Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Моделирование социальной действительности в подростковом возрасте

Баташев А.Р., научный сотрудник Лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах, Психологический институт Российской академии образования , Москва, Россия

Ключевые слова: подросток

Рубрика: Психология подростка

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Применительно к подростковому возрасту общепризнанными особенностями личностного развития являются тенденции к автономии, самодетерминации; расширение сферы социального сознания — от своей роли в ближайшем круге в младшем подростковом возрасте до осознания общечеловеческих закономерностей развития; оценка и утверждение себя в более широких социальных общностях; ориентированность на будущее — в старшем подростковом и юношеском возрастах.

Указанные особенности находят свое выражение и в характеристиках познания окружающей действительности, свойственных подростковому возрасту. Стремление к автономии выражается в ориентации, в первую очередь, на свой личный опыт, в проявлениях критического отношения к чужому мнению, авторитетам. Авторитетным становится взрослый, который, скорее, не утверждает истину, но организует опыт субъективного познания подростка и оказывает ему поддержку в процессе поиска ответов. Тенденции самодетерминации, утверждения себя в новом качестве противостоят устоявшимся мнениям окружающих, их желанию определить и удержать свое восприятие подростка в определенных рамках. Практически всегда имеет место отставание суждений относительно ребенка, основанных на прошлом опыте общения с ним, от реального состояния его развития, опережающего, как правило, существующее мнение о нем. Это рассогласование усугубляется тенденцией подростка к испытанию себя в различных ролях, ситуациях бытия в разном качестве. Подростку, на наш взгляд, свойственна такая форма познания окружающей действительности, как испытание, когда источником активности является он сам, действуя и получая ответный отклик, обратную связь на свои действия.

Эта активность направлена, прежде всего, на социальные, общественные отношения. Таким образом, наиболее общей характеристикой моделирования окружающего мира в подростковом возрасте является тенденция инобытия, проживания социальных отношений в новых ролях и установлении новых, ранее неизведанных отношений с другими людьми. Возможно, именно этой особенностью познания определяется подростковая демонстративность, необходимость в аудитории, неравнодушном зрителе, от которого ждут активной реакции на совершаемые подростком действия. Наличие у подростка сопротивления мнениям о нем окружающих и стремление испытать себя в различных ролях, на наш взгляд, еще не выражает стремления детерминировать себя в избранном качестве, что свойственно скорее юношеству и более старшим возрастам, но является тенденцией, приводящей в дальнейшем к самодетерминации, развитию способности утвердить себя в определенном качестве, даже преодолевая сопротивление окружающих.  

Литература
  1. Андреева, Г. М. К проблематике психологии социального познания / Г. М. Андреева // Мир психологии. — 1999. — № 3.
  2. Асмолов, А. Г. Принципы исследования смысловых образований личности / А. Г. Асмолов, Е. Е. Насиновская, Е. З. Басина // Развитие эргономики в системе дизайна: Тез. докл. Всесоюз. конф. — Боржоми, 1979.
  3. Леонтьев, А. Н. Философия психологии: из научного наследия / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд1во МГУ, 1994.
  4. Леонтьев, Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003.
  5. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности / А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник и др. // Вопр. психологии. — 1979. — № 4.
  6. Субботский, Е. В. Изучение у ребенка смысловых образований / Е. В. Субботский // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. — 1977. — № 1.
  7. Субботский, Е. В. Сознание как система реальностей / Е. В. Субботский // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. — М., 1999.
  8. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин // Избр. психол. тр. — М., 1995.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика