Нарратив как психотехническое средство в работе с личностной суверенностью подростка

837

Аннотация

Рассмотрены вопросы формирования личностной суверенности подростка в нарративном тренинге. Нарратив понимается как текст, знаковая система, первоначально разделенная между людьми и в последствии интериоризируемая. Обосновывается возможность использования нарратива как психотехнического средства в работе с личностной суверенностью подростка. Ее формирование связывается с освоением рефлексивного действия, направленного на смысловое упорядочивание подростком опыта (событий) своего успешного автономного поведения. Основным содержанием нарративного тренинга выступает конструирование нарратива (нарративной метафоры). Рассмотрены два аспекта нарративной метафоры: «ландшафт действия» и «ландшафт смысла», помогающие подростку означить и придать смысл уникальным эпизодам собственной жизни, структурировать разрозненный опыт своего успешного независимого поведения.

Общая информация

Ключевые слова: психологическая суверенность личности, психотехническое средство, нарратив, подростковый возраст

Рубрика издания: Мастерская и методы

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2018260208

Для цитаты: Елфимова М.М. Нарратив как психотехническое средство в работе с личностной суверенностью подростка // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Том 26. № 2. С. 125–134. DOI: 10.17759/cpp.2018260208

Фрагмент статьи

Психологическая суверенность является формой субъектности человека и понимается как способность осуществлять контроль, защиту и развитие своего психологического пространства. Эта способность основана «на обобщенном опыте успешного автономного поведения», осуществленного с позиции субъекта и характеризующегося ответственностью и самостоятельностью.

Литература

  1. Венгер А.Л. Культуральный подход в психотерапии // Культурно-историческая психология. 2006. № 1. С. 32—38.
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 450 с.
  3. Елфимова М.М. Развитие произвольного смыслообразования в нарративном тренинге [Электронный ресурс] // Психолог. 2017. № 6. С. 71— 78. doi:10.25136/2409-8701.2017.6.25010. URL: http://e-notabene.ru/psp/ article_25010.html (дата обращения: 29.12.2017).
  4. Клементьева М.В. Биографическая рефлексия как ресурс саморазвития взрослых людей // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 1. С. 14—23. doi:10.17759/chp.2016120102
  5. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т. 11. № 4. С. 110—135.
  6. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления: автореф. дисс. … докт. психол. наук. М., 2005. 39 с.
  7. Поливанова К.Н., Сазонова Е.В., Шакарова М.А. Что могут рассказать о современных детях их чтение и игры // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 283— 299.
  8. Преображенская А.О. Динамика субъектной позиции личности в процессе психологического консультирования: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.
  9. Преображенская А.О. «Автор» и «герой» в автобиографическом нарративе // Московский психотерапевтический журнал. 2006. № 1. С. 118—130.
  10. Сапогова Е.Е. Автобиографирование как процесс самодетерминации личности // Культурно-историческая психология. 2011. № 2. С. 37—51.
  11. Сапогова Е.Е. Автобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2005. № 2. С. 63—74.
  12. Турушева Ю.Б. Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 24—32. doi:10.17759/chp.2016120203
  13. Уайт М. Карты нарративной практики: введение в нарративную терапию: пер. с англ. М.: Генезис, 2010. 326 с.
  14. Хозиев В.Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. № 1. С. 25—35.
  15. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108—116.
  16. Эльконин Б.Д. Опосредствование. Действие. Развитие. Ижевск: ERGO, 2010. 280 с.
  17. Bruner J. Life as narrative // Social Research. 1987. Vol. 54 (2). P. 11—32.

Информация об авторах

Елфимова Мария Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии, кафедра возрастной и педагогической психологии, Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0996-6309, e-mail: elfimovamarya@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1781
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 837
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 9