Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Подростковая субкультура как пространство самореализации

Абраменкова В.В., доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, verabram@mail.ru

Ключевые слова: подросток, самореализация

Рубрика: Проблемы психологии подростка

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современное детство как противоположность взрослости предстает перед нами как результат историко-культурного, социогенетического развития отношений ребенка с миром, и прежде всего детско9взрослых отношений в семье и обществе. Генезис отношений ребенка, наблюдаемый в онтогенезе, имеет свой первоначальный исток в социогенезе—историческом и культур9ном пространстве детской субкультуры.

Необходимость междисциплинарного изучения детства в широком смысле как особой психосоциокультурной реальности, создание целостной панорамы представлений о закономерностях становления личности ребенка в обществе подчеркивалась многими видными учеными, такими как Р. Заззо,С. Московичи, Д. И. Фельдштейн, Р. Харре, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.

Такое понимание детства, не вмещающегося в узкие рамки лабораторной экспериментатики, приводит к увеличению потока исследований: по антропологии детства [19], экологической психологии развития ребенка [4; 5;15; 23], этнографии детства [12], социологии детства [20], экологии детства[17] и др.Уникальность нашей эпохи в истории цивилизации формирует уникальную социальную ситуацию развития современного детства. Наметим несколь9ко ее тенденций, представляющихся нам наиболее важными.

Литература
  1. Абраменкова, В. В. Сорадование и сострадание в детской картине мира / В. В. Абраменкова. — М., 1999.
  2. Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. — М.; Воронеж, 2000.
  3. Абраменкова, В. В. Во что играют наши дети? Игрушка и антиигрушка / В. В. Абраменкова. — М., 2006.
  4. Бронфенбреннер, У. Два мира детства. Дети в США и СССР / У. Бронфенбреннер.—М.,1976.
  5. Бурменская, Г. В. Современная американская психология развития / Г. В. Бурменская, Л. Ф. Обухова, А. И. Подольский. — М., 1986.
  6. Ваганов, А. Г. Мягкие знаки: татуировка—ритуал длиною в жизнь / А. Г. Ваганов // Мир психологии. — 2003. — № 1 (33). — С. 119—128.
  7. Виноградов, Г. С. Русский детский фольклор / Г. С. Виноградов. — Иркутск, 1978.
  8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. — М., 1995.
  9. Грей, Д. Дети с Небес. Уроки воспитания. Как развить в ребенке дух сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе / Д. Грей; Пер. с англ. Е. Мирошниченко. — М., 2005.
  10. Детское движение Москвы: ресурсы развития: Матер. соц. исследования: Сб. ст. / Под ред. М. Е. Кульпединовой. — ИСПС РАО, 2005.
  11. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. — М., 1993.
  12. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. — М., 1988.
  13. Морозова, Т. В. Детское философствование как проявление творческой активности ребенка и предпосылка учебного познания / Т. В. Морозова // Экология человека: духовное здоровье и реализация творческого потенциала личности. — Новосибирск, 1998. — С. 244—261.
  14. Музей и подрастающее поколение: ХХIХ Всерос. сем.: Сб. матер. — М., 2007.
  15. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л. Ф. Обухова, О. А. Шаграева. — М., 1999.
  16. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина. — СПб., 2004.
  17. Панов, В. И. Общие методологические проблемы экопсихологии детства / В. И. Панов // Учителю об экологии детства. — М., 1996.
  18. Склярова, Т. В. Православное воспитание в контексте социализации / Т. В. Склярова.— М.: Изд-во ПСТГУ, 2006.
  19. Слободчиков, В.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. — М.: Шк. пресса, 2000.
  20. Собкин, В. С. Старшеклассник в мире политики: Эмпирическое исследование / В. С. Собкин. — М., 1997.
  21. Флоренский, П. Имена / П. Флоренский. — М., 2001.
  22. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М., 1978.
  23. Bronfenbrenner, U. Developmental research, policy and the ecology of childhood / U. Bronfenbrenner // Child Development. — 1974. — Vol. 45.
  24. Harre Rom Social being. second edition. — Oxford, 1993.
  25. The body reader: Cocial aspects of the human body/ Ed. by T. Polhomus // Assoc. with Inst. Of contemporary arts. — L.; N.Y., 1978.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика