Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Об образовательном стандарте подготовки специалиста по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» 930

Дозорцева Е.Г., доктор психологических наук, Руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста, ФГБУ "ФМИЦПН им. В.П. Сербского" МЗ РФ, Москва, Россия, edozortseva@mail.ru
Делибалт В.В., ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», доцент , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, delibalt@yandex.ru
Богданович Н.В., кандидат психологических наук, Москва, Россия, bogdanovichnv@mgppu.com
Полный текст

Современная парадигма высшего профессионального образования специалистов нового поколения предполагает использование компетентностного подхода в процессе обучения с учетом актуальных запросов социальной практики. Одним из важнейших стратегических направлений реализации государственной образовательной политики является подготовка специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в условиях перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.

В настоящее время в системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних отмечается необходимость совершенствования деятельности специалистов (инспекторов по делам несовершеннолетних, специалистов по социальной работе, психологов и др.) применительно к новым требованиям социальной действительности. Система профессиональной подготовки и переподготовки ориентирована преимущественно на определенную специализацию (правовую, педагогическую и др.) без учета контекста междисциплинарности и комплексности решаемых специалистами проблем и задач. Анализ профессиональных потребностей в специалистах системы профилактики (правоохранительных органов, органов социальной защиты и др.), занимающихся проблемами несовершеннолетних, показывает острую потребность в получении ими более фундаментальной психолого-педагогической подготовки в области проблем девиантного поведения несовершеннолетних, возможностей организации содержательной профилактической работы и сопровождения данного контингента. Большинство несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП, ПДН), обнаруживают целый спектр психолого-педагогических проблем, предполагающих специальные методы работы и соответствующие познания профессионалов.

 совместно с представителями МГУ им. М. В. Ломоносова и Московского университета МВД России приняли участие в разработке проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (квалификация (степень) «специалист», срок обучения пять лет). Значительная часть специализаций, предусмотренных стандартом в рамках названной специальности, связана с работой с детьми и подростками.

Одной из основных целей образовательной программы является подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих современными технологиями оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с проблемами в поведении и их семьям в соответствии с актуальными запросами практики и общества. Реализация поставленной цели обеспечивается соблюдением двух главных условий: интеграцией современных достижений науки и инновационных психолого-педагогических технологий и углубленной практикоориентированной направленностью обучения.

Новая парадигма подготовки специалистов интегрирует психолого-педагогические дисциплины, которые позволят специалисту овладеть теоретическими, экспериментальными, правовыми и организационными основами психолого-педагогической деятельности. Она дает возможность учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития детей и подростков, оказывать психологическую помощь семье, рассматривать девиантное поведение как психосоциальное явление, разрабатывать в каждом

Современные запросы социальной практики требуют от специалистов активности, энергичности, инициативности, предприимчивости, разработки и модификации инновационных адресных технологий помощи и навыков работы с «немотивированными» и «трудными» клиентами. Специалист, работающий с девиантными и делинквентными несовершеннолетними, а также их социальным окружением, должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, уметь предвидеть изменения в профессиональной деятельности на основе анализа изменяющихся социальных условий, владеть различными эффективными технологиями и разрабатывать гибкие индивидуально-ориентированные программы психолого-педагогической помощи детям и семьям.

Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) является головным учреждением страны по направлению психолого-педагогического образования и имеет многолетний опыт подготовки специалистов в области практической юридической психологии. МГППУ, в частности сотрудники факультета юридической психологии,конкретном случае многоуровневые адресные индивидуальные программы помощи с учетом прогноза и перспектив развития, возможностей ресурсов социального окружения и интеграции ребенка в социум.

Подготовка специалистов в рамках специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», ориентированная на работу с детьми, в соответствии с проектом стандарта, должна осуществляться в рамках следующих специализаций:

  • психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения,
  • психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска,
  • психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением.

Специалист, получающий высшее образование в рамках специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», по нашему плану, является психологом, владеющим как базовыми академическими психологическими знаниями и методами, так и социально-педагогическими концепциями и технологиями, позволяющими на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи. К числу таких задач относится, в частности, реконструкция социальных взаимоотношений несовершеннолетнего с учетом процессов, в которые включены он сам и его семья, и прогноза его развития. Помимо базовых психолого-педагогических дисциплин, учебный план подготовки специалистов включает в себя изучение юридической и ювенальной юридической психологии, правовых дисциплин, которые позволяют фокусировать внимание студентов на специфичном социальном контексте и правовом поле профессиональной деятельности.

В связи с тем, что у детей и подростков с социально отклоняющимся поведением часты нарушения психического развития, особое внимание в стандарте уделяется клинико-психологическим проблемам девиантного поведения, методам и технологиям комплексной психолого-педагогической помощи. В свою очередь, это позволяет в рамках специализаций углубленно изучать теоретические и практические дисциплины по степени «утяжеления» развития девиаций и расширяет репертуар профессиональных возможностей специалиста.

Специализация «Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения» ориентирует студентов на первичную профилактическую работу с детьми и подростками в различных образовательных учреждениях, направленную на раннее выявление и предупреждение возможных отклонений в поведении, формирование и развитие правосознания и ответственного поведения, оказание психолого-педагогической помощи просоциальным детям, подросткам и семьям, не имеющим значительных трудностей в социальном функционировании. Данная специализация включает в себя также первичную профилактическую работу с различными категориями взрослых людей – родителями либо лицами, их заменяющими, претендентами в опекуны/усыновители, специалистами профессий, связанных с высоким риском профессионального выгорания.

Специализация «Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска» позволяет подготовить студентов к работе в специализированных учреждениях открытого типа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с дезадаптированными детьми, подростками и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, которая потенциально может повлечь за собой развитие стойких поведенческих девиаций. Выпускники должны быть способны к сопровождению детей и подростков на оперативно-следственных и судебных этапах юридически значимых ситуаций, к превенции устойчивых форм девиаций, к оценке рисков рецидивов и экспертизе образовательной и развивающей среды, а также к проведению различных мероприятий вторичной профилактики отклоняющегося поведения.

Специализация «Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением» предполагает подготовку студентов, профессиональная деятельность которых будет направлена на работу со стойкими девиациями, сложными и «сочетанными» юридически значимыми ситуациями (например, участие несовершеннолетнего в уголовном и гражданском процессах в разных процессуальных статусах). Основные компетенции этой специализации связаны с реализацией технологий восстановления, социореадаптации и реинтеграции девиантных детей, подростков и их семей в различных специализированных учреждениях открытого и закрытого типа системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе в условиях пенитенциарной системы и сопровождения детей и подростков после освобождения из мест лишения свободы. К ним относится решение вопросов третичной профилактики отклоняющегося поведения, экспертизы реабилитационной среды, проектирования ресурсов социального окружения подростков.

В процессе обучения организуется проблемно-ориентированная практика специалистов по направлению «педагогика и психология девиантного поведения», что обеспечивает необходимый уровень практической подготовки выпускника-специалиста к профессиональной деятельности.

Таким образом, область профессиональной деятельности специалистов, получивших подготовку в соответствии с разработанным образовательным стандартом, включает в себя решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей и подростков: профилактики девиантного поведения, сопровождения детей и подростков группы риска, коррекции и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением. Они предполагают проведение психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования в широком спектре служб, работающих с детьми и подростками с проблемами в поведении. В деятельности таких специалистов могут быть заинтересованы организации и учреждения различных ведомств – образования, социальной защиты, семейной и молодежной политики, а также правоохранительных органов. Включение их в штаты соответствующих структур будет способствовать эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика