Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7058Ключевые слова 17026 АвторамИздателямRSS RSS

Cборник портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Путешествие к новой семье

Арчакова Т.О., психолог, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, tatyana.archakova@gmail.com

Аннотация

Обзор книги V.Fahlberg A Child’s Journey through Placement "Путешествие ребенка к новой семье" (A Child’s Journey through Placement) Веры Фалберг – это одна из самых известных книг по психологии семейного устройства детей в Европе и Америке. Энциклопедичность сведений и обилие примеров из практики делают ее одновременно полезной и увлекательной. Книга посвящена, пожалуй, самой сложной проблеме семейного устройства - вынужденным перемещениям ребенка из семьи в семью и адаптации к ним.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Из этого следует необходимость подготовки ребенка к смене родительских фигур. Так C.Jewett-Jarratt считает важной частью подготовки к переходу в новую семью осознание эмоционального послания, содержащегося в прощании с прежней семьей. Является ли оно своеобразным «благословением» или «проклятием», или оно настолько нейтрально, что ребенку кажется, что он не являлся ценностью для тех, кто о нем заботился. Также имеет значение то, как ребенка приветствуют в новом доме:

  • Все ли члены семьи готовы к появлению ребенка, или для некоторых это становится неожиданностью?
  • Относятся ли к появлению ребенка как к «рабочему моменту» или более эмоционально?
  • Видят ли в ребенке очередного воспитанника или уникальную индивидуальность?

Любое отделение ребенка от кровной или замещающей семьи, инициированное официальными лицами с позиции власти, принижает значимость семейных связей. Они в той или иной мере осознают, что их родители тоже не контролируют ситуацию.

Выделяются разные типы восприятия ребенком сепарации:

  • «Меня отняли» - нарушается баланс нормальной зависимости и автономии, свойственный ребенку данного возраста, что проявляется либо в отказе от отстаивания своих интересов, либо в агрессивном самоутверждении.
  • «Меня отдали» - возникают хроническое чувство вины, депрессия из-за того, что ребенок считает себя «недостаточно хорошим». Если ребенок связывает перемещение со своим плохим поведением, которое он старался изменить, то к его чувствам может добавляться гнев из-за того, что его усилия не оценили по достоинству.
  • «Причина во мне» - наиболее сложный случай, когда ребенок берет на себя ответственность за произошедшее. Если у детей дошкольного возраста такое искажение перспективы происходит за счет «магического мышления» (веры в то, что их меты и фантазии повлияли на исход реальных событий), то школьники часто сами инициируют процесс расследования, ведущий к изъятию из семьи (например, сообщая школьному учителю о том, что подверглись насилию).

...

Литература
  1. Образцы материалов для работы с детьми: Foster Care Lifebooks, Fahlberg V. The Life Story Book
  2. «Книга жизни»: Опыт работы специалистов ДД №19 (статья на русском языке)
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика