Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS

Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

ISBN: 978-5-94051-067-3

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2010

 

Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества * 1795

Юркевич В.С., кандидат психологических наук, руководитель Городского ресурсного центра одаренности в Московском городском психолого-педагогическом университете, Москва, Россия, vinni-vi@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена работе с одаренными детьми в контексте общей задачи повышения потенциала нации. Для объяснения причин резких разногласий в науке в отношении проблем одаренных детей и перспектив их достойной самоактуализации автор привлекает идею о двух выборках одаренных детей: с одной стороны, особо одаренных детей, у которых отмечается значительный объем проблем и большие трудности самоактуализации, и, с другой, одаренных детей, относящихся к «высокой норме» и характеризующихся значительно большим уровнем адаптации и в целом более высоким уровнем достижений сравнительно с более обычными детьми. Автор считает, что для решения проблем особо одаренных детей необходим специальный психолого-педагогический метод, в качестве которого предлагается «потребностно-инструментальный подход», основанный на ведущей для развития одаренного человека мотивации – потребности в самоактуализации. По мнению автора, эта потребность, чтобы стать реальной движущей силой, должна стать доминантой, и на ее основе должен быть создан особый «доминантный жизненный проект» – своего рода образ потребного будущего. В представленной логике, так называемые навыки адаптации рассматриваются как своего рода инструменты, подчиненные доминантному проекту и обеспечивающие реализацию его целей и жизненных задач.

Ключевые слова: одаренные дети, интеллектуальный потенциал общества, типы одаренности, потребностно-инструментальный подход, доминантный жизненный проект, проблемы саморегуляции, проблемы общения

Рубрика: Статьи и доклады

Тип: материалы конференции

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 08-06-00791-а.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Постановка проблемы

Проблема повышения интеллектуально- творческого потенциала нации имеет два аспекта. Один безусловный, связанный с общим улучшением качества основного и дополнительного образования. Нет никакого сомнения, что повышение образованности всего общества – важный фактор, благоприятно сказывающийся не только в общекультурном, но в экономическом и политическом отношении. Здесь дискуссии ведутся лишь в отношении возможных стратегий, форм и методов работы.

Другое дело так называемые одаренные дети. Здесь существует значительная несогласованность фактов, мнений и выводов. Одни авторы считают положение с проблемой одаренных детей почти катастрофическим, о чем можно судить по тому, что к настоящему времени величина тех, кто впоследствие реализует себя в профессиональной творческой деятельности резко уменьшается. При этом, значительная часть таких людей страдает от трудностей самоактуализации [8; 10]. Другие же говорят о высоких достижениях одаренных детей, и, с их точки зрения, проблемы одаренных детей не следует излишне драматизировать [15; 16]. Наиболее ярким и оптимистическим примером такого рода являются результаты Калифорнийского лонгитюда [26–27].

<...>

Литература
  1. Айзек Азимов. Избранное. М.: Мир, 1991.
  2. Гари Ромен Обещание на рассвете. М., 2001.
  3. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999.
  4. Линн Р. Интеллект и экономическое развитие // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2008. Т. 5. № 2.
  5. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: Рипол-классик, 2008.
  6. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  7. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887–1939. СПб., 2002.
  8. Ушаков Д. В. (ред.) Психология одаренности: от теории к практике. М.: Пер Сэ, 2000.
  9. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. М., 2001.
  10. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. М., 2008.
  11. Эйнштейн А. Работы по теории относительности. М., 2008.
  12. Якимова Т. В. Особенности детско-родительского взаимодействия и структуры семьи интеллектуально одаренных детей // Психологиче­ская наука и образование. 2007. № 3.
  13. Berlyne D. E. Conflict, Arousal, and Curiosity. N.Y. etc.: McGraw-Hill Book Co., 1960.
  14. Csikzentmihalyi M. The evolving self. New York: HarperCollins, 1993.
  15. Freeman J. Gifted Children Grown Up. London, 2001,
  16. Freeman J. Educating the Very Able: Current International Research, L., 1998.
  17. Hollingworth L. S. The child of very superior intelligence as a special problem in social adjustment. Mental Hygiene. 1931.
  18. Hollingworth L. S. Children above 180 IQ Stanford-Binet: Origin and development. Yonkers-on-Hudson, NY: World Book, 1942.
  19. Radford J. Child development and exceptional early achivers. N.Y., 1990.
  20. Seligman M. E. P. Authentic Happiness. New York: Free press, 2002.
  21. Seligman M. E. P. & Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction. American Psychologist, 2000. Vol. 55.
  22. Silverman L. K. & Ellsworth B. The theory of positive disintegration and its implications for giftedness // In N. Duda (Ed.) Theory of positive disintegration: Proceedings of the third international conference Miami, FL: University of Miami School of Medicine, 1980.
  23. Spearman Ch. The abilities of man. N.Y., 1927.
  24. Storfer M. D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisko, 1990.
  25. Terman L. M. Genetic studies of genius: Vol. 1. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford, CA: Stanford University Press, 1925.
  26. Terman L. M. & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 4. The gifted child grows up. Stanford, CA: Stanford University Press, 1947.
  27. Terman L M. & Oden M. H. Genetic studies of genius: Vol. 5. The gifted group at mid-life. Stanford, CA: Stanford University Press. 1959.
  28. Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners II Handbook of research on teaching. Ed. by M. С Wittrock. 3 rd ed. N.Y.: Macmillan, 1986.
  29. Yurkevich V. S., Davidovich B. M. Russian strategies for talent development –stimulating comfort and discomfort // Handbook of gifted education (Third edition) Rutledge Companion to Gifted Education. London, 2008.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика