Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Творчество социального взаимодействия как источник жизненных смыслов индивидуального развития

Баташев А.Р., научный сотрудник Лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрастах, Психологический институт Российской академии образования , Москва, Россия

Ключевые слова: взаимодействие

Рубрика: Взаимодействие в социальном мире

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Творческая активность современного человека, направленная на преобразование окружающего мира, объективно включает в себя цель преобразования сферы человеческих взаимоотношений. В первую очередь, конечно же, сферу взаимоотношений самого субъекта, которые оказываются довольно сложными, многоуровневыми и многоплановыми. Его отношение и влияние в системе отношений опосредованы другими людьми и могут транслироваться, преломленные их личностным опытом, далее, людям, не взаимодействующим с субъектом, а иногда, пройдя цепочку из нескольких людей, возвращаются к нему совершенно неожиданными последствиями. Но именно во взаимодействии с другими людьми формируется человек.

В самом процессе развития человека в социуме в различных психологических школах традиционно выделяют две его стороны — социализацию и индивидуализацию. «Социализация — становление личности в определенной культуре, в той или иной социальной системе. Индивидуализация—разворачивание собственной внутренней программы развития. Индивидуализация в экзистенциальной парадигме связана с поиском своего предназначения; с рефлексией собственной сущности; со следованием “зову”, призванию, “пути”. <…> В нашем же понимании социализация — это искусство быть как все, а индивидуализация—искусство быть собой. <…> Социализация — это то, что делает людей похожими. Индивидуализация помогает им стать разными. Индивидуализация — более “зрелый процесс”» [5. С. 18].

Литература
  1. Абульханова, К. А. Психология и сознание личности / К. А. Абульханова. — М., 1999.
  2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания / Б. Г. Ананьев. — М., 1996.
  3. Бергер,П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман.—М., 1995.
  4. Выготский, Л. С. Психология развития как феномен культуры: Избр. психол. труды / Л. С. Выготский. — М., 1996.
  5. Гусельцева, А. С. Парадигмы развития в психологии / А. С. Гусельцева, А. Г. Асмолов // Мир психологии. — 2007. — № 2.
  6. Леонтьев, А. А. Деятельный ум / А. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2001.
  7. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 1.
  8. Леонтьев, А. Н. Философия психологии / А. Н. Леонтьев. — М.: Изд9во МГУ, 1994.
  9. Леонтьев, Д. А. Психология смысла / Д. А. Леонтьев. — М.: Смысл, 2003.
  10. Лишин, О. В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребенок — взрослый» на формирование личностной направленности человека: Дис. … д-ра психол. наук / О. В. Лишин. — М., 2004.
  11. Петухов, В. В. Психология: Метод. указания / В. В. Петухов, В. В. Столин. — М., 1989.
  12. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.—М.: Педагогика, 1973.
  13. Рубцов, В. В. Структурно9содержательные характеристики деятельности и особенности ее организации и развития / В. В. Рубцов // Мир психологии. — 2006. — № 3.
  14. Соколова, Е. Е. Идеи А. Н. Леонтьева и его школы о поступке как единице анализа личности в их значении для исторической психологии / Е. Е. Соколова // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. — М., 1999.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика