Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Издается с 2009 года

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К проблеме школьной дезадаптации детей с нарушением психического развития органического генеза

Разумовская Т.Ю., преподаватель кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ, Москва, Россия

Аннотация

В статье дается краткий анализ литературы, посвященной проблеме школьной дезадаптации детей с трудностями в обучении, обучающихся в массовых школах. Описываются особенности мышления, интеллектуальной деятельности детей с психоорганическим синдромом. Указывается на наличие эмоционально-личностных нарушений, определяющих уровень и стойкость школьной дезадаптации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... В отечественной литературе для обозначения подобных состояний существовали такие термины, как «дети с пониженным общим развитием и недостаточностью отдельных функций» (Борисов И., 1925); переходные формы между нормой и «дефективностью», «субнормальные» дети (Граборов А.И., 1925, 1930); «слабоодаренные» (Кащенко В.П., Мурашов Г.В., 1929); «умственно недоразвитые», находящиеся между дебилами и нормальными детьми (Блонский П.П., 1930).

Следует отметить, что психическое недоразвитие у детей не обязательно может иметь характер одновременного отставания в созревании всех психических процессов. Часто психическое развитие таких детей совершается асинхронно, когда одни стороны личности вызревают своевременно, в то время как другие отстают по времени возникновения и могут быть искажены по структуре (1).

В англоязычной литературе такие формы школьной неуспешности частично описываются в рамках клинически недифференцированного синдрома «минимальной мозговой дисфункции» (ММД). Этот термин с 60-х годов прошлого столетия используется для обозначения различных клинических проявлений, обусловленных легкими мозговыми повреждениями. Среди разнообразных проявлений ММД описываются состояния нарушенной школьной дезадаптации, гипердинамический синдром, расстройства эмоций и поведения, легкие нарушения познавательной деятельности и др. Позже на основе представлений о ММД была сформулирована концепция синдромов дефицита внимания, которая распространяется и на состояния, относимые к ММД. ...

Литература
  1. Выготский Л.С. Проблемы умственной отсталости. Собр. соч. в 6 т. – М., 1984. – т.5.
  2. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. – М., 1979
  3. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М., 1959
  4. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста: в 3-х т. – М., 1965. – т.3.
  5. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии.- М., 1999.
  6. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. С.-П., 2003 г.
  7. Шалимов. В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003
  8. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.
  9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
  10. Дети с задержкой психического развития/ Под редакцией Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.И. Цыпиной. – М., 1989.
  11. Зейгарник Б.Ф. Патопсихология. – М., 2000.
  12. Менчинская Н.А. Развитие психики ребенка. М., 2003 г.
  13. Психологический словарь/ Под редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., - 2003 г.
  14. Ясперс К. Общая психопатология. М., - 1997 г.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта. М. – 2002 г.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика