Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подростковая культура: природа отклоняющегося поведения

Розин В.М., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН, Москва, Россия, rozinvm@mail.ru

Ключевые слова: подросток

Рубрика: Психология подростка

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Подростковая культура начинает формироваться, когда родители (общество) посылают ребенка в школу, где от него, особенно при переходе от начального звена обучения к среднему, требуют действовать самостоятельно. В значительной степени и школа, и родители блокируют в настоящее время для ребенка возможность решать свои проблемы в сфере игры и фантазии (сказки). Напротив, объем обучения постоянно возрастает, а требование действовать рационально становится основным. Существенно изменяются и социальные отношения: вместо родительской опеки и поддержки складываются двусторонни властные (с педагогами и значимыми взрослыми) и равноправные (с друзьями отношения, которые на подростковом этапе не только четко оформляются расширяются, но и часто приобретают проблемные характеристики.

«Отрочество, — пишет М. Кле, — период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Это кажущееся простым определение содержит проблему, особенно если речь заходит о конечной точке отрочества... Основным со бытием отрочества является постепенное включение в мир взрослых; это социальный переход не нужно путать с биологическим феноменом пубертатного развития. В самом деле, несмотря на отдельные вариации, в целом пубертат везде наступает в одно и то же время и его биологические последствия везде одинаковы, имеют всеобщий характер, однако время окончания отрочества и признания взрослого состояния значительно варьируется в разных культурах. Уже первые антропологические исследования сильно изменили представления об отрочестве, отведя центральную роль в этом возрасте со­циальным факторам развития и показав, что особенности подросткового пе­риода, так же как и его продолжительность, детерминируются социальными (курсив наш. — В. Р.) институтами, с помощью которых общество обеспечи­вает переход от детского состояния к взрослому» [4. С. 105, 120].

Литература
  1. Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского / М. Бахтин. — М., 1972.
  2. Бахтин, М. Эстетика словесного творчества / М. Бахтин. — М., 1979.
  3. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский // Собр. соч.: В 6 т. — 1982. — Т. 5.
  4. Кле, М. Психология подростка / М. Кле // Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. — М., 1997.
  5. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 1990.
  6. I, Pierre Riviere, having slaughtered my mother, my sister, and my brother...: A Case of Parricide in the 19-th Century. — L., 1982.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика