Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К индивидуализированным предикторам речевого развития дошкольника

Базылевич Т.Ф., доктор психологических наук, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности , Россия
Колядина Т.В., Московский государственный университет сервиса, аспирантка кафедры психологии , Москва, Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Представленная работа посвящена соотнесению — с помощью корреляционного и факторного анализа — речевого развития дошкольника и параметров структур целостной индивидуальности ребенка и референтного родителя. Данная конкретно-экспериментальная тема может дать информацию как для уточнения принципа развития по отношению к типологической сфере личности, так и в плане выяснения ее индивидуальных предикторов.

Проблемы развития наиболее сложные в человекознании. Как отмечает Д. И. Фельдштейн, «…в психологии проблема развития объективно выступает как кардинальная» [21. С. 5], и практически все работы современных пси­хологов направлены не только на выявление конкретных закономерностей, определенных изменений на разных возрастных этапах, но и на раскрытие общих принципов развития.

Неожиданным является тот факт, что реализация принципа развития в ти­пологических исследованиях до сих пор часто приводила к преумножению ту­пиковых позиций данной сферы. Так, никак не подтверждалась намеченная идеологизированной психологией гипотеза о генотипической обусловленно­сти и индивидуальной стабильности в развитии референтных показателей основных свойств нервной системы вместе с их линейным отображением в психике (преимущественно в непроизвольной стороне психического). Не подтверждалась также исключительно средовая детерминация дисперсии других индивидуальных признаков. Одним словом, конкретные исследования часто показывали отсутствие генотипичности и индивидуальной стабильно­сти свойств как фундаментальных характеристик индивида и личности и по­стоянство, например, личностных привычек.

Литература
  1. Базылевич, Т. Ф. Парадоксы социопсихологической детерминации индивидуальности / Т. Ф. Базылевич, С. Д. Белград, В. Ф. Кордюков // Мир психологии. — 2005. — № 4.
  2. Базылевич, Т. Ф. Системный и комплексный подход в дифференциальной акмеологии / Т. Ф. Базылевич// Мир психологии. — 2005. — № 5.
  3. Базылевич, Т. Ф. Проблема тестов в психологии и дифференциальной акмеологии / Т. Ф. Базылевич. — М.: Изд-во РАГС, 2006.
  4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М., 1999.
  5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. — М., 1961.
  6. Гумбольдт, В. Введение во всеобщее языкознание / В. Гумбольдт. — СПб.: Б. и., 1859.
  7. Деркач, А. А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности: (акмеологический аспект) / А. А. Деркач, Е. Б. Старовойтенко, А. Ю. Кривокулинский. — М.: Изд-во РАГС, 1993.
  8. Деркач, А. А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований / А. А. Дер-кач. — М.: Изд-во РАГС, 2000.
  9. Идея системности в современной психологии / РАН, Ин-т психологии; Под ред. В. А. Ба-рабанщикова. — М.: Ин-т психологии, 2005.
  10. Леонтьев, А. Н. Психология развития / А. Н. Леонтьев. — М., 1959.
  11. Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.
  12. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б. Ф. Ломов. — М., 2003.
  13. Методы обследования речиу детей / Подред. И. Т. Власенко, Г.В. Чиркиной.— М., 1996.
  14. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. — Харьков: Б. и., 1913.
  15. Психологические и психофизические исследования речи / Под ред. Т. Ушаковой. — М.: Наука, 1985.
  16. Румянцева, И. М. Психология речи и лингвопедагогическая психология / И. М. Румян­цева. — М., 2004.
  17. Сохин, Ф. А. Основные задачи развития речи / Ф. А. Сохин. — М., 1976.
  18. Ушакова, Т. Н. Психология речи / Т. Н. Ушакова // Тенденции развития психологической науки / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1989. — С. 90—101.
  19. Ушакова, Т. Н. Психологическое содержание речи ребенка 3—5 лет / Т. Н. Ушакова, З. С. Бартенева // Вопр. психологии. — 2000. — № 2.
  20. Ушакова, Т. Н. Принципы развития ранней детской речи / Т. Н. Ушакова // Дефектоло­гия. — 2004. — № 5. — С. 4—16.
  21. Фельдштейн, Д. И. Тенденции и потенциальные возможности развития современного человека / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж, 2005.
  22. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. — Екате­ринбург, 1996.
  23. Шаховская, С. Н. Развитие речи детей в процессе онтогенеза / С. Н. Шаховская, В. С. Ко-чергина // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 1969.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика