Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Мир психологии

Издатель: Московский психолого-социальный институт

ISSN: 2073-8528

Издается с 1996 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Уровень субъектного развития как фактор связи между позитивными и негативными эмоциями

Горбатков А.А., кандидат психологических наук, Институт педагогики и психологии Свентокшиской академии (Кельце, Польша), Польша, a.gorbatkow@pu.kielce.pl

Аннотация

Из ряда литературных данных вытекает следующая гипотеза, касающаяся принадлежащих к некоторой генеральной популяции выборок менее и более (относительно среднепопуляционного уровня) субъектно развитых индивидов: по мере повышения показателей уровня развития в выборке испытуемых с относительно низким уровнем развития должна иметь место динамика корреляций между позитивными и негативными эмоциями в направлении «прямые—нулевые—обратные», тогда как в выборке, состоящей из испытуемых с относительно более высоким уровнем развития, должна иметь место противоположная динамика корреляций («обратные — нулевые — прямые»). Сравнение двух выборок (учащиеся профессионально-технического училища и общеобразовательного лицея), принадлежащих к популяции учащихся средней школы, показало, что обратные корреляции в парах безнадежность — надежда и тревожность—радость, по мере роста показателей возраста, интеллекта и успеваемости, повышаются в первой выборке и снижаются во второй. Этот результат соответствует гипотезе.

Рубрика: Психология стресса

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ганнушкин, П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика / П. Б. Ганнушкин. — Н. Новгород: НГМА, 2000.
  2. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман.—М.: МГУ, 1987.
  3. Горбатков, A. A. О связях между позитивными и негативными эмоциями / А. А. Горбатков // Прикладная психология. — 2000. — № 2. — С. 11—23.
  4. Горбатков, A. A. Позитивные и негативные эмоции: взаимосвязь и ее зависимость от уровня субъектного развития индивида / А. А. Горбатков // Психологический журн. — 2001. — Т. 22,№1. — С. 61—71.
  5. Горбатков, А. А. Шкала надежды и безнадежности для подростков: некоторые аспекты валидности / А. А. Горбатков // Психол. наука и образование. — 2002. — №. 3. — С. 89—103.
  6. Горбатков, А. А. Шкала STAI Ч. Спилбергера как инструмент измерения тревожности и радости / А. А. Горбатков // Северо'Кавказский психол. вестн. — 2003. — № 1. — С. 155—158.
  7. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  8. Симонов, П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. — М.: Наука, 1981.
  9. Толстой, Л. Н. Война и мир: В 4 т. / Л. Н. Толстой. — М.: Худож. лит., 1970.
  10. Bateria Testow APIS'Z. Podrecznik / A. Matczak, A. Jaworowska, T. Szustrowa, A. Ciechanowicz. — Warszawa: Pracownia test.ow psychologicznych PTP, 1995.
  11. Fischer, K. W. A theory of cognitive development: The control and construction of hierarchies of skills / K. W. Fischer // Psychological Review. — 1980. — Vol. 87(6). — P. 477—531.
  12. Fischer, K. W. Dynamic development of coordination of components in brain and behavior / K. W. Fischer, S. P. Rose // Human behavior and the developing brain / Ed. by G. Dawson, K. Fischer.— N. Y., 1994. — P. 3—66.
  13. Frijda, N. H. Emotions / N. H. Frijda // The International Handbook Of Psychology / Ed. By K. Pawlik, M. R. Rosenzweig. — L., 2000. — P. 207—222.
  14. Gorbatkow, A. A. Rozw.oj jednostki a wsp.olzależno.sć emocji pozytywnych i negatywnych / A. A. Gorbatkow // Rozw.oj czlowieka i jego zagrożenia w .swietle wsp.olczesnej psychologii / Ed. By Z. Lo.s, A. Oleszkowicz. — Wroclaw'Lubin, 1997. — P. 50—69.
  15. Gorbatkow, A. A. Lęk i rado.s.c: wzajemne stosunki / A. A. Gorbatkow // Kieleckie Studia Pedagogiczne i Psychologiczne / Ed. by E. Erazmus, Z. Stoli.nski. — Kielce, 1999. — P. 149—158.
  16. Marsh, H. W. Positive and negative self'esteem: a substantively meaningful distinction or artifactors? / H. W. Marsh // Journal of Personality and Social Psychology. — 1996. — Vol. 70. — P. 810—819.
  17. Matczak, A. Diagnoza intelektu / A. Matczak. — Warszawa: IP PAN, 1994.
  18. McDougall, W. An introduction to social psychology / W. McDougall.—Boston, MA: J. W. LuceCo, 1921.
  19. Question wording effects in the assessment of global self'esteem / M. Dunbar, G. Ford, K. Hunt, G. Der // European Journal of Psychological Assessment. — 2000. — Vol. 16. — P. 13—19.
  20. Testy psychologiczne w poradnictwie wychowawczo'zawodowym / Ed. by M. Choynowski.— Warszawa: PWN, 1980.
  21. Wiejak, K. Rozumienie przysl.ow przez mlodzież / K. Wiejak // Rozw.oj czlowieka i jego zagrożenia w .swietle wsp.olczesnej psychologii / Ed. by Z. Lo.s, A. Oleszkowicz.—Wroclaw'Lubin, 1997.— P. 119—128.
  22. Wojciszke, B. Zr.ożnicowanie emocji przeżywanych w kontaktach interpersonalnych / B. Wojciszke, R. Banaskiewicz // Przegląd psychologiczny. — 1989. — Vol. 4. — P. 879—897.
  23. Wojciszke, B. Emocje zwiazane z moralna i sprawnosciową interpretacją zachowa.n wlasnych I cudzych / B. Wojciszke // Przegląd psychologiczny. — 1997. — Vol. 1—2. — P. 137—156.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика