Опасность и риск в контексте профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел

1528

Аннотация

Вводится различие в понятиях опасность и риск, отмечены факторы, определяющие степень принятия риска, разумную осторожность, навыки принятия и реализации решений в оперативно сложных и изменчивых условиях профессиональной деятельности. Обсуждается тренинг «Коммуникация–Стресс–Безопасность» (КСБ), развитие навыков оценки ситуации, действие механизмов психической защиты и состояние психологической защищенности. С самого начала своей профессиональной деятельности правоохранители должны осознавать наличие опасности, относиться к ней как к неотъемлемому элементу своей работы, требующему внимательности и разумной осторожности в действиях, направлять свои усилия не на преодоление «экстремальности», а на ее познание (оценку), осмысление и творческое преобразование. Именно предвидение и критическая оценка возможных проблем и их последствий до того, как они возникнут, а также применение адекватных действий существенно уменьшают степень уязвимости человека в любых опасных ситуациях профессиональной деятельности или бытового характера.

Общая информация

Ключевые слова: опасность, риски , анализ ситуации, принятие решений, алгоритмы профессиональных действий, взаимодействие, психологическая защита и защищенность, психология риска

Рубрика издания: Экстремальная и кризисная психология

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Яковенко С.И. Опасность и риск в контексте профессионально-психологической подготовленности сотрудников органов внутренних дел [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n1/39335 (дата обращения: 19.04.2024)

Полный текст

Проблема безопасности жизнедеятельности населения Украины в целом, рост числа несчастных случаев и травматизма в быту и на производстве, в том числе и среди представителей экстремальных профессий является достаточно актуальной. Об этом свидетельствуют следующие данные. В результате несчастных случаев в Украине ежегодно гибнут около 70 тысяч граждан, а около 2 миллионов получают тяжелые травмы. По данным МВД Украины, в период с 1991 по 2009 год только при выполнении служебных обязанностей погибли 976 сотрудников ОВД и ранены 6897, в том числе непосредственно при охране общественного порядка и борьбе с преступностью – соответственно 291 и 4646 сотрудников; 2/3 инцидентов происходит вне службы. Вместе с тем все чаще преступники оказывают сопротивление работникам правоохранительных органов во время задержания, не останавливаются перед убийствами и другими тяжкими преступлениями. Только в 2009 году в отношении сотрудников ОВД Украины было совершено около 40 тысяч правонарушений, в том числе более тысячи тяжких.

К сожалению, в случаях физического противодействия и использования преступниками оружия отдельные работники милиции иногда проявляют растерянность, нерешительность, слабые навыки владения приемами самообороны, спецсредствами и табельным оружием, в результате чего погибают или получают тяжелые ранения.

Такие негативные тенденции заставляют активизировать исследования по вопросам безопасности труда, совершенствовать законодательство, принимать новые организационно-тактические и медико-психологические меры, разрабатывать специальные средства защиты, направленные на повышение безопасности служебной деятельности сотрудников милиции, заботиться о дальнейшем улучшении профессионально-психологической подготовленности персонала ОВД к действиям в сложных и экстремальных ситуациях.

В результате выборочного опроса работников ОВД, а также анализа случаев применения ими оружия на поражение во время выполнения оперативно-служебных задач среди основных психологических причин, обусловивших неквалифицированное использование табельного огнестрельного оружия, были выделены:

  • трудности оценки степени опасности ситуации;
  • неуверенность в действиях своих коллег, сомнения в понимании и поддержке со стороны непосредственных начальников в случае негативного развития событий;
  • боязнь вызвать телесные повреждения или лишить жизни человека; 
  • осознание возможных негативных последствий применения оружия для себя и других людей;
  • ощущение личной уязвимости и беззащитности, в том числе социально-правовой;
  • тревожность, связанная с повышенной мотивацией безошибочного выполнения правил применения оружия на поражение.

Причинами несвоевременного и непрофессионального применения табельного огнестрельного оружия работниками ОВД является недостаточная психологическая готовность и обученность действиям в критических инцидентах, отсутствие опыта; психологическое воздействие самого правонарушителя (внезапность, демонстративная агрессивность, угрозы и др.).

Устранению перечисленных проблем способствует внедрение в системе МВД Украины тренингов «Коммуникация–Стресс–Безопасность» (КСБ), разработанных специалистами Донецкого института внутренних дел. Разработчики использовали опыт работы Баварского тренингового центра полиции Германии и требования приказа МВД Украины от 11 мая 2001 № 356 «Об утверждении Программы развития системы ведомственного образования, вузовской науки на 2001−2005 годы». Через пятидневный тренинг КСБ прошли уже несколько тысяч сотрудников милиции, он внедрен во всех высших учебных заведениях МВД, в которых проводится повышение квалификации персонала.

Цель тренинга КСБ − формирование у сотрудников ОВД психологической устойчивости, получение и развитие навыков эффективной личной и профессиональной коммуникации, безопасного поведения в экстремальных ситуациях, а также комплексное решение многих других профессиональных и психологических проблем, возникающих во время несения службы. Отзывы участников тренинга КСБ и их непосредственных руководителей дают основания констатировать, что он соответствует поставленной цели. Вместе с тем, он может быть существенно усовершенствован за счет усиления внимания к когнитивной основе принятия решений в опасных ситуациях. Для этого необходимо более детально исследовать объективные и субъективные факторы принятия решений в условиях опасности.

Опасность – объективная характеристика определенного круга ситуаций, которая подлежит статистическому учету. Степень опасности – объективная (статистически исчислимая) вероятность наступления определенных нежелательных последствий (получение травмы, ранения, гибель). Опасность может расти при неблагоприятной криминогенной ситуации или снижаться благодаря, например, использованию новых бронежилетов. Риск же можно определить как субъективное представление человека о вероятности наступления нежелательных для него последствий. Континуум риска на индивидуальном уровне варьирует от полной невосприимчивости любого риска до готовности рисковать даже без шансов на успех.

Тренинг КСБ должен помочь работникам ОВД избегать крайностей: речь идет как об избегании любой опасности и риска в профессиональной деятельности, так и игнорирования профессиональной опасности и готовности рисковать даже при неблагоприятных обстоятельствах. Нужно обучать взвешенным действиям при оптимальном соотношении опасности и риска. Для этого во время тренинга необходимо уделить больше внимания развитию умения правильно оценивать степень опасности тех или иных типичных для профессиональной деятельности ситуаций; обучать участников тренинга реализации стандартных алгоритмов действий, а при необходимости, в нестандартных ситуациях – принимать оригинальные и вместе с тем взвешенные решения, осуществлять их смело и решительно.

Разрабатывая теорию принятия решений в сложных, изменяющихся, неопределенных и опасных ситуациях, психологи значительное внимание уделили соотношению ситуативных и личностных факторов. Среди последних существенное значение имеют следующие: уровень личностной тревоги и уровень притязаний, соотношение мотивации достижения успеха и избегания поражений, интернальность – экстернальность, агрессивность и склонность к риску, производительность и гибкость мышления. Прикладные вопросы диагностики и коррекции этих свойств личности разработаны достаточно, но фактически они не используются при профессионально-психологическом отборе будущих сотрудников ОВД и курсантов ведомственных вузов, не становятся при необходимости предметом целенаправленной психологической коррекции. В частности, по результатам психологического изучения работников специальных подразделений «Беркут» установлено, что им свойственна высокая восприимчивость риска (по шкале Элерса) и сравнительно высокие показатели интеллекта и воображения. С другой стороны, требуют изучения типичные опасные ситуации служебной деятельности сотрудников различных служб милиции и наработка алгоритмов эффективных и безопасных действий в таких ситуациях.

К главным задачам психологического сопровождения служебной деятельности работников ОВД следует отнести совершенствование профессионально-психологической подготовки к действиям в опасных ситуациях, типичных для правоохранительной деятельности. Для ее решения необходимо:

  • определить перечень типовых опасных ситуаций, имеющих место в правоохранительной деятельности;
  • разработать алгоритмы профессиональных действий, позволяющих достигать должных результатов в служебной деятельности в определенных опасных ситуациях с минимальным риском;
  • разработать методику профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к действиям в опасных ситуациях, типичных для правоохранительной деятельности, которая должна, помимо прочего, обеспечивать психологическую коррекцию (развитие) необходимых личностных и когнитивных качеств.

Необходимо отметить, что поставленные задачи выходят за рамки компетенции авторов и не могут быть освещены в статье. Для их решения в полном объеме необходимо сотрудничество со специалистами по тактико-специальной подготовке, которым при решении ряда задач принадлежит ведущая роль, а психологам и методистам – вспомогательная, которая может вырасти при решении последней задачи.

Изложенные далее положения отражают результаты пилотажного исследования и свидетельствуют о перспективности данного направления работы. Так, во время проведения в университете фокус-групп со слушателями факультета повышения квалификации, которые занимают должности начальников горрайотделов милиции и отдельных специальных подразделений, было установлено, что при получении сообщения о преступлении штаб должен:

  • оценить тяжесть преступления (нетяжелое, средней тяжести, тяжелое или особой тяжести), его состав;
  • средствами связи уведомить соответствующие подразделения (дежурную следственно-оперативную группу, патрульно-постовую службу, подразделение специального назначения) о чрезвычайном происшествии или преступлении для реагирования; 
  • организовать взаимодействие подразделений в случаях, когда необходимы специальные операции («перехват», «темп», «шторм»).

Определенные трудности в оценке ситуации заключаются в том, что в органы управления поступает неточная информация о преступлениях, число и криминально-психологическая характеристика подозреваемых в преступлении часто неизвестны, также как и вероятность сопротивления, в том числе и вооруженного, работникам милиции.

Оценивает ситуацию штаб (орган управления), а действовать приходится «исполнительным» подразделениям по заранее разработанным алгоритмам (планам), но в быстро меняющихся ситуациях, что может порождать недоразумения между руководителями и исполнителями. Исходя из этого возникает задача систематического обучения управленцев оцениванию оперативной обстановки и конкретных ситуаций в условиях недостатка информации, времени, других ресурсов. В свою очередь, «исполнительное» подразделение должно учиться гибко трансформировать отработанные алгоритмы действий в соответствии с реальной обстановкой на месте событий.

Анализ высказывания опрошенных участников фокус-групп дает основания констатировать, что модельные характеристики деятельности органов (штабов) оперативного управления в ОВД аналогичны деятельности операторов сложных технических систем, например, операторов пультов управления АЭС. Так, для повышения их квалификации создан тренировочный центр, на базе которого моделируются различные «штатные» и «нештатные» аварийные ситуации. Опыт работы тренировочного центра свидетельствует, что ошибки при принятии операторами АЭС управленческих решений связаны с «информационным стрессом», который отмечается и при оперативном управлении правоохранительной деятельностью. Речь идет об отсутствии надежной связи, противоречивости входящей информации, ее «отставании» от действительного хода событий. Обучение руководящего звена ОВД безошибочной оценке оперативно сложных и меняющихся ситуации может осуществляться (и осуществляется в действительности) в ходе оперативно-штабных учений.

В помощь непосредственным исполнителям правоохранительных задач предложен сборник типовых задач и алгоритмов их решения, а также комментарии типичных ошибок. Для закрепления устойчивых навыков безопасного и эффективного их решения в училищах начальной подготовки и вузах МВД создаются специальные учебно-тренировочные полигоны.

Перспективным направлением подготовки сотрудников ОВД могут стать деловые ситуативные игры, инвариантно моделирующие типовые и «нештатные» профессиональные ситуации, что представляет возможность для самостоятельного принятия решений при неожиданном развитии событий. Это направление подготовки может дополнить «тренинг креативности», направленный на развитие умения анализировать ситуацию и находить несколько вариантов ее решения, выбирать лучший из них, а при необходимости переходить от основного к запасным вариантам действий.

Согласно существующей технологии проведения ролевых игр после «разминки» участникам тренинга дается информация о служебном задании и условиях его выполнения. Для выдвижения идей организуется «мозговой штурм». Для побуждения участников тренинга к выдвижению оригинальных идей может быть использован прием «изменения роли», когда правоохранители пытаются играть роль «преступников», действия которых не ограничены правовыми нормами.

Когда «банк идей» уже создан, проводится групповая рефлексия, цель которой − тщательный и максимально критический анализ ошибок, упущений в предложениях, высказанных на предыдущем этапе работы. Это позволяет оценить действенность и юридическую корректность предлагаемых способов решения профессиональных задач, а впоследствии – перейти к практическим упражнениям по реализации наработанных идей в условиях, максимально приближенных к реальным. Речь идет об отработке навыков взаимодействия, приемов взаимного страхования при действиях в составе группы или наряда ППС. Другие участники тренинга наблюдают за ними в режиме «аквариума», а затем предоставляют обратную связь. При проведении тренинга ведущая роль принадлежит квалификации ведущих. Желательно, чтобы один из них был специалистом по правоохранительной деятельности, ведь без его знаний и опыта психологу трудно моделировать ситуативные игры, инструктировать тех, кто должен выполнять роли, комментировать ход занятий и подводить итог.

Анализ причин травматизма и гибели работников ОВД дает основания полагать, что эти события можно было предвидеть и предотвратить, если бы опасность была оценена ими правильно, а сами сотрудники ОВД стремились свести имеющийся риск к минимуму. Верность долгу не отрицает осторожности, минимизации риска, за исключением ситуаций, в которых работники милиции сознательно жертвуют собой ради защиты жизни других людей. Поэтому необходимым условием защиты работников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД Украины от негативных или угрожающих психическому и физическому здоровью и социальному статусу факторов является не только общая профессиональная подготовленность (специальные знания, навыки, умения и тактические приемы), но и наличие сложившегося комплекса профессиональных психологических установок, в первую очередь – разумной осторожности, установки на обеспечение личной безопасности и безопасности коллег.

Чтобы предвидение угроз для жизни и здоровья и выбор модели безопасного поведения стали возможными и максимально эффективными, правоохранители должны иметь и определенный объем тематической информации по уже известным или возможным ситуациям угроз, а также оптимальный набор умений и навыков, психологическую готовность к адекватным (безошибочным и, соответственно, безопасным) действиям в самых непредсказуемых ситуациях служебного или бытового характера, чему их нужно и возможно научить. Именно сочетание знаний о реальных и возможных угрозах с практическими навыками их предотвращения или избегания должно стать основой психологии безопасности профессиональной деятельности правоохранителей, реализуемой по алгоритму «привычка к необычному – психологический комфорт и уверенность в самых непредсказуемых ситуациях – разумная осторожность – безопасное поведение».

Одним из важнейших механизмов обеспечения психологической защищенности является психическая (или психологическая) защита. В современной психологической науке психическая защита толкуется как конструкт, реальное существование которого в определенной степени подтверждают наблюдения за людьми как в повседневном поведении, так и в сложных жизненных ситуациях. Современный психоанализ, в частности, экспериментальные исследования научной школы «New Look» объясняют действие защитных механизмов через принятие или отрицание определенных объективных и субъективных факторов поведения, а также потребностью сохранения собственного психического комфорта в сложных жизненных ситуациях. Психическая защита – важное, но не единственное условие ощущения психологической защищенности, которая может обеспечиваться за счет чувства принадлежности к группе, обоснованной уверенности в себе, способности решать возникающие проблемы в надситуативной активности, отсутствия необоснованной тревожности, страхов и т. п.

Очевидно, что с психосоциальной точки зрения в сфере безопасности профессиональной деятельности психическую защиту можно рассматривать как механизм, обеспечивающий максимально высокий уровень социальной (профессиональной) активности исполнителя. С другой стороны, психическая защита, действуя неосознанно, хотя и может мгновенно обеспечить эмоциональное благополучие, но искажает реальность и действует без учета долговременной перспективы. Такой результат достигается дорогой ценой искажения действительности, деформациями и отклонениями в развитии личности, потерей идентичности или формированием новой идентичности человека, самоуверенной и неосторожной.

Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что есть все основания для предположения о бимодальном характере психологической защиты личности, в частности, об органическом сочетании интрапсихической адаптации, направленной на решение внутреннего конфликта (личностная защита), и экстрапсихической адаптации, которая должна обеспечивать успешность (безопасность и эффективность) деятельности человека в тех или иных условиях (ситуациях) ее жизнедеятельности (ситуативная защита).

Все это обусловливает потребность не только дальнейшего изучения собственно психологических аспектов безопасности профессиональной деятельности и профессиональной защищенности правоохранителей в штатных и экстремальных ситуациях, но также разработки и применения современных психотехнологий работы с персоналом, направленных на усовершенствование психологической подготовленности, формирование, в частности, навыков применения эффективных методов защиты психики от вредоносных воздействий при выполнении профессиональной деятельности.

Дальнейшие перспективы совершенствования психологических средств обеспечения эффективного и безопасного выполнения работниками милиции служебных задач в условиях опасности и риска усматриваются во внедрении специфических методов профессионально-психологического отбора персонала, в частности, методов оценки склонности человека к риску. Тренинг креативности должен способствовать развитию способности сотрудников ОВД к объективной оценке уровня опасности в каждой конкретной ситуации и выработке таких способов решения служебных задач, которые минимизируют риск получения травмы или гибели при достижении желаемого результата деятельности.

Литература

  1. Бандурка О. М. та ін. Екстремальна юридична психологія в діяльності органів внутрішніх справ України. Науково-практ. посібник. Харків, 2005.
  2. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 2001.
  3. Лефтеров В. О., Тімченко О. В. Психологічні детермінанти загибелі та поранення працівників органів внутрішніх справ: Монографія. Донецьк, 2002.
  4. Петровский В. А. Поведение человека в ситуации опасности (к психологии риска)//Новые исследования в психологии. 1974. № 1.
  5. Психологія безпеки професійної діяльності в системі МВС України: Навчально-методичний посібник/[Шаповалов О. В., Шаповалов Б. Б., Кушнарьов С. В. та ін.] ; під заг. ред. В. О. Криволапчука. К., 2010.
  6. Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

Информация об авторах

Яковенко Сергей Иванович, доктор психологических наук, Профессор кафедры юридической психологии и педагогики Одесского государственного университета внутренних дел, Одесса, Украина, e-mail: serg_yak@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5829
В прошлом месяце: 21
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 1528
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 4