Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

На пороге взросления

ISBN: 978-5-94051-084-0

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Лонгитюдное исследование взаимосвязей компонентов общей одаренности учащихся в период с V по VII классы * 1311

Щебланова Е.И., доктор психологических наук, заведующая лабораторией «Психология одаренности» Психологического Института РАО, Москва, Россия

Рубрика: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип: научная статья

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 11-06-00648а.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В отечественной психологии системное понимание способностей и одаренности развивалось Б. Г. Ананьевым, Л. С. Выготским, Э. А. Голубевой, А. М. Матюшкиным, К. К. Платоновым, С. Л. Рубинштейном, Б. М. Тепловым, В. Д. Шадриковым, В. М. Экземплярским и др. По мнению Л. С. Выготского, «одаренность представляет собой… ряд различных функций и факторов, которые объединены в одно общее», «существенным различием при переходе от одной ступени к другой является часто не внутрифункциональное изменение, а межфункциональные изменения, изменения межфункциональных связей, межфункциональной структуры. Возникновение таких новых подвижных отношений, в которые ставятся функции друг к другу, мы будем называть психологической системой» [2, с. 110, курсив автора].

Важный шаг в объединении идей системности и развития сделан в концепции А. М. Матюшкина об одаренности как высоком творческом потенциале [4]. Основными компонентами единой интегративной структуры одаренности на всех уровнях индивидуального развития он считает доминирующую познавательную мотивацию, высокую исследовательскую творческую активность, высокие способности к достижению оригинальных решений, прогнозированию и созданию идеальных эталонов. Согласно теории возрастной одаренности Н. С. Лейтеса, каждый возраст отличает своя, не свойственная ни предыдущим, ни последующим возрастам готовность к развитию определенных сторон интеллекта, творческих возможностей и личности в целом [3].

Литература
  1. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы форми­рования личности. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
  2. Выготский Л. С. Собр. сочинений: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982.
  3. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные разли­чия: Избранные труды. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  4. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. – М.: Изд-воМПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003.
  5. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПБ: Питер; М.: Смысл, 2003.
  7. Hochbegabung im kindes- und jugendalter / Ed. by K. A. Heller. – Gottingen: Hogrefe, 2001.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика