Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8072Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

На пороге взросления

ISBN: 978-5-94051-084-0

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Понятие внутренней позиции и непрерывность развития на протяжении жизненного пути 1774

Лубовский Д.В., кандидат психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, lubovsky@yandex.ru

Рубрика: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понятие внутренней позиции (далее – ВП), введенное в лексикон от­ечественной психологии Л. И. Божович [3], имеет уже шестидесятилет­нюю историю. Тем не менее, как неоднократно отмечалось, оно остает­ся сравнительно мало проработанным в теоретическом плане. Имеет­ся немало разнообразных трактовок данного понятия, но это многооб­разие связано с различиями в теоретических интерпретациях, которые были даны этому понятию. Основания для такого многообразия трак­товок дают сами работы Л. И. Божович, в которых, как показал глубо­кий теоретический анализ, проведенный Т. А. Нежновой, содержание понятия внутренней позиции менялось с годами. Тем не менее, изуче­ние работ по проблеме ВП личности показывает, что в представлениях об этой психологической реальности у большинства авторов много об­щего. Действительно, и в работах Л. И. Божович, в которых данное по­нятие было введено впервые, и в исследованиях других авторов, изу­чавших ВП, подразумевается феноменология, хорошо известная любо­му человеку на собственном опыте, – активное отношение человека к какому-либо значимому предмету или явлению в жизни (желание осу­ществить что-то, стремление поступить определенным образом, «пото­му что не могу иначе»). Это и есть единичное проявление внутренней позиции, поддающееся изучению при помощи эмпирических методов.

Литература
  1. Асмолов А. Г. Психология личности. – М.: Смысл, 2007.
  2. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе (II).// Бо­жович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб., 2008. – с. 334–344.
  3. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР, М., 1951, вып. 36, с. 3 – 28.
  4. Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984.
  5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Во­просы психологии. 1966. с. 62–75.
  6. Выготский Л. С. История развития высших психических функций// Вы­готский Л. С. Собр. Соч.: в 6 т. Т. 3. С. 5–328.
  7. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт. – М.: Языки славянских куль­тур, 2010 .
  8. Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М., Смысл, 2005.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика