Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Сравнительный анализ коммуникативной компетентности сотрудников патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны 1139

Быкова Е.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологии, ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», Россия, elbykova@rambler.ru
Полный текст

Практически для всех юридических профессий одной из главных сторон деятельности является коммуникативная, заключающаяся в общении в условиях правового регулирования. Это правовое (процессуальное) регулирование накладывает отпечаток на всех участников общения, наделяя их особыми правами и обязанностями и придавая общению специфический оттенок, выделяющий юридические профессии в отдельную группу.

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов Российской Федерации. В условиях социально-экономических преобразований в России, становления демократизации и гражданского общества, когда человек, его права и свобода становятся высшей ценностью, выделяются принципиально новые требования к уровню профессиональных знаний, компетентности специалистов правоохранительных органов.

Осуществляя взаимоотношения со всеми категориями граждан, независимо от их возраста, профессии, пола, национальности, специалисты правоохранительных органов в практической деятельности не только разрешают конфликты, но и ищут пути и методы для устранения условий возникновения острых социальных проблем, предотвращения противоправного поведения людей. Они осуществляют специальные превентивно-профилактические меры, нравственно-правовое воспитание, укрепляют личностное правосознание граждан и т. д. Все это требует наличия разнообразных коммуникативных навыков и умений, позволяющих решать профессиональные задачи на достаточно высоком уровне [2, 5].

Коммуникативная сторона проявляется в общении с людьми в ходе судебного процесса, в судебных допросах. Это протекает в рамках уголовно-процессуального регулирования, и юристы являются главными организаторами общения. При этом реализуются такие личностные качества, как чуткость, эмоциональная устойчивость, умение слушать и разговаривать и др.  Успех допроса во многом зависит от согласованности приемов допроса с индивидуальными особенностями личности допрашиваемого. Чтобы в зале судебного заседания вызвать человека на откровенность, снять его растерянность, неловкость, раздражительность, необходимы большой такт, чуткость, культура и глубокое знание психологии личности [1].

Готовность  и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной и близкой, Е.В. Сидоренко определяет как компетентность в общении и рассматривает как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуации личностного взаимодействия [7].

Коммуникативная компетентность, по В.В. Романову, предполагает следующие качества личности: способность установить эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительное отношение; проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность; свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; умения в конфликтных ситуациях проводить адекватную  стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельства стиль общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений; развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях; адекватная самооценка; чувство юмора [6]. 

Обладая определенным уровнем коммуникативной компетентности, имея определенный уровень самоуважения и  самосознания, личность вступает в общение; она становится персонифицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации  к ситуации и свободе действий, но и умение организовывать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию [3].

В ходе профессиональной деятельности юристам, независимо от их специализации, постоянно приходится общаться с различными людьми, устанавливая с ними взаимопонимание, поддерживать на должном уровне психологический контакт, оказывая в необходимых случаях управляющее воздействие на развитие коммуникативных процессов. Для того чтобы эффективно, с максимальной пользой участвовать в межличностных отношениях, плодотворно вести диалог, необходимо учитывать закономерности, лежащие в основе коммуникативных процессов. Поэтому знания, учет этих закономерностей, свободное владение навыками общения составляет такое профессионально важное качество личности юриста, как коммуникативная компетентность [4].

С целью проведения сравнительного анализа коммуникативной компетентности сотрудников отдела патрульно-постовой службы и отдела вневедомственной охраны мы провели экспериментальное исследование на базе отдела внутренних дел города Шадринска Курганской области. В нашем исследовании были задействованы 64 испытуемых в возрасте от 22 до 48 лет. Средний возраст испытуемых  31,4 года. Мы применяли тест на оценку самоконтроля в общении (М. Снайдер); методику выявления стратегии поведения в конфликте К. Томаса; тест на оценку уровня общительности (В.Ф. Ряховский).

Анализ результатов исследования свидетельствует о существовании незначительных различий в уровнях самоконтроля в общении. Так, большинство сотрудников патрульно-постовой службы  (ППС)  и вневедомственной охраны (ВО) обладают средним уровнем самоконтроля (56,50 %) и (53,10 %) соответственно. Такие испытуемые несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, но искренни, считаются с людьми. Высокий уровень самоконтроля обнаружился у 25 % сотрудников патрульно-постовой службы    и у 21,8 %  сотрудников вневедомственной охраны, они гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Низкий уровень самоконтроля продемонстрировали 18,70 % работников ППС и 25 % – ВО. Их поведение устойчиво, они не изменяются в зависимости от ситуации, способны к искреннему самораскрытию в общении, прямолинейны.

Обнаружены некоторые различия в показателях  по результатам методики выявления стратегий поведения в конфликте К. Томаса.

Для большинства сотрудников ППС характерна такая стратегия, как компромисс – 50 %, для сотрудников ВО – 53,1 %. Они поддерживают дружеские отношения, ищут справедливого исхода, делят предмет желаний поровну; сотрудничество предпочитают 15,6 % (ППС) и 15,6 % (ВО) испытуемых, в конфликтах они приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К соперничеству прибегают 25 % испытуемых ППС и 12,5 % ВО. В конфликте они стремятся добиться удовлетворения своих интересов в ущерб партнеру; избегание предпочитают 6,25 % испытуемых, для которых характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; уступчивость продемонстрировали 3,12 % сотрудников ППС и 12,5 % испытуемых ВО.

Данные отделов патрульно-постовой службы и отдела вневедомственной охраны  по методике В.Ф. Ряховского – оценка уровня общительности, также не показали значимых различий в исследуемых группах  испытуемых.

Очень высокий уровень общительности характерен для 6,2 % сотрудников ППС и 15,6 % – ВО. Испытуемые  говорливы, многословны, судят о проблемах, в которых не компетентны, обидчивы, вспыльчивы. Высокий уровень общительности продемонстрировали 31,2 % сотрудников ППС и 40,6 % представителей отдела ВО.

У 15,60 % испытуемых ППС средний уровень общительности – они любознательны, охотно слушают собеседника, терпеливы в общении, идут на встречу с новыми людьми; 6,2 % имеют уровень общительности ниже среднего – в незнакомой обстановке они чувствуют себя вполне уверенно, новые проблемы их не пугают.  Несколько отличаются показатели данных отдела ВО. Для  18,7 % испытуемых свойственен уровень выше среднего – они любопытны, разговорчивы; охотно знакомятся с людьми, любят быть в центре внимания, но нетерпеливы. У 25 % испытуемых – средний уровень общительности. Показатели уровня ниже среднего в данной выборке испытуемых отсутствуют.

Цель исследования объясняется следующими фактами: общение сотрудников отдела патрульно-постовой службы в большинстве случаев осуществляется с населением в виде продолжительной беседы: проверка документов, охрана порядка в городе, улаживание конфликтов.

Ведение службы отдела вневедомственной охраны предполагает моментальное действие, их служба заключается в основном в охране объектов и задержании преступников, обнаруженных на данных объектах. Поэтому возникает предположение, что сотрудники отдела патрульно-постовой службы более общительны и имеют высокие показатели в уровне общения. Однако в ходе исследования не было обнаружено значимых различий в особенностях общения сотрудников ППС и отдела ВО. Возможно, это объясняется тем, что коммуникативный аспект деятельности сотрудников и отдела патрульно-постовой службы, и отдела вневедомственной охраны является одним из доминирующих.  И те и другие должны иметь незаурядные способности собеседника, способного вести беседу в особо трудных условиях, которые получают определенное развитие в ходе профессиональной деятельности.

По результатам диагностики была разработана программа тренинга общения, рассчитанная на сотрудников правоохранительных органов, направленная на повышение уровня коммуникативной компетентности, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста.

Программа позволяет решать задачи: формирование базовых понятий в области психологии общения, развитие навыков эффективного общения; развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражение чувств других людей; сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.

В начальной части тренинга акцент делается на сплочение группы и формирование взаимного доверии, что создает предпосылки для успешного осуществления дальнейшей работы. Потом следуют занятия, направленные на формирование навыков вербального и невербального общения, понимание и выражение эмоций и чувств, уверенного поведения в конфликтных ситуациях. Для этого используются интерактивные игры, групповые дискуссии, короткие информационные блоки, психодиагностические методики, элементы арттерапии.

Программа рассчитана ориентировочно на 16 часов работы (четыре встречи по четыре часа один раз в неделю в течение месяца). Оптимальная численность группы 8–16 человек. Рекомендуется рассадить участников в аудитории по кругу. Участниками тренинга становятся испытуемые, для которых характерны такие стратегии поведения в конфликте, как соперничество, избегание, уступчивость (по Томасу), испытуемые, набравшие от 0 до 8 очков и от 19 до 31 очка по тесту В.Ф. Ряховского. Для данных лиц характерны: трудности в общении, работа в группе, отдают предпочтение одиночеству, недоверчивы к новым знакомым, в конфликтах отстаивают лишь свои интересы, не принимая в счет мнение партнера по общению, либо выходят из конфликта, не решают его, принося себя в жертву. Участниками тренинга становятся также лица, склонные к чрезмерной общительности, они могут не доводить дела до конца, невнимательно слушать партнера, судят о проблемах, в которых некомпетентны, вспыльчивы, обидчивы, нетерпеливы и несдержанны. Для данной категории испытуемых подбираются упражнения в соответствии с их проблемами, организуются тренинговые занятия.

Таким образом, поскольку профессиональная  деятельность юристов протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности и становится особым видом труда,  то одним из профессиональных качеств юриста выступает умение общаться, то есть умение  прогнозировать сложившуюся ситуацию, умение использовать нормы этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией, свободное, гибкое владение невербальными средствами общения.

При этом профессиональное общение в качестве подструктуры юридической деятельности следует рассматривать не только как собственно обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятие людей друг другом (перцептивная сторона). Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный процессуальный характер  как особый вид профессиональной деятельности. Способность устанавливать межличностные контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важных факторов их профессиональной пригодности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. 3-е изд. СПб., 2000.
  2. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Р.Ф. История и современность. Ростов н/Д, 2001.
  3. Еникеев М.И. Социальная и юридическая психология. М., 2003.
  4. Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. М., 2003.
  5. Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. М., 2003.
  6. Романов В.В. Юридическая психология. М., 2004.
  7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. СПб., 2003.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика