Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения 294

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Лыкова Т.А., кандидат психологических наук, ведуший научный сотрудник, Институт управления образованием, Российская академия образования (ФГБНУ «ИУО РАО»), Москва, Россия, feo.tatiana@gmail.com
Собкина А.В., педагог-психолог, Московский театральный колледж при «Московском театре Олега Табакова», Москва, Россия, nurasobkina@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования структурных особенностей личностных изменений студентов-актеров в процессе обучения в театральном колледже. Выдвинута гипотеза о том, что на этапе первичного отбора в профессию и в процессе обучения у студентов выявляются и формируются особые устойчивые личностные структуры (объединения личностных качеств), которые имеют принципиальное значение для формирования субъекта актерской деятельности. Общая выборка составила 832 человека: 686 абитуриентов театрального колледжа; 188 студентов в начале и 174 — в конце 1-го курса, 106 студентов — 2-го курса, 91 — 3-го курса, 68 — 4-го курса. Методики: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF. Результаты: выделено 4 инвариантных фактора, описывающих структурные особенности личности студентов-актеров: личностная тревожность, стремление к публичному общению, эмоциональное воздействие на другого, индивидуализм. Выводы: подтвердилась гипотеза о наличии устойчивых личностных структур, обнаружен ряд существенных личностных особенностей, которые способствуют реализации сценического общения «я—роль—зритель».

Ссылка для цитирования

Благодарности

Работа выполнена при поддержке РФФИ Проект №18-013-00805 А «Особенности личностных изменений и профессиональной социализации в процессе освоения актерской профессии».

Литература
  1. Бенеш Н.Л. Психологические механизмы эмпатии в актерской психотехнике: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 25 с.
  2. Галкина Ю.И. Психологические детерминанты личностно- профессионального становления будущих актеров: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2011. 235 с.
  3. Гройсман А.Л. Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера. М.: Когито-Центр, 2007. 160 с.
  4. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 85 с.
  5. Малевский Е.В. Психологические характеристики личности в обучении актера вербальному ролевому поведению: дисс. … канд. психол. наук. М., 1998. 115 с.
  6. Мейерхольд В.Э., Бебутов В.М., Аксенов И.А. Амплуа актера. М.: ГВЫРМ, 1922. 15 с.
  7. Рождественская Н.В. Диагностика актерских способностей. СПб: Речь, 2005. 192 с.
  8. Росляков А.Ф. Мотивационные особенности личности и профессиональной деятельности студента-актера: автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1992. 16 с.
  9. Савостьянов А.И. Общая и театральная психология. СПб.: КАРО, 2007. 256 с.
  10. Станиславский К.С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. М.: Прайм-Еврознак, 2010. 416 с.
  11. Собкин В.С. Опыт исследования личностных характеристик студентов- актеров // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов / Под ред. А.Л. Гройсмана. М.: ГИТИС, 1984. С. 22—37.
  12. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 1. С. 7—28. doi:10.17759/ cpp.2018260102
  13. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Особенности личностных изменений у студентов- актеров на разных этапах обучения в театральном колледже // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 3. C. 34—41.
  14. Собкин В.С. Феофанова Т.А. К вопросу о диагностике актерской одаренности: социально-психологические аспекты // Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII / Под ред. В.С. Собкина. М.: Институт социологии образования РАО, 2012. C. 217—236.
  15. Фишман-Борисов М.Б. Становление Я-концепции в системе профессионального мастерства будущего актера: дисс. … канд. психол. наук. М., 2005. 217 с.
  16. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign, IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 215 p.
  17. Dufner M et al. Narcissistic tendencies among actors: Craving for admiration, but not at the cost of others // Social Psychological and Personality Science. Vol. 6 (4). P. 447—454. doi:10.1177/1948550614564224
  18. Goldstein T.R., Winner E. Living in alternative and inner worlds: early signs of acting talent // Creativity Research Journal. Vol. 21 (1). P. 117—124. doi:10.1080/10400410802633749
  19. Orzechowicz D. Privileged emotion managers: The case of actors // Social Psychology Quarterly. Vol. 71 (2). P. 143—156. doi:10.1177/019027250807100204
  20. Panainte М., Ene D.L. Sources of the actors’ emotions expressed on stage // The Scientific Journal of Humanistic Studies. Vol. 7 (12). Р. 84—88.
  21. Sobkin V.S., Lykova T.A. Sociometric status of Theatre College students and its relation to their personal characteristics and educational activities // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. 8 (4). Р. 130—141. doi:10.11621/pir.2015.0413
  22. Tatar A. et al. Examination of personality characteristics of theater actors in the framework of the five factor model and construction of their personality // Turk Psikoloji Dergisi. Vol. 28 (72). Р. 1—20.
  23. Turri M. A psychoanalytic perspective on theories of spectator-character and actor-character identification in the theatre: Ph.D. thesis. University of Exeter, 2015. 132 p.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика