Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Условия и факторы развития подростка

Соловьева Н.В., докторант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, , Москва, Россия

Ключевые слова: подросток, развитие

Рубрика: Психология подростка

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обращение к критическому периоду онтогенеза в условиях нестабильного социума закономерно, т. к. помимо основных постулатов (возраста, скачкообразных качественных изменений психической деятельности, пубертата и др.) имеет место то, что стало даже достоянием словарей — совокупность противо­речий, отличающих этот возраст: «Подросток — еще не взрослый, но уже не ребенок, что требует нового отношения к нему, удовлетворения его интуитивного чувства взрослости» [5. С. 318].

Отнесение подростка статусно к субъекту соответствующей ведущей де­ятельности объективно оправдано. Это соотносится с логикой А. А. Деркача: «Принимая во внимание многие глубокие и справедливые философские и психологические определения субъекта, связывающие его сущность с развитием, совершенствованием, ценностью, эгоцентричностью, свободой и т. д., мы предполагаем, что специфика акмеологического принципа субъекта связана не с эгоцентризмом, не с самоотношением, не со способ­ностью к рефлексии, даже не с проявлением активности — инициативы и ответственности, а прежде всего с разрешением различного рода противоречий, т. е. с критерием, который выделила в качестве основного К. А. Абульханова при квалификации личности как субъекта. Разрешение противоре­чий и дает субъекту опыт свободы, уверенности, самостоятельности, ведет к достижению соразмерности

Литература
  1. Анисимов, О. С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления) / О. С. Анисимов. — М., 2000.
  2. Басов, М. Я. Общие основы педагогики / М. Я. Басов. — СПб., 2007.
  3. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Деркач. — М., 1999.
  4. 4.Генотип, среда, развитие / М.С.Егорова, Н. М. Зырянова, О.В. Паршикова и др. — М., 2004.
  5. Еникеев, М. И. Психолого-энциклопедический словарь / М. И. Еникев. — М., 2006.
  6. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — М., 1993.
  7. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. — СПб., 2000.
  8. Мясищев, В. Н. Психология отношений: Избр. психол. труды / В. Н. Мясищев; Под ред. А. А. Бодалева. — М.; Воронеж, 1995.
  9. Новикова, Л. И. Наследие Ильина / Л. И. Новикова // Педагогика. — 2001. — № 1.
  10. Педагогическая акмеология: поиски и достижения. — СПб., 2005. — Вып. 7.
  11. Проблема смысла в науках о человеке: (к 100-летию Виктора Франкла). — М., 2005.
  12. Сагатовский, В. А. Философия антропокосмизма в кратком изложении / В. А. Сагатовский. — СПб., 2004.
  13. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. — М., 2004.
  14. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. — М., 1990.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика