Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20578 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

На пороге взросления

ISBN: 978-5-94051-084-0

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Представления о прошлом в субъективной картине жизненного пути современных подростков 1417

Буровихина И.А., аспирант кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия, burovikhina@gmail.com
Лидерс А.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, a-lider@mail.ru

Рубрика: Подросток в мегаполисе и за его пределами

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Образ мира как интегральная система значений, в которой мир репрезентируется в сознании субъекта (А. Н. Леонтьев), по сути, представляет собой субъективный мир человека, проблема описания которого является одной из основных в психологической науке и решается через поиск основных структурных компонентов образа мира, понимание его функций, анализ его культурной, гендерной, возрастной и профессиональной вариативности. В данной статье мы приводим отдельные результаты масштабного исследования, направленного на поиск целостной модели образа мира в отрочестве как возрастном этапе конструирования целостной и непротиворечивой картины мира на основе самостоятельной мировоззренческой позиции, видения временной перспективы жизни и осознания мотивов деятельности. Представления о прошлом являются одной из составляющих образа мира субъекта, содержательность и адекватность которой зависит от восприятия мира в целом (В. П. Зинченко, С. Д. Смирнов), «включенности» представлений о прошлом в уже имеющуюся у субъекта картину мира (А. А. Леонтьев), что утверждает «образ мира» в качестве основной понятийной категории исследования в целом.

Литература
  1. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности – М.: Смысл, 2008.
  2. Гуревич К. М., Горбачева Е. И. Умственное развитие школьников: крите­рии и нормативы – М.: Знание, 1992.
  3. Гуревич К. М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика – М.: Изд­во УРАО, 2000.
  4. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 1999.
  5. Нуркова В. В. , Митина О. В., Янченко Е. В. Автобиографическая память: «сгущения» в субъективной картине прошлого // Психологический жур­нал. 2005. № 2.
  6. Подольский А. И., Идобаева О. А., Хейманс П. Диагностика подростко­вой депрессивности. Теория и практика – СПб.: Питер, 2004.
  7. Фельдшейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе – М.: Пе­дагогика, 1989.
  8. Rubin D. C., Wetzler S. E., Nebes R. D. Autobiographical memory across the adult lifespan // Autobiographical memory. / Eds. Rubin D. C. Cambridge: Cambridge University Press, 1998.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика