Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6986Ключевые слова 16724 АвторамИздателямRSS RSS

Cборник портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Предикторы овладения чтением и письмом у дошкольников

Арчакова Т.О., психолог, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, tatyana.archakova@gmail.com

Аннотация

Многие умения и навыки, развивающиеся в дошкольном возрасте, служат предпосылками к овладению чтением и письмом. На этот процесс влияет не только характер занятий родителей и педагогов с ребенком, но и такие переменные как пол детей или социально-экономический статус их семей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Существует связь между развитием навыков, базовых для чтения и письма, и социальной компетентностью, а также поведенческими проблемами дошкольников (Arnold, 1997; Kaiser, Hancock, Cai, Foster, & Hester, 2000; Lonigan, Bloomfield, & Anthony, 1999; Richman, Stevenson, & Graham, 1982). Например, дети, страдающие дефицитом внимания, просто воспринимают меньше учительских инструкций (Arnold, 1997). Такая совместная деятельность как чтение и обсуждение прочитанного в группе способствует улучшению социальных навыков (Zevenbergen, Whitehurst, & Zevenbergen, 2003).

Среди благоприятных для развития навыков чтения факторов исследователи указывают опыт посещения детского сада, традиции совместного семейного чтения, использование богато иллюстрированных детских книг. Также полезными для дошкольников оказались чтение «понарошку» (fake reading) и попытки догадаться, о чем будет идти речь в книжке по названию и иллюстрациям (predictable reading activities).

Чтение и письмо

Dorit Aram и Shira Biron (2004) провели экспериментальное сравнение эффективности двух разных программ – обучения письму и чтения книг с родителями – в малообеспеченном районе Тель-Авива. В обеих программах родители сначала выступали в качестве наблюдателей за занятием, проводимым с детьми, а затем получали необходимый минимум психолого-педагогических знаний и домашнее задание по каждой теме. Программа чтения книг с родителями включала в себя рекомендованные книжки и ряд заданий, требующих собственной активности ребенка. Например, после прослушивания книжки о маленьком монстре, ребенку предлагалось нарисовать свой страх или свое чудовище и придумать о нем историю; чтение книги о мальчике, собравшем вместе с папой машину, сопровождалось сортировкой карточек с разными видами транспорта. Таким было одно из занятий по обучению письму (приводится инструкция для ведущего группы): ...

Литература

Рекомендуемые материалы:

На сайте Международной Ассоциации Чтения в свободном доступе находятся результаты исследований, брошюры для родителей, система требований к работникам системы образования, обучающих детей языковым навыкам и многое другое.

Read. Write. Think. – проект Международной Ассоциации чтения. На этом портале собраны полезные материалы по обучению письму и чтению англоязычных дошкольников и школьников, а также результаты исследований и идеи групповых обсуждений и проектов, которые могут быть полезны всем.

На сайте Национальной Ассоциации Обучения детей-дошкольников находятся материалы по разным аспектам обучения детей в раннем и дошкольном возрасте, американской системе дошкольного образования, а также по проблемам готовности к обучению в школе.

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика