Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О взаимовлиянии и взаимодействии социальной среды и интеллекта в процессе развития личности: модель Диккенса - Флинна

Малышева Л.В., кандидат педагогических наук, Российский государственный социальный университет, доцент кафедры социологии и теории социальной работы , Россия

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Некоторые психологи считают, что большая доля наследственности в интеллекте делает несостоятельными попытки объяснения больших  разниц между группами за счет влияния среды. Но значительные приросты IQ от поколения к поколению заставляют исследователей задуматься о вкладе среды в представление об интеллекте. В психологии среда обычно рассматривается в контексте развития личности, изучения индивидуальных и групповых различий, соотношения и влияния наследственности и среды на свойства и поведение личности.

Сегодня значительная часть исследований за рубежом проводится в рамках области психологии, именуемой как генетика поведения (behavior[al] genetics). У нас в научной литературе эту относительно новую для России область называют психогенетикой (см.: [2. С. 83]). Несмотря на многочисленные исследования в области генетики поведения, среде изначально отводилась второстепенная роль: «Хотя эти исследования предполагали, что среда существенно влияет на индивидуальные различия, бихевиористы-генетики обычно выводили средовые влияния из остатков после получения оценки генетического вклада» [3. Р. 219].

Литература
  1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — Т. 4: Детская психология. — 432 с.
  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  3. Contemporary Research on Parenting. The Case for Nature and Nurture / W. A. Collins, E. E. Maccoby, L. Steinberg et al. // American Psychologist.—2000.—Vol. 55,№2.—P. 218—232.
  4. Dickens, W. T. Heritability Estimates Versus Large Environmental Effects: The IQ Paradox Resolved / W. T. Dickens, J. R. Flynn // Psychological Review.—2001.—Vol. 108,№2.—P. 346—369.
  5. Harris, J. R. Where is the Child’s Environment? A Group Socialization Theory of Development / J. R. Harris // Psychological Review. — 1995. — Vol. 102,№3. — P. 458—489.
  6. Intelligence: Knowns and Unknowns / U. Neisser, G. Boodoo, T. J. Bouchard et al. // American Psychologist. — 1996. — Vol. 51,№2. — P. 77—101.
  7. Loehlin, J. С. Heredity, environment and personality / J. С. Loehlin, J. Nicholls. — Austin: University of Texas, 1976.
  8. Maranon, R. C. The study of human intelligence: a review at the turn of the millenium / R. С. Maranon, A. A. Pueyo // Psychology in Spain. — 2000. — Vol. 4,№1. — P. 167—182.
  9. On the relationship between sources of within and between-group differences and measurement invariance in the common factor model / G. H. Lubke, С. V. Dolan, H. Kelderman, G. J. Mellenberg // Intelligence. — 2003. — Vol. 31. — P. 543—566.
  10. Plomin, R. Why Are Children in the Same Family So Different? Nonshared Environment a Decade Later / R. Plomin, K. Asbury, J. Dunn // Canadian Journal of Psychiatry.—2001.—Vol. 46, №3. — P. 225—233.
  11. Roberts, B.W.Ontraits, situations, and their integration: a developmental perspective / B. W. Roberts, E. M. Pomerantz // Personality and Social Psychology Review. — 2004. — Vol. 8, № 4. — P. 402—416.
Статьи по теме

Казберов П.Н., Бовин Б.Г., Фасоля А.А.

Психологический профиль террориста

CrossRef doi:10.17759/psylaw.2019090311

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика