Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

О двухфазовом характере возрастной сензитивности в контексте всевозрастного подхода к изучению развития человека

Калашникова М.Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Нижний Новгород, Россия, kmb@novsu.ac.ru

Ключевые слова: развитие

Рубрика: Проблемы акмеологии развития

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Ученые, изучающие психологические структуры, или функции в статическом плане, или их происхождение и развитие, неизбежно встают перед трюизмом, заключающимся в том, что изучаемые феномены сформированы как эндогенными, так и экзогенными силами, взаимодействующими друг с другом в течение времени. Именно поэтому проблема сензитивности относится к категории междисциплинарных, поскольку данный феномен обнаруживается на разных уровнях организации живых систем (от эмбрионального до социального).

Впервые о периодах повышенной чувствительности в развитии живого организма заявил голландский биолог Гуго де Фриз (в некоторых переводах —Гуго де Ври). Он назвал «периодами восприимчивости» те экспериментально выявленные им периоды онтогенетического развития, когда организм особенно чувствителен к влияниям определенного рода. Собственно термин «сензитивность» был предложен итальянским педагогом М. Монтессори, считавшей дошкольное детство «сензитивным возрастом», т. е. периодом, наиболее благоприятным для развития ребенка

Литература
  1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. / Б. Г. Ананьев.—М.: Педагогика, 1980. — Т. 1.
  2. Валлон, А. Психическое развитие ребенка / А. Валлон. — М.: Просвещение, 1967.
  3. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 1999.
  4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — М.: Лантерна Вита, 1995.
  5. Дьяченко, М. И. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Хэлтон, 1998.
  6. Леонтьев, А. Н. О социальной природе психики человека / А. Н. Леонтьев // Вопр. философии. — 1961. — № 1. — С. 26—40.
  7. Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под общ. ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: СПбУ, 1993.
  8. Психология: Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990.
  9. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология / Р. Л. Солсо. — М.: Тривола, 1996.
  10. Степанова, Е. И. Умственное развитие и обучаемость взрослых / Е. И. Степанова.—Л., 1981.
  11. Штерн, В. Психология раннего детства до 69летнего возраста / В. Штерн. — Пг., 1922.
  12. Baltes, P. B. Laif9span developmental psychology: Observations on history theory revisited / P. B. Baltes. — N. J.: Erlbaum, 1983.
  13. Baltes, P. B. Further testing of limits of cognitive plasticity: negative age differences in a memory skill are robust / P. B. Baltes, R. Kliegl // Developmental Psychol.—1992.—Vol. 28.—P. 121—125.
  14. Elliot, A. J. Child language / A. J. Elliot. — Cambridge: Cambridge University Press, 1981.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика