Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Структура ценностей в системе мотивации старших подростков и юношей

Вартанова И.И., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, iivart@mail.ru

Аннотация

Система отношений (смысловых образований) и ценностей подростка как важное звено многоуровневой регуляции поведения человека исследовалась на неосознанном, эмоциональном уровне и на уровне сознательного усвоения социальных норм и правил взаимоотношения. Обнаружено, что учащиеся с познавательной мотивацией отличаются большей согласованностью сознательно называемой и эмоционально переживаемой ценности. В группах учащихся с престижной мотивацией, конкурентной мотивацией и мотивацией аффилиации выявляются наименее согласованные оценки по характерным (в зависимости от ведущей мотивации) ценностям. Это является показателем конфликтной зоны, обусловливающей особенности развития личности в переходный период от старшего подросткового возраста к юношескому.

Рубрика: Психология подростка

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева, А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте / А. Д. Андреева // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1988.
  2. Андреева, А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников: Дис. … канд. психол. наук / А. Д. Андреева. — М., 1989.
  3. Братусь, Б. С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. — М. 1980.
  4. Вартанова, И. И. Изучение личности подростка в учебной деятельности / И. И. Вартанова // Психологическая наука и образование. — 2003. — № 1. — С. 8—14.
  5. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  6. Гинзбург, М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М. Р. Гинзбург // Вопр. психологии. — 1998.—№2.
  7. Диагностика уровня сформированности общественно полезной деятельности как способ психологической характеристики воспитательного процесса / О. В. Лишин, Л. И. Красноплахтова, В. А. Орлов и др. // Психологический журн. — 1990. — Т. 11,№4. — С. 98—107.
  8. Ильин, Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения / Е. П. Ильин.—Киев: Вища школа, 1998. — 292 с.
  9. Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности / Д. А. Леонтьев // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. — 1996. — № 4. — С. 35—44.
  10. Мухина, В. С. Возрастная психология: Учеб. для студ. вузов / В. С. Мухина. — М.: Изд. центр «Академия», 1997. — 431 с.
  11. Патяева, Е. Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации / Е. Ю. Патяева // Вестн. МГУ. Сер. 14, Психология. — 1983. — № 4. — С. 23—32.
  12. Петренко, В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании / В. Ф. Петренко. — М., 1983.
  13. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности / Д. И. Фельдштейн. — М.; Воронеж, 1999
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика