Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 27 место — направление «Психология» 0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,598 — двухлетний импакт-фактор Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: электронное издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Эффективность тренингов для подготовки сотрудников правоохранительных органов к деятельности в экстремальных условиях 2259
Коноплева И.Н., кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, konopleva.i.n@gmail.com
Полный текст
В современных условиях деятельности правоохранительных органов психологическая компетентность специалистов все в большей мере приобретает значение профессионально важного качества. Владение системой теоретических и прикладных психологических знаний, умение их реализовать на практике − один из факторов оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности. К наиболее актуальным требованиям, предъявляемым к сотрудникам правоохранительных органов, относятся:
Современное развитие науки и требования практики ставят задачу овладения сотрудниками правоохранительных органов системой теоретических и прикладных психологических знаний, умения реализовать их на практике. Значимость специальной психологической подготовки сотрудников правоохранительных органов является актуальной независимо от специфики их деятельности, которая в первую очередь связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач. Психологическая подготовка существенно расширяет кругозор сотрудников правоохранительных органов, пробуждает стремление к более глубокому овладению профессиональными знаниями в области психологии, формирует навыки практического использования этих знаний в правоприменительной практике, поскольку максимально приближена к решению проблем человеческого фактора в области отношений, регулируемых правом. Это имеет существенное значение для понимания роли и места психологической подготовки в общей структуре подготовленности сотрудников правоохранительных органов. Психологическая подготовка ставит своей целью научение сотрудника максимально эффективно и качественно выполнять задачи служебной деятельности, причем с минимальными затратами нервной энергии и за минимальное время. Изучая методы, позволяющие стимулировать развитие личности, логично предположить, что одной из наиболее удобных, быстро действующих форм психологической работы является специально организованный тренинг [8], включающий деловые и организационно-управленческие игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т. п. Большинство существующих тренингов направлено на преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания; именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания сотрудников. В настоящее время в правоохранительных органах имеется определенный опыт осуществления профессионально-психологической подготовки личного состава с использованием тренинговых методов. Так, В. С. Карпов [7] предложил специальную методику психологической подготовки, в основе которой лежат известные техники самовнушения. В. Н. Смирнов разработал программу подготовки сотрудников милиции на основе восточных методик [10], создал концепцию экстремально-психологической подготовки сотрудников оперативных подразделений [11]. Подготовка направлена на выработку психической устойчивости, решительности, уверенности в своих силах и знаниях при осуществлении деятельности в сложных условиях, проведении оперативных мероприятий. Н. И. Бережная [2] предложила тренинговую программу, направленную на повышение стрессоустойчивости оперативных сотрудников таможенных органов. Теория и практика тренингов разработаны в психологической науке достаточно глубоко. Основной характеристикой тренинга выступает постоянное развитие как постепенный индивидуальный рост или эволюция знаний, умений, взаимоотношений и поведения, улучшающихся благодаря знаниям, полученным на основе богатого опыта (применимо в первую очередь к тем, у кого уже есть запас знаний, умений и навыков, но они желают их улучшить, повысить уровень своего мастерства либо двигаться вверх по служебной лестнице). К основным функциям тренинга относят диагностическую, формирующую, коррекционную, профилактическую и адаптационную. Многофункциональность процесса подчеркивает, что тренинг может использоваться для развития коммуникативных способностей, повышения эффективности овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, совершенствования интеллектуальных возможностей, развития волевых характеристик, осознания, выявления и разрешения личностных, профессиональных и организационных проблем. Все мы учимся на опыте – на собственном, выполняя определенные действия, или на чужом – наблюдая за действиями других людей. Тренинговые методы − это углубленная работа с имеющимся опытом участников тренинга, их сотрудничество и взаимодействие. Источником новизны является новое использование опыта. В ходе занятий происходит переосмысление, изменение в восприятии, структурирование, выстраивание в определенную логику решения задач. Благодаря анализу собственных действий участники узнают новое о себе и своем поведении. Наиболее ценным в тренинговом обучении является обмен разным опытом, разными точками зрения, разным мировосприятием. Все участники тренингового процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, анализируют, моделируют ситуации, совместно ищут пути решения проблем. Тренинговые методы позволяют задействовать мышление человека, его чувства, эмоции, волевые качества, творчество, таким образом, в процесс включается потенциал целостной личности. Среди большого количества тренинговых программ в практике подготовки сотрудников правоохранительных органов чаще всего используются варианты тренингов общения, уверенного поведения, развития стрессоустойчивости. Развиваемые в данных тренингах навыки помогают сотрудникам эффективно выполнять профессиональную деятельность. Наиболее востребованными являются тренинги, развивающие коммуникативную компетентность, означающую в общении готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т. п.) других людей. Коммуникативные способности человека определяются наличием опыта и потребности в общении, а также уровнем конфликтности, так как социальная роль сотрудника правоохранительных органов предполагает выполнение профессиональной деятельности, протекающей зачастую в условиях конфликта. Умение выявлять и прогнозировать конфликтные ситуации, управлять конфликтным поведением участвующих в них сторон является значимым профессиональным качеством сотрудника. Умение расположить человека к себе, завоевать его доверие, разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом требует знания психологии человека вообще и психологических основ общения в частности. Эффективность адаптации также определяется коммуникативными способностями человека, выступающими в качестве составной части личностного адаптационного потенциала. Для развития коммуникативных навыков существует множество упражнений и ролевых игр. Задача развития коммуникативных качеств заключается в умении устанавливать психологический контакт и расширении диапазона ролей каждого участника. С этой целью можно использовать неспецифические упражнения, позволяющие попробовать новые для себя роли и приобрести специальные навыки, помогающие чувствовать себя уверенно в любой сложной ситуации. Вместе с тем, существуют и специфические упражнения, рассчитанные на отработку конкретных ситуаций, взятых из реальной деятельности. По мнению С. В. Асямова и Ю. С. Пулатова [1], О. В. Бычкова [3], И. В. Глумовой [6], активно использующих тренинги и описывающих данное направление в своих работах, ситуации необходимо выбирать с учетом практической деятельности обучаемых. Формирование поведения сотрудников правоохранительных органов при подготовке к выполнению служебных обязанностей реализуется путем отработки элементов общения, что достигается при ролевом проигрывании сложных ситуаций, имеющих место в профессиональной деятельности. Члены группы, знающие друг друга на протяжении нескольких лет, принимая участие в разрешении заданной ситуации, показывают свои способы и модели поведения, а затем обсуждают степень схожести с реальным поведением в жизни. В процессе ролевой игры участники демонстрируют, как правило, имеющиеся знания и поведенческие навыки. Помимо этого, существует возможность попробовать новые варианты поведения и отследить их эффективность, получить обратную связь, проанализировать эффективность своего поведения, изменить его и проверить новый способ на практике. В. Н. Смирнов [11] и А. М. Столяренко [12] рекомендуют тему практической части занятия раскрывать при помощи вводных, составленных с учетом специфики службы и реальных ситуаций, возникающих в процессе деятельности сотрудника правоохранительных органов. Во время тренинга, как правило, рассматривается несколько вариантов поведения, выбирается наиболее оптимальный и проигрывается в ролях для закрепления нового опыта. Приобретаемые паттерны поведения можно применять для продуктивного поиска выхода из конфликтной ситуации. Несмотря на довольно широкий диапазон ролей, у большинства людей есть свой, привычный, часто довольно ограниченный репертуар способов поведения в той или иной ситуации. Однако привычное реагирование часто бывает непродуктивным. Так как приобретение нового опыта происходит в течение всей жизни человека, проведение тренинговых занятий является способом временного уплотнения такого опыта и их целью является создание условий для его получения. Действие экстремальных факторов может привести к возникновению у сотрудника правоохранительных органов негативных психологических состояний, которые отрицательно сказываются на регуляции деятельности и снижают ее эффективность. Экстремальные условия способствуют возникновению стрессов, увеличению страхов, снижению самооценки и уверенности в себе. Работа в таких условиях требует развития личностных и деловых качеств, позволяющих успешно выполнять сложно-совмещенную деятельность. В связи с этим, большое значение уделяется стрессоустойчивости, причем считается, что в ее основе лежат высокий уровень саморегуляции и наличие профессионализма, позволяющего сотруднику эффективно действовать в сложной, непредвиденной ситуации. Исходя из этого тренинги по развитию стрессоустойчивости помогают выработать у сотрудника качества, повышающие эффективность его деятельности в экстремальных условиях. Умение человека регулировать свое психоэмоциональное состояние является способом обрести контроль над собственными эмоциональными и физиологическими реакциями, вместо того чтобы позволять другим людям влиять на этот процесс. На некоторые стрессоры можно повлиять или изменить их, сделав менее травмирующими, т. е. при столкновении с некоторыми стрессорами прямое действие может разрядить стрессовую ситуацию. Это в особенности относится к стрессорам межличностного характера, когда источником стресса является поведение других людей. В правоохранительной деятельности, сопровождающейся неопределенностью и опасностью, нередко возникает состояние тревоги. Функционально тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к ее поиску и конкретизации, к активному исследованию окружающей действительности для определения угрожающего предмета. Она может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. Поведенческие проявления тревоги заключаются в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность и продуктивность. В эмпирических исследованиях различают тревогу ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и тревогу как черту личности (тревожность). Мнение о том, что тревога играет негативную роль в психической жизни человека, характерно не только для обыденного сознания, но также нередко встречается в среде специалистов. При этом конкретная роль тревоги в процессе целенаправленной активности личности игнорируется. Между тем Ч. Д. Спилбергер отмечает, что тревога продуцирует осмотрительность, и предполагает, что человек генетически запрограммирован реагировать на угрозу увеличением способностей к выживанию [13]. Он же первым рассматривал тревогу как процесс, возникающий в ответ на угрозу, который включает когнитивную оценку индивидуального опыта угрожающего переживания. Подобной точки зрения придерживается и Н. И. Наенко [9], считая, что фактор тревожности может в одних случаях повысить активность и работоспособность, в других – дезорганизовать психическую деятельность человека в эмоциогенных условиях деятельности. Поэтому основной целью регуляции состояния тревожности является снижение уровня интенсивности тревоги до оптимального. Способность к саморегуляции психических состояний занимает особое место в ряду разнообразных профессионально и жизненно важных психических и психофизиологических качеств. Она обусловливает успешность и безопасность служебной деятельности сотрудника правоохранительных органов, его адаптивность к различным жизненным ситуациям, адекватность поведения в них. В связи с этим обеспечение развития возможностей личности управлять своими психическими состояниями, организация целенаправленного обучения приемам их сознательной саморегуляции чрезвычайно важны как в плане подготовки к выполнению конкретной оперативно-служебной деятельности (особенно с выраженным нервно-психическим компонентом рабочей нагрузки), так и в плане общих профилактических медицинских и социальных мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья, улучшение психологической атмосферы в обществе. При наличии и совершенствовании у сотрудника системы саморегуляции возникает тенденция к осознанному проявлению и пониманию себя как субъекта деятельности, в результате чего уменьшается конфликтность, повышается уверенность в себе, улучшается профессиональное самочувствие, что является немаловажным в становлении специалиста. Особое значение придается овладению специальными приемами произвольной саморегуляции психических состояний. С целью научения быстрой мобилизации в сложной ситуации, а также снятию нервного напряжения после ее разрешения используются тренинги обучения произвольной саморегуляции. При этом решается задача развития уравновешенности и самообладания, эмоциональной устойчивости при принятии ответственных решений в сложных условиях деятельности. Наиболее эффективными являются аутогенная тренировка, приемы нервно-мышечной релаксации и дыхательные методики. Методом психорегуляции могут решаться практические задачи подготовки, в частности:
Тренинг уверенности в себе, так же как и тренинг социальных навыков, нацелен на обучение способам прямой и эффективной коммуникации с другими людьми, что в результате снижает вероятность возникновения стресса. Люди, находящиеся в состоянии хронического стресса из-за постоянных перегрузок в работе, или подвергающиеся стрессу из-за собственной нерасторопности, могут научиться лучше распоряжаться своим временем, чтобы понизить уровень стресса. Особенность проведения тренинговых занятий с сотрудниками правоохранительных органов определяется спецификой их профессиональной деятельности. Существует ряд ситуаций, вызывающих эмоциональное напряжение. Как правило, они связаны с повышенной ответственностью, риском для жизни, необходимостью принятия решений в условиях дефицита времени, конфликтным взаимодействием с вышестоящими руководителями и с подчиненными [4]. Внесение приобретенных знаний и умений в жизнь требует, безусловно, определенной тренировки и времени. Как показывают результаты обратной связи, частично они утрачиваются и только небольшая часть применяется в повседневной жизни. Использование тренингов саморегуляции психического состояния позволяет повысить психологическую грамотность сотрудников правоохранительных органов и их психоэмоциональную устойчивость, необходимую в профессиональной деятельности. По мнению И. В. Вачкова [5], целью тренинга является изменение навыков и умений человека, ведущее к его развитию и более эффективной адаптации, однако оно не сводится лишь к тренировке определенных заданных поведенческих проявлений. Можно говорить о формировании, развитии, совершенствовании не только поведенческих, но и умственных навыков и умений, говоря широко – навыков самопознания и саморазвития. Такое понимание целей тренинга, которые могут быть конкретизированы огромным количеством способов, отражает общее, что есть в большинстве трактовок тренингов. Основная их идея – помочь развитию личности путем снятия ограничений, запретов, комплексов, освобождения ее потенциала. Речь идет об изменении, трансформации человеческого Я в динамично изменяющемся мире, фактическом воздействии на те или иные составляющие самосознания, которое осуществляется во всех видах тренингов. Характерное отличие тренинга – условность действий, что делает его оживленным и захватывающим. Методики проведения ролевых игр способствуют развитию навыков критического мышления, решению проблем, отработке различных вариантов поведения в проблемных ситуациях, воспитанию понимания других людей. Через игру участвующие могут лучше понять собственные действия в реальной жизни, избавиться от страха за последствия своих ошибок. Типичными являются тренинги, моделирующие принятие решений в условных ситуациях. Модель – условная замена реальности, в которой мы сохраняем отдельные, существенные для нас качества. Случается, что прямая имитация рабочей ситуации не помогает, а мешает – участники углубляются в воспоминания, как было на самом деле, воссоздают обычные действия, даже когда они неэффективны. Моделирующие игры основываются на замене реальности обобщенной, а порой абсолютно абстрактной моделью. Условность моделей позволяет отойти от реальности, тогда как заложенная в модели структура действий способствует эффективной отработке способов действий и навыков. В тренинге мы стараемся приблизить условность к реальности: сюжет и роли черпаются из типичных жизненных или служебных ситуаций. Ролевая игра позволяет увидеть и зафиксировать не только образ действий, но и отношение человека к своим действиям. Ролевая игра с отрабатыванием действий обеспечивает закрепление желаемых навыков. Внедрение психотренинговых методов в систему подготовки сотрудников правоохранительных органов представляет собой закономерный процесс совершенствования всей правоохранительной деятельности. Психотренинговые методы в системе профессионального обучения представляют собой связующее звено между теорией и практикой деятельности правоохранительных органов, в связи с чем необходима научно обоснованная система средств и способов применения комплекса тренинговых методик для развития и обучения их сотрудников. Литература
Статьи по теме
Психология образования | Катунова В.В. Причины снижения учебной мотивации у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) Клиническая психология | Спилманн В., Портер Л. М. Юридическая психология | Щербакова А.М. Юридическая психология | Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Банников Г.С. Мастерская, Математические методы в психологии и смежных науках | Горбунов Н.Г., Осокин А.В. Методы определения среднего в системах контроля процесса обучения |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |