К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа

669

Аннотация

Представлены результаты исследования психологических особенностей развития личности актера. Предполагается, что на основе анализа сходства индивидуальных профилей студентов-актеров можно выявить личностные типологические особенности на этапе отбора и обучения в театральном колледже. Выборка — юноши, учащиеся театрального колледжа: 129 студентов в начале и 117 — в конце 1-го курса, 64 студента 2-го курса, 54 — 3-го курса, 41 — 4-го курса. Методика: многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF. Результаты: выявлены личностные особенности, проявляющиеся на этапе приема в колледж и препятствующие успешному освоению профессии: непринятие авторитетов, стремление к доминированию, отказ от сотрудничества и совместной работы. На основе кластерного анализа выделено четыре личностных типа студентов-актеров, соотносимых с театральными амплуа. Охарактеризованы стратегии педагогического воздействия, проявляющиеся в процессе работы со студентами колледжа: индивидуализация обучения, передача профессиональных знаний через студентов старших курсов. Выводы: показана эффективность и целесообразность использования метода кластерного анализ и типологического подхода в изучении актерской одаренности.

Общая информация

Ключевые слова: актерская одаренность, психология актера, амплуа, типология личности, личностные особенности, тест Кеттелла, кластерный анализ

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270209

Благодарности. Работа выполнена при поддержке РФФИ, проект №18-013-00805А «Особенности личностных изменений и профессиональной социализации в процессе освоения актерской профессии».

Для цитаты: Собкин В.С., Лыкова Т.А. К вопросу о психологических особенностях развития личности актера: опыт типологического анализа // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Том 27. № 2. С. 129–146. DOI: 10.17759/cpp.2019270209

Фрагмент статьи

Эта статья продолжает цикл наших исследований, посвященных изучению социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актерской профессии. Программа исследования включает широкий набор тестовых методик.

Литература

  1. Грачева А.М., Нистратов А.А., Собкин В.С. Персонажи фильма в пространстве театральных амплуа // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1990. № 1. С. 24—33.
  2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. СПб.: Речь, 2001. 85 с.
  3. Кричевец А.Н., Корнеев А.А., Рассказова Е.И. Математическая статистика для психологов. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
  4. Мейерхольд Вс.Э., Бебутов В.М., Аксенов И.А. Амплуа актера. М.: ГВЫРМ, 1922. 15 с .
  5. Собкин В.С. Опыт исследования личностных характеристик студентов- актеров // Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов / Под ред. А.Л. Гройсмана. М.: ГИТИС, 1984. С. 22—37.
  6. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности и реакции на фрустрацию (по результатам исследования студентов-актеров) // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 1 (99). С. 7—28. doi: 10.17759/ cpp.2018260102
  7. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект // Национальный психологический журнал. 2014. № 3 (15). С. 74—83. doi:10.11621/npj.2014.0309
  8. Собкин В.С., Лыкова Т.А. Особенности личностных изменений у студентов- актеров на разных этапах обучения в театральном колледже // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2017. № 3 (17). С. 34—41.
  9. Собкин В.С., Лыкова Т.А., Собкина А.В. Диагностика структурных особенностей личностных изменений у студентов театрального колледжа на разных этапах обучения // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 83—100. doi:10.17759/cpp.2018260406
  10. Собкин В.С., Феофанова Т.А. Личностные особенности студентов-актеров разных поколений: инвариантность и изменчивость // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 32—47.
  11. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the Sixteen Personality Factor Questionnaire (16 PF). Champaign IL: Institute for Personality and Ability Testing, 1970. 215 p.

Информация об авторах

Собкин Владимир Самуилович, доктор психологических наук, пррфессор, академик РАО, руководитель Центра социологии образования, ФГБНУ «Институт управления образованием РАО» (ФГБНУ «ИУО РАО»), руководитель Центра социокультурных проблем современного образования, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2339-9080, e-mail: sobkin@mail.ru

Лыкова Татьяна Анатольевна, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник,, ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования» (ФГБНУ «ПИ РАО»)., доцент, Российский институт театрального искусства — ГИТИС (ФГБОУ ВО «Российский институт театрального искусства — ГИТИС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6494-978X, e-mail: feo.tatiana@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1688
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 669
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 6