Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8379Ключевые слова 20535 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно-диалогического взаимодействия

Давыдова Г.И., кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии, Московская академия туризма, Москва, Россия
Семенов И.Н., доктор психологических наук, профессор факультета психологии ГУ ВШЭ, Москва, Россия, i_samenov@mail.ru

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В эпоху становления новых экономических отношений и модернизации российского общества существенно меняется социокультурный контекст изучения проблематики взаимодействия в современной психологии индивидуальности человека. Поскольку ныне обществом востребован прежде всего социально активный и, более того, экономически успешный человек, то особый интерес вызывает изучение психологической системы взаимодействий, определяющих эту успешность как «извне»—в виде социально детерминированных условий, норм и средств осуществления социально-экономически активного поведения и профессионально-продуктивной деятельности, так и «изнутри» — в плане «мира внутренней жизни человека» [26].

Этот мир выражается в виде «Я-концепции» самосознания субъекта этой деятельности, свойств его индивидуальности, ресурсов способностей, набора профессионально важных качеств, возможностей рефлексивно-творческого потен9циала и коммуникативно-информационных способов адекватного диалогического общения с партнерами по социально значимым взаимодействиям. Этим объясняется актуальность изучения психологических взаимодействий[14; 25; 27 и др.] в тесной взаимосвязи с исследованием их опосредствования диалогом и рефлексией [28].

 

Литература
  1. Аникина В. Г. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях / В. Г. Аникина, Н. А. Коваль, И. Н. Семенов. — Тамбов: ТГУ, 2002.
  2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. — М.: Искусство,1976.
  3. Библер, В. С. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога /В. С. Библер. — М.: Политиздат, 1975.
  4. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры. — М., 1999. — С. 24—121.
  5. Давыдова, Г. И. Применение рефлетренинговых технологий в профессиональном образовании / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования / Под ред. А. В. Карпова и др. — М.; Ярославль, 2004. — С. 84—93
  6. Давыдова, Г. И. Социорефлексика развития личности подростков / Г. И. Давыдова // Ярослав. психол. вестн. — М.; Ярославль, 2005. — Вып. 16.
  7. Давыдова, Г. И. Рефлексивно9диалогическая психотерапия: экзистенциальная модель личности / Г. И. Давыдова, И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2006. — № 2. — С. 110—117.
  8. Давыдова, Г. И. Рефлексивно9диалогический подход в развитии профессиональных качеств менеджера туристской организации / Г. И. Давыдова. — Краснознаменск, 2006.
  9. Деркач, А. А. Рефлексивная акмеология творческой индивидуальности / А. А. Деркач И. Н. Семенов, А. В. Балаева. — М.: РАГС, 2005.
  10. К разработке комплексных средств диагностики индивидуальных особенностей мышления / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов и др. // Психодиагностика и школа. —Таллин, 1980.
  11. Катрич (Давыдова), Г. И. Методика изучения регулятивных функций самооценки в творческом процессе / Г. И. Катрич (Давыдова), С. Ю. Степанов // Интеллектуальные системы и творчество. — Новосибирск, 1991. — С. 90—102.
  12. Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. — Т. 23.
  13. Назлоян, Г. М. Концептуальная психотерапия: Портретный метод / Г. М. Назлоян. — М., 2002.
  14. Пономарев, Я. А. О взаимодействии и развитии / Я. А. Пономарев // Докл.АПНРСФСР.— 1959.—№1. — С. 73—76.
  15. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. — М.: МФО: ИФ АН СССР, 1988.
  16. Роджерс, К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс.—М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.
  17. Семенов, И.Н. Индивидуальность / И. Н. Семенов // БСЭ.—39е изд.—М., 1972.—Т. 10.
  18. Семенов, И. Н. Методологические основы московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества / И. Н. Семенов // Методологические концепции школы в СССР (1951—1991). — Новосибирск, 1992. — Вып. 1.
  19. Семенов, И. Н. Психотерапия К. Роджерса в интерьере рефлексивной психологии / И. Н. Семенов // Психология искренности. — Винница, 2001.
  20. Семенов, И. Н. Психология научного творчества Я. А. Пономарева во взаимодействии с российскими учеными / И. Н. Семенов // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. —М., 2006. — С. 597—623.
  21. Семенов, И. Н. Развитие проблематики рефлексии и ее изучение на факультете психологии Высшей школы экономики / И. Н. Семенов // Психология: Журн. Высш. шк. экономики. — 2007. — № 3.
  22. Семенов, И. Н. Рефлексивность развития творческой индивидуальности в поликультурном образовательном пространстве / И. Н. Семенов // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве ХХI века / Под ред. И. Н. Семенова. — Ставрополь, 2007.
  23. Степанов, С. Ю. Личностно9рефлексивный диалог в развитии творческих возможностей учащихся / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологического консультирования / Под ред. А. А. Бодалева. — М., 1987.
  24. Степанов, С. Ю. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов // Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. — М., 1990. — С. 64—91.
  25. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности / Д. И. Фельдштейн. — М.: МПСИ, 1996. — 512 с.
  26. Шадриков, В. Д.Мирвнутренней жизни человека / В. Д. Шадриков.—М.: Логос, 2006.
  27. Шадриков, В. Д. Способности человека как выражение его индивидуальности / В. Д. Шадриков // Психология индивидуальности / Под ред. В. Д. Шадрикова. — М., 2006. — С. 537—539.
  28. Semenov, I. N. Philosophy of Humanization of Education and Reflexiveness of Dialogue / I. N. Semenov // Reflexive Processes and Control. — 2002. — Vol. 1,№1.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика