Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Потенциал профессионального взаимодействия

Марков В.Н., доктор психологических наук, Российская академия государственной службы при Президенте РФ, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности , Россия

Ключевые слова: взаимодействие

Рубрика: Эффективность взаимодействия

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Под взаимодействием в психологии обычно понимают «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь» [4. С. 42]. Такое определение формулируется в рамках более широкого философского понимания взаимодействия как процесса «взаимного влияния тел друг на друга путем переноса материи и движения, универсальная форма изменения состояния тел» [16. С. 64]. Анализ психологической природы взаимодействия представляется полезным начать с достаточно конкретной его формы, например с профессионального взаимодействия. Такое взаимодействие полезно было бы обсудить как с точки зрения структуры межличностных взаимоотношений включенных в него работников (структурный аспект), так и с позиции развертывания процесса профессиональной деятельности (процессуальный аспект). Обсуждение процессуального аспекта профессионального взаимодействия, как представляется, позволит не только определить уже имеющееся взаимодействие, но и оценить возможности его развития, т. е. потенциал такого взаимодействия.

Однако прежде, чем обсуждать потенциал взаимодействия, рассмотрим некоторые эффекты реализации индивидуального профессионального потенциала. В рамках структурно-аддитивной модели профессиональный потенциал личности (см.: [7. С. 164—170]) имеет две составляющие—потенциал реализованный и нереализованный. Реализованный потенциал определяется жизненным и профессиональным опытом личности и проявляется в знаниях, умениях, навыках и профессиональных способностях. Эту составляющую профессионального потенциала уместно операционализировать в виде Могу-фактора, раскрывающего возможности личности в выполнении профессиональных функций. Нереализованный потенциал профессионала базируется на его мотивационной структуре и интегрирует профессиональные интересы, ценности и потребности.

Литература
  1. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г Ананьев. — М., 1977.
  2. Деркач, А. А. Развитие акмеологии и акмеологическое развитие в структуре онтогенеза / А. А. Деркач, Э. В. Сайко // Мир психологии. — 2007. — № 2. — С. 43—55.
  3. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. — СПб., 2001.
  4. Крысько, В. Г. Социальная психология: Словарь9справочник / В. Г. Крысько.—Минск, 2001.
  5. Лейтес, Н. С. Склонность к труду как фактор одаренности / Н. С. Лейтес // Изв. АПН РСФСР. — 1950. — Вып. 25.
  6. Марков, В. Н. Проблемы выработки и применения критериев профессионального отбора профессорско-преподавательского состава / В. Н. Марков, В. А. Пызин // Подготовка кадров управления: Модель обучения.— М., 1994. — Вып. 3.
  7. Марков, В. Н. Управленческий потенциал и его оценка / В. Н. Марков // Мир психологии. — 2004. — № 4. — С. 164—170.
  8. Марков, В. Н. Масштаб личности и ее адаптация / В. Н. Марков // Мир психологии. — 2007. — № 1. — С. 100—109.
  9. Марков, В. Н. Механизмы реализации потенциала в контексте акмеологии развития / В. Н. Марков // Мир психологии. — 2007. — № 2. — С. 70—72.
  10. Мясищев, В. Н. О связи склонностей и способностей / В. Н. Мясищев // Склонности и способности: Сб. ст. — Л., 1962. — С. 3—14.
  11. Петровская, Л. А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого / Л. А. Петровская // Мир психологии. — 1999. — № 2. — С. 29—32.
  12. Платонов, К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. — М., 1972.
  13. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М., 1983.
  14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб., 1999.
  15. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Учен. зап. Гос. НИИ психологии. — М., 1948. — Т. 2. — С. 408—427.
  16. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — М., 1991.
  17. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. — М., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика