Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Направления и формы развития правовой культуры педагогических работников 136

Умняшова И.Б., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, umnjashovaib@mgppu.ru
Егоров И.А., Исполнительный директор, Педагогическая Ассоциация «Педагог XXI века» , Москва, Россия, egorovpravo@mail.ru
Полный текст

Правовая культура описывается рядом исследователей как «разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности» [9, с. 276]. В настоящее время в юридической науке доминируют два варианта трактовки понятия «правовая культура»:

- «совокупность правовых явлений общества: законодательство (юридические предписания), юридические учреждения, юридическая практика (деятельность официальных государственных органов и правовое поведение граждан), правовое сознание;

- определенный уровень развития индивидуального, группового или общественного правового сознания» (более распространенная трактовка) [10, с. 296].

Применительно к каждому конкретному человеку, правовая культура — это «знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний» [9, с. 279]. На уровне конкретной личности правовая культура проявляется «в глубоком знании и понимании права, высокосознательном исполнении его предписаний как осознанной необходимости и внутренней потребности» [10, с. 296]. «Правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними» [7].

Одним из важнейших показателей правовой культуры общества является «уровень массового правосознания и интенсивность общего правового воспитания. Правовая культура — это, прежде всего, “качественно насыщенное” правосознание. Правовая культура всегда связывается с оценкой уровня знаний и пониманием права, степенью веры в право, развитостью чувства права и законности» [2, с. 150].

О.В. Фролов, анализируя понятие «правовая культура» в юридической, философской, педагогической, социологической литературе, подчеркивает, что «... в настоящее время отмечается научный интерес ученых к этому феномену» [15]. На основе проведенного анализа, автор формулирует собственное определение правовой культуры педагогических работников как «... совокупный опыт нравственного поведения субъекта культуры, актуализированный в ситуации правового выбора, закрепленный предшествующими культурными практиками и образцами нормативной или ненормативной общественной деятельности» [15, с. 117].

Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является «... развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права» [11, п. 15]. Ранее были опубликованы результаты наших исследований о роли и месте образовательного процесса, в том числе юридических знаний в формировании правосознания и правовой культуры обучающихся [3; 4; 6]. Также нами ранее отмечалось, что развитие правового сознания и правовой культуры обучающихся невозможно в ситуации несоблюдения и непринятия педагогическими работниками правовых норм, установленных в конкретной образовательной организации. Отношение к правовой действительности и практике реализации правовых норм формируется, в том числе, не только в процессе обучения, но и в процессе пребывания обучающихся в образовательной организации, «... когда они в своей деятельности сталкиваются с необходимостью соблюдения установленных норм и наблюдают степень соблюдения/не соблюдения этих норм педагогическими работниками, администрацией школы, родителями, другими обучающимися» [5]. Чтобы формировать правовую грамотность и правовую культуру у обучающихся, педагогические работники должны сами обладать высоким уровнем правовой культуры и положительными правовыми установками [1].

Правовая культура педагогических работников включает в себя: «умение рефлексировать (осмысливать собственные действия), контролировать внутренние чувства, регулировать эмоциональные состояния, нравственные переживания, критически анализировать профессиональную деятельность с точки зрения права, формулировать выводы с нравственной и правовой позиций» [15]. Правовая культура педагогических работников основывается на правовой (юридической) грамотности (знании основных положений нормативных правовых документов, регламентирующих отношения в области образовательного права) и правовой компетентности (умении ориентироваться в правовой системе и применять в профессиональной деятельности основные положения нормативных правовых документов).

Правовая (юридическая) грамотность «определяется:

- как способность понимать слова, используемые в правовом контексте, делать выводы из них, а затем использовать эти выводы для принятия мер;

- способность критически оценивать сущность закона, правовой процесс и имеющиеся правовые ресурсы, а также эффективно использовать правовую систему и формулировать стратегии по ее совершенствованию;

- знание своих прав и обязанностей и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения между людьми, социальными общностями, организациями; умение применять правовые знания при анализе конфликтных ситуаций, давать правовую оценку действиям социальных субъектов» [8].

Правовая (юридическая) грамотность педагогических работников включает в себя знания:

- основных положений международного и национального права в области прав человека;

- положений законодательства в области прав и обязанности участников образовательных отношений;

- основных направлений государственной политики РФ в области организации образовательного процесса для различных категорий обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями;

- основных направлений государственной политики РФ в области организации профессиональной деятельности педагогических работников.

Правовая компетентность педагогических работников — это «... качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач» [13]. Правовая компетентность педагогических работников заключается в способности смыслового прочтения международных и национальных (российских) нормативных правовых актов и умении использовать положения этих документов в своей профессиональной деятельности.

В октябре 2017 года Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России направил в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, муниципальные органы управления образованием, руководителям образовательных организаций методические рекомендации по организации мероприятий по повышению правовой грамотности всех субъектов образовательных отношений: обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. Данное письмо было разработано в соответствии с Планом мероприятий по реализации «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [14]. В документе отмечается, что «... развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод. Формирование высокого уровня правовой культуры, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности — основные направления деятельности образовательных организаций по формированию основ гражданственности и правовой культуры. Достижение указанных целей возможно лишь при грамотной организации, в первую очередь в образовательных организациях, работы по повышению правовой грамотности всех участников образовательных отношений: обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников, участвующих в воспитании детей» [12, с. 1].

В документе сформулированы «рекомендации по проведению мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей» [12]. При этом, с нашей точки зрения, в документе встречается ряд неточностей в использовании тех или иных терминов и понятий. Например, цели проведения мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников включаются в себя «развитие правовой компетентности педагогов в области воспитания несовершеннолетних и совершенствование системы правоотношений субъектов учебно-воспитательного процесса организаций образования Российской Федерации» (курсив авторов статьи) [12, с. 5]. С нашей точки зрения, правовая грамотность — более узкое понятие, чем правовая компетентность, и более уместно в данном случае говорить о необходимости повышения правовой культуры педагогических работников; при этом развитие правовой грамотности и правовой компетентности могут выступать задачами программы мероприятий, направленных на повышение правовой культуры педагогических работников, а совершенствование системы правоотношений субъектов образовательных отношений будет одним из результатов данной программы.

Также, с нашей точки зрения, требует уточнения перечень основных форм мероприятий по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей. В настоящее время в документе указаны следующие формы мероприятий, способствующих развитию правовой грамотности педагогических работников: «лекции, беседы; консультации, тренинги, семинары-практикумы; другие формы просветительских мероприятий» [12, с. 6]. Считаем важным указать на низкую эффективность лекционных форм такого рода обучения и необходимость расширения перечня не только и не столько просветительскими, сколько развивающими мероприятиями, например, организационно-деловыми играми и кейс-заданиями, в процессе которых будут созданы учебные и внеучебные (внеурочные) ситуации, способствующие развитию правовой компетентности. Не менее важным для формирования правовой культуры педагогических работников является проведение круглых столов и диспутов, в процессе которых создаются условия для развития собственной позиции у всех участников мероприятия.

Подводя итог всему вышесказанному, важно еще раз подчеркнуть значимость развития правовой культуры у педагогических работников для реализации актуальных и приоритетных задач современной системы образования. Основная цель развития правовой культуры педагогических работников — создание условий, способствующих повышению способностей к анализу и практическому применению основных положений нормативных правых документов в процессе реализации профессиональных задач.

Задачи развития правовой культуры педагогических работников.

1.         Повышение уровня правовой (юридической) грамотности педагогических работников в вопросах:

- международного и национального права в области прав человека;

- российского права в области прав и обязанностей участников образовательных отношений;

- государственной политики РФ в области организации образовательного процесса для различных категорий обучающихся, в том числе для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- государственной политики РФ в области организации профессиональной деятельности педагогических работников.

2.                  Повышение уровня правовой компетентности педагогических работников, проявляющейся в сформированности навыков ориентировки и применения в профессиональной деятельности основных положений международного и национального права в области прав человека и организации образовательного процесса для различных категорий обучающихся.

Мероприятия по повышению правовой грамотности педагогических работников, участвующих в воспитании детей, должны обеспечивать:

- нетерпимое отношение к противоправным деяниям, подразумевающее необходимость безусловного привлечения виновного в нарушении установленных норм к ответственности в каждом случае;

- готовность педагогических работников выстраивать профессиональную деятельность в соответствии с положениями нормативных правовых документов;

- совершенствование системы правоотношений субъектов образовательных отношений, в том числе создание условий для соблюдения прав всех субъектов образовательных отношений.

Основные формы развития правовой культуры педагогических работников: проблемная лекция, практические занятия (решение кейс-задач), организационно-деловая игра, дискуссия (круглый стол, диспут).

Тематика занятий для педагогических работников.

1.         Права человека в международных и национальных (российских) нормативных правовых документах: Всеобщая декларация прав человека, Европейская социальная хартия, Конвенция о правах ребенка, 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

2. Основные направления государственной политики РФ в сфере образования: Десятилетие детства в РФ; Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года.

3. Характеристики образовательного права в РФ: основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС общего образования: структура документа, содержание системы требований.

3.         Правовой статус педагогического работника (права, обязанности, ответственность, запреты и ограничения). Профессиональные стандарты педагогических работников. Виды специальной ответственности педагогических работников. Требования к соблюдению интеллектуальных (авторских) прав третьих лиц и защите их персональных данных.

4.         Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности с различными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями (одаренные и высокомотивированные дети, обучающиеся с ОВЗ, дети из семей мигрантов, дети в трудных жизненных ситуациях и т. д.).

5.         Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагогических работников, направленной на предупреждение различных видов аддиктивного поведения среди детей и подростков (профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, суицидального поведения, буллинга, химической и нехимической зависимостей, ксенофобии и экстремизма, рискованного поведения и т. д.).

6.         Нормативно-правовое обеспечение деятельности служб школьной медиации.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Агатимова Э.И. Образовательные организации как институт влияния на формирование правосознания лиц молодежного возраста // Право. Законодательство. Личность. 2016. № 2 (23). С. 7—13.
  2. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби; Проспект, 2008. 576 с.
  3. Егоров И.А. Юридическая психология и федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n3/46578.shtml (дата обращения: 09.08.2018).
  4. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Образовательный процесс как фактор формирования правосознания [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2014. Т. 6. № 3. С. 61—69. doi:10.17759/psyedu.2014060307
  5. Егоров И.А., Умняшова И.Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 3. С. 16—22. doi:10.17759/chp.2017130303
  6. Егоров И.А., Сафуанов Ф.С. Показатели формирования правосознания и правовой культуры в образовательных стандартах // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов к 3-й Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. 2012. С. 202—204.
  7. Иоффе А.Н. Правовая грамотность школьников не на высоте [Электронный ресурс] // Учительская газета. — URL: http://www.ug.ru/article/995/version/print (дата обращения: 09.07.2018).
  8. Ключевые компетенции и новая грамотность [Электронный ресурс] // Сайт Института образования НИУ ВШЭ. URL: https://ioe.hse.ru/21skills/literacy/legal#concept (дата обращения: 09.07.2018).
  9. Общая теория права и государства: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2005. 575 с.
  10. Общая теория права и государства : учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Норма; Инфра-М, 2010. 592 с.
  11. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2001. № 151.
  12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.10.2017 № 09-1995 «О направлении рекомендаций» // Вестник образования. 2017. № 23.
  13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009 № 593 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утратил силу) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2009. № 11.
  14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 2015. № 122.
  15. Фролов О.В. Правовая культура в контексте педагогической рефлексии // Правовая культура. 2017. № 3(30). С. 114—123.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика