровню. Продолжительность курса — около 1 года, без отрыва от основной работы.

3.     Диплом по консультированию. Минимум 1 год очного обучения или 2 года без отрыва от работы, при минимум 100 часах работы с супер- визией.

Далее возможен следующий уровень — диплом по психотерапевтическому консультированию.

Ряд общепризнанных курсов позволяет по окончании становиться членами профессиональных организаций, например, Британской ассоциации консультирования и психотерапии (BACP), Совета СК по психотерапии (UCKP) или Национального общества консультирования (NCS). Такая регистрация не является обязательной, но она говорит о том, что данный специалист удовлетворяет определенным стандартам и придерживается профессионального этического кодекса.

Навыки.

—   Непредвзятый взгляд на мир и желание работать с самыми разными людьми.

—           Отличные навыки наблюдения и выслушивания.

—           Терпение, толерантность и чувствительность.

—           Понимание собственного отношения и собственных реакций.

—           Вера в то, что все клиенты способны на изменения к лучшему.

—           Высокое мнение о конфиденциальности.

Обучение на консультанта в Нидерландах

В Нидерландах, как и в Великобритании, существует спектр профессионального образования в области (психологического) консультирования. Широко распространен бакалавриат по консультированию. Степень бакалавра позволяет вести собственную практику. Продолжительность обучения — 36 месяцев.

Содержание программы.

Первый год обучения — ориентация в специальности. Введение в консультирование — Введение в психологию — Базовые методы консультирования — Позиция/ отношение консультанта — Практическое задание: полевое обследование — Анамнез — Диагностика — Базовые медицинские знания — Психопатология и консультирование — Коммуникация и подготовка отчета — Практическое задание: диагностическое обследование — Методы обследования 1.

Второй год обучения — процесс осознания произошедших перемен. Ориентированная на клиента беседа — Когнитивное консультирование — Консультирование по поведению — Креативное консультирование — Практическое задание: составить план сопровождения для консультирования в Интернете — Ориентированная на систему работа в формате семейного консультирования — Консультирование у пожилых — Практическое задание по теме «Подросток и семья» — Консультирование и разнообразие — Социализация — Практическое задание: интервизия — Углубленные базовые медицинские знания — Психология развития — Методы обследования 2. — Ведение беседы с детьми.

Третий/четвертый годы обучения — завершающий этап. План стажировки — Супервизия — Модели продвижения беседы — Консультирование в бизнесе — Практическое задание: обследование — Учреждение частной практики консультанта — Определение личного бренда — Практическое задание: составление бизнес-плана — Этика и законодательство в здравоохранении — Фармакология — План тренинга по работе с проблемой — Стажировка. Задания по стажировке — Сопровождение группы — Психология здоровья — Организационная психология.

Во время обучения студент учится применять в практике консультирования различные методики на основе наиболее значимых теорий. Программа предусматривает супервизию. В ходе обучения среди прочих предлагаются следующие темы:

—    Методическая работа в консультировании;

—    Сигналы в консультировании;

—    Индивидуальное консультирование и консультирование семей;

—    Консультирование в организации;

—    Частная практика консультанта.

Стажировка. Стажировка является частью обучения. Во время стажировки учащийся использует свои знания в практике. Для обучения на консультанта требуется 840 часов стажировки, из них 700 часов — это чистая работа с клиентами. Остальное время может быть потрачено на работу над отчетами.

Подготовка консультантов-психологов в Великобритании

Консультант-психолог (counselling psychologist) использует психологическую теорию и исследования в терапевтической работе с клиентами, находящимися в разнообразных трудных жизненных ситуациях (тяжелая потеря, домашнее насилие, трудности во взаимоотношениях, сексуальные злоупотребления, психологические травмы) и/или испытывающими проблемы психического здоровья (тревога, депрессия, расстройства пищевого поведения, посттравматическое стрессовое расстройство, психоз). Работа консультанта-психолога требует высокого уровня подготовки и самопознания, достигнутого путем прохождения личной терапии. В настоящее время докторские программы по консультативной психологии предлагают более десяти британских университетов. В Нидерландах подобных программ нет.

На британском сайте Prospects представлен профиль профессии консультанта-психолога:

Обязанности.

—   Осуществление оценочной деятельности, включая оценку потребностей клиента в сфере психического здоровья, оценку рисков и психометрическое тестирование.

—      Формулирование психологического объяснения проблем клиента.

—     Установление рабочих отношений сотрудничества с клиентом на основе доверия и уважения.

—     Планирование и осуществление специальных психологических воздействий.

—      Мониторинг и оценка исхода терапии.

—     Сотрудничество с коллегами, членами мультидисциплинарной бригады и направляющими инстанциями в части планирования терапии и оказания услуг, соответствующих потребностям клиента.

—     Изложение сложной, технической и/или клинически чувствительной информации ясным и понятным языком (устно и письменно) клиентам, их близким и лицам, осуществляющим уход.

—     Способствование научным исследованиям, оценке деятельности служб и их проверке — как индивидуально, так и в качестве члена терапевтической бригады.

—     Прием регулярной клинической и профессиональной супервизии от старшего психолога.

—     Продолжение личностного и профессионального роста, поддержание современного уровня знаний и навыков.

Квалификационные требования.

Чтобы практиковать в Соединенном Королевстве в качестве консультанта-психолога, необходимо иметь регистрацию в Совете профессий, связанных со здоровьем и уходом (HCPC), что означает дополнительное последипломное обучение после получения образования по психологии. Это может быть трехлетняя докторская программа по консультативной психологии в университете или независимый путь подготовки, который носит название «Квалификация в консультативной психологии» (QCoP), продолжительностью тоже минимум три года.

Навыки.

—      Межличностные и психотерапевтические навыки.

—      Отличные навыки коммуникации.

—      Навыки консультирования.

—      Толерантность и чувствительность в работе с клиентами.

—      Способность исследовать эмоциональные темы вместе с клиентами.

—      Здоровое любопытство и исследовательский подход к работе.

—      Навыки анализа.

—      Способность работать в бригаде.

—     Способность разбирать вместе с клиентом, как и почему что-то получается, а что-то нет.

—      Независимость и собственная мотивация.

—      Понимание собственного отношения и собственных представлений.

—      Способность работать под давлением.

—   Навыки планирования времени, чтобы справляться с рабочей нагрузкой.

—           Навыки работы с компьютером.

—           Понимание культурного и религиозного разнообразия.

Консультанты-психологи могут работать в системе здравоохранения, в добровольческом секторе, в тюремной службе, в армии, образовании, науке и промышленности. В сравнении с консультантами и психотерапевтами, они в работе больше опираются на научную психологию. Чаще всего они используют психодинамическую, гуманистическую/ клиент-центрированную и когнитивно-поведенческую терапию. Многие также применяют в практике работы приемы техники осознанности (mindfulness).

В сравнении с клиническими психологами, консультанты-психологи работают с более здоровой популяцией, тогда как клинические психологи больше имеют дело с патологией (шизофрения, психозы, поведенческие проблемы) в условиях больниц.

Подготовка психотерапевтов в Великобритании

На британском сайте Prospects представлен профиль профессии психотерапевта:

Обязанности.

—   Работа с клиентом «один на один», с парами, семьями и группами клиентов.

—   Проведение серии индивидуальных сессий с клиентом, обычно продолжительностью от 30 минут до одного часа, один или более раз в неделю. Оценка через них потребностей клиента, установление отношений доверия и исследование проблемы клиента — за несколько сессий или за более продолжительный период в 2—3 года.

—   Стимулирование клиента к рассказу о себе и исследование его чувств и поведения.

—           Проведение групповых сессий для пациентов в условиях стационара.

—   Проведение групповых сессий в порядке обучения других специалистов, например, социальных работников, сестринского персонала и педагогов, интересующихся функционированием группы, а также индивида внутри группы.

—   Отслеживание профессиональной информации теоретического и исследовательского характера.

—   Поддержание сети контактов в профессиональном сообществе и иных потенциально важных для деятельности областях с целью обеспечения преемственности в работе и поддержания клиентской базы.

—           Оценка исхода психотерапии и написание отчетов и заключений.

—   Работа по достижению поставленных целей (если вы работаете в государственной системе здравоохранения).

—   Супервизия со стороны других соответствующим образом подготовленных лиц с целью обсуждения личных вопросов и вызывающих беспокойство аспектов профессиональной практики.

—   Осуществление супервизии по отношению к другим психотерапевтам.

Квалификационные требования. При прочих равных исходных данных (например, наличие университетского диплома магистра) шансы на получение специальности психотерапевта выше у лиц, изучавших психологию, сестринский уход, медицину, социальную работу и социологию. Помимо теоретической подготовки также требуется опыт работы по основной специальности. Жизненный опыт необходим будущему психотерапевту, чтобы справиться с крайними выражениями человеческих эмоций, сомнениями и уязвимостями, которые ожидают их в практике.

Обычно психотерапия — это вторая освоенная профессия, и многие приходят в нее из областей клинической психологии, психиатрии, психического здоровья и социальной работы.

Курс обучения психотерапии составляет 4—6 лет и проходит без отрыва от основной работы по установленному графику. В программу включены письменные задания по теории, клиническая работа под су- первизией и клинические семинары.

В настоящее время в Великобритании не существует обязательной регистрации или лицензирования для частнопрактикующих психотерапевтов. Однако при удовлетворении всех квалификационных требований можно зарегистрироваться в качестве полного члена профессиональной организации, например, Британской ассоциации консультирования и психотерапии (BACP), Совета Соединенного Королевства по психотерапии (UCKP) или Британского психоаналитического совета (BPC). Регистрация является гарантией для клиента, что вы удовлетворяете всем стандартам подготовки и опыта работы в качестве психотерапевта. Членство в профессиональной организации также помогает отслеживать новые веяния в психотерапии и продолжать профессиональное развитие.

Навыки.

—           Саморефлексия, чувствительность и эмпатия.

—   Толерантность к иным мнениям, избегание моральных оценок и уважение к другим.

—   Искренний интерес к эмоциональным проблемам, с которыми сталкиваются люди.

—   Понимание значимости конфиденциальности, а также ограничений в связи с ней.

—           Вера в присущую человеку способность изменяться и развиваться. — Энергичный и позитивный подход.

—           Способность устанавливать раппорт с другими.

—           Чувство юмора.

—           Понимание в вопросах непредвзятости и разнообразия.

—   Чувство уверенности при исследовании трудных и болезненных аспектов жизни клиента.

Обучение на психотерапевта в Нидерландах

Психотерапевт в Нидерландах — это базовая специальность с возможными последующими дополнительными специализациями. Согласно информации на сайте RINO Group, занимающейся подготовкой психотерапевтов, «психотерапевт занимается лечением пациентов с комплексными проблемами, в значительной мере с разнообразными личностными проблемами».

Обучение на психотерапевта предназначено для психологов, педагогов, психиатров и специалистов в области психического здоровья, которые могут быть вовлечены в лечение пациентов с тяжелой и/или множественной психопатологией. Психотерапевты работают в сфере психического здоровья; это может быть частная практика, больницы или помощь людям с психическими ограничениями. После получения диплома можно зарегистрироваться в государственном регистре медицинских специальностей BIG. В таком случае вы будете юридически признаны психотерапевтом и имеете в том числе право выставлять счета для оплаты через систему медицинского страхования.

Условия поступления: наличие университетского образования уровня магистра. Далее следует проверка на наличие у соискателя необходимых для обучения на психотерапевта элементов образования. Это знания в области теории личности; психофизиологии или психосоматики; психопатологии; психологии развития; психофармакологии; психических проблем, обусловленных культурой; сексологии; техники ведения беседы; тренинга взаимодействия; 30-дневная стажировка в одной из служб психического здоровья. Если соискатель ранее не прошел требуемые курсы, то можно обсудить с руководителем обучения возможность заместительного курса. Данная проверка не распространяется на психологов системы здравоохранения (Gz psycholoog). Психиатрам для получения регистрации «психотерапевта», т. е. официального права практиковать в качестве психотерапевта и выставлять счета, требуется проверить образование и навыки в области психотерапии, полученные ими во время четырехлетнего обучения по специальности «психиатрия», на соответствие требованиям к регистрации и при необходимости пройти дополнительные курсы и сдать экзамены. Такую проверку обеспечивает организация по подготовке психотерапевтов.

Обучение на психотерапевта состоит из трех частей.

—   Терапевтические отношения: эффективное применение методов диагностики и интервенции.

—           Психодиагностика и определение показаний для психотерапии.

—           Интеграция различных направлений психотерапии.

Обучение осуществляется специалистами-практиками в форме ролевых игр, интервизии, ориентированного на проблему образования и творческого представления темы.

Образование возможно в двух направлениях: 1) дети и подростки; 2) взрослые и пожилые. Для каждого из этих курсов есть два варианта: четырехлетний курс для дипломированных психологов, ортопедагогов (близко к дефектологам), специалистов системы психического здоровья и врачей и укороченный трехлетний вариант для имеющих регистрацию психологов системы здравоохранения. Обучение предполагает один день очных занятий раз в две недели.

Содержание программы (с сайта Rinogroep.nl).

1.    Курс «Дети и подростки». Диагностика, психопатология и клинические рекомендации по лечению — Основы психотерапии — Работа с индивидом: направленные на клиента мышление и работа — Когни­тивно-поведенческое терапевтическое мышление и работа — Психоаналитическое мышление и работа — Системное мышление и работа (вступление, углубленное изучение, пожилые и младенцы) — Диагностический процесс — Работа с группами — Работа с индивидом, углубленное рассмотрение (психотерапия и игра, терапия на основе мен- тализации, схема-терапия) — Ожидания от углубленного подхода и оценка — Ориентированное на проблему образование и интервизия — Этика — Наука — Протоколы и профессия.

Общее количество часов: 580 (четырехлетний курс) и 377 (трехлетний курс).

2.    Курс «Взрослые и пожилые». Психодиагностика (методы, техники и модели) — Основы психотерапии: ведение беседы (разнообразные интервенции) — Групповые интервенции в начинающей группе — Выстраивание терапевтических отношений — Межличностный аспект: регуляция аффекта (экспериенциальные интервенции, психодинамические интервенции) — Оценка себя в группе: индивидуальная обратная связь через членов группы — Межличностный аспект: когнитивная регуляция (психодинамические интервенции, КПТ-интервенции) — Межличностный аспект: регуляция поведения (КПТ-интервенции) — Система, партнерские отношения, системные интервенции — Групповые интервенции в устоявшейся группе — Межличностный аспект: взаимоотношения (интервенции при поломке и разрыву взаимоотношений) — Определение показаний к терапии (концептуализация случая, отклонения от официальных рекомендаций) — Лечение согласно клиническим рекомендациям (первый и второй шаги в терапии из рекомендаций по лечению тревожных расстройств, расстройств настроения, личностных расстройств и ПТСР) — Определение клинических показаний (клинические конференции; концептуализация случая при стагнации в психотерапии) — Отработка профессиональных навыков — Этика — Наука и доказательные данные.

Общее количество часов: 580 (четырехлетний курс) и 394 (трехлетний курс).

Практика. В рамках четырехлетнего обучения обучающийся вырабатывает на рабочем месте минимум 20 часов в неделю, что дает итоговый опыт работы в виде требуемых 3050 часов. Для укороченного курса требование практической работы составляет 1725 часов, т. е. минимум 16 часов в неделю в официально признанной практике.

Супервизия:

—    25 часов общей супервизии;

—   50 часов супервизии на 200 часов индивидуальной психотерапии в двух разных условиях;

—    25 часов супервизии на 100 часов с группами или системами;

—   25 часов супервизии на 100 часов психотерапии с детьми и подростками или пожилыми людьми;

—    25 часов супервизии на 100 часов психотерапии по выбору учащегося.

Учебная собственная терапия. Помимо этого, каждый обучающийся проходит 50 часов собственной учебной психотерапии у официально признанного учебного психотерапевта. Рекомендуется начинать прохождение собственной психотерапии в первый год обучения.

Для справки

Психолог системы здравоохранения в Нидерландах — специализация после получения университетского образования по психологии уровня магистра. Предполагает дополнительное двухлетнее профессиональное образование, которое дает право работать во всех областях здравоохранения. Занимается лечением психических проблем (горе, зависимости, депрессия, тревога, фобии) и проблем, обусловленных жизненными обстоятельствами (тяжелая потеря, выгорание, проблемы во взаимоотношениях). Психолог системы здравоохранения может быть внесен в государственный регистр BIG и имеет право заниматься частной практикой.

Клинический психолог в Нидерландах — это специализированный психолог системы здравоохранения. Для получения квалификации после окончания магистратуры на психологическом факультете университета требуется дополнительное шестилетнее образование: два года последи­пломного обучения на психолога системы здравоохранения плюс четыре года обучения на клинического психолога по курсу «Взрослые и пожилые» или «Дети и подростки». Клинический психолог занимается диагностикой и лечением тяжелых и сложных психических проблем и расстройств, и осуществляет кризисные интервенции. Клинический психолог имеет регистрацию BIG и имеет право заниматься частной практикой.

Интегративная терапия — это прогрессивная форма психотерапии, сочетающая различные инструменты и подходы терапии, соответствующие потребностям отдельного клиента. Интегративная терапия отличается от эклектичной терапии тем, что она использует техники, поддержанные научными исследованиями и доказавшими свою эффективность в лечении специфических расстройств, тогда как эклектичная терапия больше фокусируется на эффективности определенной техники и меньше озабочена наличием научных доказательств ее эффективности при специфических проблемах.

Составитель-переводчик: Елена Можаева.

Метрики

Просмотров

Всего: 2436
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1984
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 11