Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 92Рубрики 51Авторы 7904Ключевые слова 19152 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

На пороге взросления

ISBN: 978-5-94051-084-0

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Становление мотивации надситуативного уровня в подростковом возрасте 1410

Кулагина И.Ю., кандидат психологических наук, профессор, кафедра возрастной психологии имени проф. Л.Ф. Обуховой, Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, dissovetmgppu@mail.ru

Рубрика: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В онтогенезе линии личностного развития представляют собой пре­жде всего становление мотивации, самосознания и черт характера. Пер­вичное формирование личности, происходящее в дошкольном возрасте, связано с появлением самооценки и механизма соподчинения мотивов (А. Н. Леонтьев), т. е. выстраиванием иерархически организованной мо­тивационной системы. Временем «второго рождения» личности счита­ется подростковый возраст, в течение которого интенсивно развивается самосознание при опоре на личностную рефлексию, формируется тип характера и перестраивается мотивация.

Изменения, происходящие в мотивационной сфере на границе млад­шего школьного и подросткового возрастных периодов, обусловлены сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Пере­ориентация со взрослого, с социально значимой, требующей результа­тивности, успешности учебной деятельности на сверстников и процесс общения с ними, приводит к ослаблению старых и усилению новых мо­тивационных тенденций. В младшем школьном возрасте развивалась главным образом учебная мотивация. Учебно-познавательная мотива­ция базировалась на еще не угасшей детской любознательности. Со­циальные мотивы учения являлись сильными и значимыми, посколь­ку взрослые, оценивая ребенка, ориентировались в значительной мере на его успеваемость. Высокие оценки личности ребенка, как правило, были соотносимы с высокими достижениями в учебе и, соответствен­но, низкие оценки – с хроническими неудачами.

Литература
  1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
  2. Асеев В. Г. Феномен неоднозначности воздействий: мотивационные ме­ханизмы // Мотивация в современном мире. – М.: МГПУ, 2011.
  3. Кондратьев М. Ю. Социальная психология в образовании. – М.: ПЕР СЭ, 2008.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: изд. политиче­ской литературы, 1975.
  5. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Психология сиротства. – СПб.: Питер, 2005.
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика