Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8206Ключевые слова 20121 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа 80

Собкин В.С., доктор психологических наук, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования», Москва, Россия, sobkin@mail.ru
Лыкова Т.А., кандидат психологических наук, ведуший научный сотрудник, Институт управления образованием, Российская академия образования (ФГБНУ «ИУО РАО»), Москва, Россия, feo.tatiana@gmail.com

Аннотация

Представлены результаты исследования психологических особенностей развития личности актера. Предполагается, что на основе анализа сходства индивидуальных профилей студентов-актеров можно выявить личностные типологические особенности на этапе отбора и обучения в театральном колледже. Выборка — юноши, учащиеся театрального колледжа: 129 студентов в начале и 117 — в конце 1-го курса, 64 студента 2-го курса, 54 — 3-го курса, 41 — 4-го курса. Методика: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF. Результаты: выявлены личностные особенности, проявляющиеся на этапе приема в колледж и препятствующие успешному освоению профессии: непринятие авторитетов, стремление к доминированию, отказ от сотрудничества и совместной работы. На основе кластерного анализа выделено четыре личностных типа студентов-актеров, соотносимых с театральными амплуа. Охарактеризованы стратегии педагогического воздействия, проявляющиеся в процессе работы со студентами колледжа: индивидуализация обучения, передача профессиональных знаний через студентов старших курсов. Выводы: показана эффективность и целесообразность использования метода кластерного анализ и типологического подхода в изучении актерской одаренности.

Ссылка для цитирования

Благодарности

Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №18-013-00805А «Особенности личностных изменений и профессиональной социализации в процессе освоения актерской профессии».

Фрагмент статьи

Эта статья продолжает цикл наших исследований, посвященных изучению социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актерской профессии. Программа исследования включает широкий набор тестовых методик.

Литература
  1. Грачева А.М., Нистратов А.А., Собкин В.С. Персонажи фильма в пространстве театральных амплуа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 1. С. 24—33.
  2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 85 с.
  3. Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Математическая статистика для психологов. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
  4. Мейерхольд Вс.Э., Бебутов В.М., Аксенов И.А. Амплуа актера. М.: ГВЫРМ, 1922. 15 с .
  5. Собкин В.С. Опыт исследования личностных характеристик студентов- актеров // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов / Под ред. А.Л. Гройсмана. М.: ГИТИС, 1984. С. 22—37.
  6. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 1 (99). С. 7—28. doi: 10.17759/ cpp.2018260102
  7. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 74—83. doi:10.11621/npj.2014.0309
  8. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Особенности личностных изменений у студентов- актеров на разных этапах обучения в театральном колледже // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 3 (17). С. 34—41.
  9. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 83—100. doi:10.17759/cpp.2018260406
  10. Собкин В.С., Феофанова Т.А. Личностные особенности студентов-актеров разных поколений: инвариантность и изменчивость // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 32—47.
  11. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 215 p.
Статьи по теме

Ениколопов С.Н., Медведева Т.И., Воронцова О.Ю.

Моральные дилеммы и особенности личности

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090210

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика