Агрессивное поведение подростка как копинг-стратегия в стрессовой ситуации

3320

Аннотация

Проблема агрессивного поведения достаточно актуальна как социальное явление и вызывает не только исследовательский, но и практический интерес. Чтобы бороться с данным явлением и иметь возможность противостоять и предупредить агрессию и жестокое обращение, необходимо, как условие, изучение причин и предпосылок возникновения агрессивного поведения у подростков. Рассматривать и изучать данную проблему необходимо в совокупности с теми непростыми социальными процессами, которые происходят в современном обществе, и изменениями, которые происходят в ближайшем окружении подростка: семье, школе и др. Необходимо учитывать также современную социальную ситуацию, в которой проживает подросток, как потенциально небезопасную и угрожающую его полноценной жизнедеятельности. Таким образом, проблема, стоящая в центре нашего внимания, может быть сформулирована в виде вопроса об исследовании агрессивного поведения подростков как копинг-стратегии в стрессовой ситуации.

Общая информация

Ключевые слова: подростковый возраст, копинг-стратегии, агрессивное поведение

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Коноплева И.Н., Чупракова М.В. Агрессивное поведение подростка как копинг-стратегия в стрессовой ситуации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Том 3. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2013_n4/66195 (дата обращения: 20.04.2024)

Полный текст

Происходящие в современном обществе политические и экономические кризисы отрицательно влияют на психологическое состояние людей, часто порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Особенно трудно в этот период приходится детям и подросткам. С каждым годом увеличивается число несовершеннолетних с поведением, не соответствующим общепринятым социальным нормам (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Очень многие подростки считают, что добиться чего-либо в жизни можно только с помощью агрессии и насилия. Многие  из них полагают, что чем агрессивнее человек, тем сильнее он как личность. Нередко они выбирают лидером не того, кто умнее, образованнее, способнее, а того, кто умеет подавить личность другого человека; кто может заставить сделать что-то путем морального или физического принуждения. Подростки же,  не обладающие достаточной долей агрессивности, а, напротив, отличающиеся мягкостью, как правило, не пользуются популярностью в подростковой среде и часто становятся изгоями.

Цель нашего исследования –  выявление закономерностей и взаимосвязей между актуальным состоянием подростка и выбором копинг-стратегий и поведения в стрессовой ситуации.

Предмет исследования: агрессивное поведение как копинг-стратегия в стрессовой ситуации.

В качестве гипотезы взято положение, что существует связь между актуальным состоянием подростка, выбором копинг-стратегий и поведением в стрессовой ситуации.

Общей методологической основой исследования являются ведущий принцип психологии – принцип развития (Л.С. Выготский, А. Маслоу, Д.Б. Эльконин), а также особенности поведения в стрессовых ситуациях (К. Лоренц, А. Бандура, Р. Уолтерс, Р. Лазарус, Г. Селье).

Подростковый возраст – один из сложных периодов жизни человека: происходит не только перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и закладываются основы сознательного поведения, появляется общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [4]. Одной из острых проблем подросткового возраста является перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении, доверии и равенстве. В подростковом возрасте психологическое состояние связано с двумя достаточно «переломными» моментами: психофизиологическим – половое созревание и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

 На психофизиологическом уровне происходят внутренние гормональные и физиологические изменения, а также изменения в эмоционально-личностной сфере. На социальном уровне происходит развитие в сознании подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть некое определяющее состояние подростка в психике, что создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Поскольку многообразие и противоречивость реальности человеческих отношений не укладывается в рамки рассудочной логики, подросток готов отвергнуть все, что не соответствует логике, так как именно она – некая сила в его сознании, критерий его суждений и оценок [1].

Формирование или становление агрессивного поведения у подростков – достаточно сложный процесс, в котором задействованы многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием сверстников, семьи, а также средствами массовой информации. В подростковом возрасте происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг, подруга – общение с ними выходит за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Для подростка большую ценность имеет общение со сверстниками, иногда отодвигающее на второй план учебу и общение с родными. В разные периоды подросткового возраста существует своя иерархия ценностей, но товарищеские качества всегда стоят на первом месте. Предметом особых размышлений у подростков являются отношения с другом, внутри которых корректируются самооценка, уровень притязаний и т. д.

Агрессию в нашем исследовании мы рассматриваем как индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Чаще всего агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и т. д.

Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а также в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В таком контексте можно говорить об агрессивном восприятии и агрессивной интерпретации как об устойчивых для некоторых людей особенностях мировосприятия и миропонимания. Некоторые предпосылки возникновения или развития агрессии сосредоточены в особенностях личности и чертах характера. Усилением агрессии могут быть внешние причины, такие как жара, шум, теснота, загрязненный воздух (например, люди в метро в час пик обычно ведут себя более агрессивно, чем в другое время). Такие причины имеют ситуативный характер. Усилением агрессии может также послужить и прямое поощрение. В обычной обстановке мы зачастую сталкиваемся с провокацией агрессии. Например, прямая провокация физическими действиями зачастую вызывает аналогичный ответ и является достаточно сильным стимулятором открытой агрессии. В большинстве случаев физическая провокация заканчивается ответом в физической форме, особенно если обе стороны равны по силе друг другу (например, драки достаточно часто встречаются среди подростков мальчиков). Но бывают случаи ответа в вербальной форме (можем наблюдать среди девочек, они чаще всего склонны к вербальной форме). Также встречается такая форма ответа, как избегание конфликта (скорее всего данный исход будет наблюдаться при неравной силе двух или более сторон). Безусловно, вербальная провокация характерна чаще всего для подростковой среды и способна актуализировать агрессивные действия, это наиболее часто выбираемый способ в социуме. Иногда негативные комментарии и едкие замечания могут оказывать более сильное воздействие на человека, чем прямое физическое воздействие.

В общении подростков мы можем наблюдать подстрекательство, что существенно влияет на порождение агрессивных тенденций. В частности, присутствие подстрекателей в конфликтной ситуации может усиливать прямую агрессию, если агрессор предполагает, что его действия вызовут одобрение со стороны подстрекателей. В конфликтных ситуациях мы можем также наблюдать присутствие третьей стороны. Например, если третья сторона имеет некую власть и может приказать одному человеку причинить вред другому (такое поведение мы можем наблюдать в сформировавшейся подростковой группе, где существует лидер). Опасность агрессивных тенденций заключается в том, что это некий усвоенный стиль поведения.

В процессе воспитания ребенка закладывается модель его поведения, а агрессия во взрослой жизни является усвоением моделей, которые были примером в детском возрасте. При анализе современной литературы видно, что факторов, влияющих на возникновение агрессии, значительное количество, но следует учитывать, что только совокупность конкретных факторов (семья, социальное окружение, СМИ, факты насилия и жестокого обращения) может подкреплять агрессивное поведение подростков и сделать это явление социальной проблемой.

На протяжении всей жизни человек сталкивается со стрессовыми ситуациями. Их переживание иногда меняет и восприятие окружающего мира и даже восприятие своего места в нем. «Копинг» – это поведение индивида по преодолению стрессовой ситуации. Устойчивые паттерны копингов формируют копинг-стратегии (стратегия совладания с трудностями и урегулирования отношений с окружающей средой) [3]. Проблема копинга (совладания) личности с трудными жизненными ситуациями возникла в психологии во второй половине XX в. Первоначальное понятие «копинг-поведение» использовалось в психологии стресса и было определено как сумма когнитивных и поведенческих особенностей индивида для ослабления влияния стресса.

А. Биллингс и Р. Моос выделяют три способа совладания со стрессовой ситуацией [2].

1. Копинг, нацеленный на оценку, – преодоление стресса, включающее в себя попытку определить значение ситуации и ввести в действие определенные стратегии: логический анализ или когнитивная переоценка.

2. Копинг, нацеленный на проблему, – это совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или даже устранить источник стресса.

3. Копинг, целью которого являются эмоции, – преодоление стресса с помощью когнитивных или поведенческих усилий, когда человек пытается уменьшить эмоциональное напряжение и поддержать аффективное равновесие.

Понятие «копинг» было использовано Р. Лазарусом и С. Фолкманом в рамках транзактной модели стресса. Согласно этой модели, переживание эмоций и стресс являются результатом взаимодействия средовых процессов в жизни (человека. Смысл эмоций зависит от контекста и от оценки ситуации человеком и взаимодействия этих факторов. В результате исследований было выявлено два вида копингов: проблемно-ориентированные (направленные на преодоление самого источника стресса, т. е. на решение задач) и эмоционально-ориентированные (направленные на преодоление эмоционального возбуждения, вызванного стрессором). Существуют различные классификации копинг-стратегий. В некоторых теориях выделяют базисные стратегии: решение задач, поиск социальной поддержки и избегание.

Таким образом, копинг-поведение – это некая форма поведения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Данное поведение направлено также на приспособление к обстоятельствам и использование определенных средств для преодоления стресса. Совладающее поведение, направленное на преодоление стресса, реализуется через применение различных копинг-стратегий на основе ресурсов личности и среды. Наиболее важным ресурсом среды для подростков является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся позитивная самооценка, оптимистическое мировоззрение, способность к межличностным связям.

В связи с тем что проблема агрессивного поведения подростков достаточно актуальна как социальное явление и вызывает практический интерес у исследователей, а механизм и предпосылки возникновения агрессивного поведения подростков недостаточно изучены, нами было проведено эмпирическое исследование поведения подростков в стрессовой ситуации.

При проведении исследования использованы:

  • методика Басса-Дарки;
  • копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Эндлер, Д. Джеймс, М. Паркер);
  • стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS);
  • диагностическая методика (проективная) «Человек под дождем» (податливость к стрессу)  – Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Д.Б. Кудзилов.

При обработке использовались математические методы статистического анализа эмпирических данных (коэффициент ранговой корреляции Спирмена).

В исследовании приняли участие 29 человек (13 девочек и 16 мальчиков) московской школы в возрасте от 15 до 17 лет.

Анализируя результаты методики Басса-Дарки, мы акцентировали свое внимание на результатах двух показателей: индекс агрессивности (сумма баллов по трем шкалам:физическая агрессия; косвенная агрессия и вербальная агрессия) и индекс враждебности (сумма баллов по двум шкалам: обидчивость и подозрительность). Получили следующие результаты – уровень агрессивности у 66,5 % в норме и у 33,5 % ниже нормы. Показатели уровня враждебности следующие – 30 % норма и 70 % выше нормы (рис. 1).

Рис. 1. Актуальное состояние подростков

Если рассматривать различия выраженности форм агрессивных реакций у подростков, мы видим высокий уровень чувства вины у 45 % и раздражительности у 45 % (рис. 2).

Рис. 2. Выраженность форм агрессивных реакций у подростков

Можно предположить, что состояние подростков в период исследования связано со стрессовой ситуацией (конец четверти), которая характеризуется возможными психоэмоциональными перегрузками (недосыпание, переживания по поводу четвертных оценок) и физической усталостью (конец зимы и самая длительная четверть, что соответствует снижению иммунитета).

С помощью опросника копинг-поведения в стрессовых ситуациях мы определили частоту (%) выбора подростками копинг-стратегий в стрессовой ситуации (табл. 1).

Таблица 1.

Выбор копинг-стратегий в стрессовой ситуации

Проблемно-ориентированная копинг-стратегия

Эмоционально-ориентированная копинг-стратегия

Копинг-стратегия, ориентированная на избегание

Копинг-стратегия отвлечения

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки

42

21

3,5%

38,5

52,5

При обработке полученных данных мы смогли узнать, какими копинг-стратегиями пользуются испытуемые в стрессовой ситауции и насколько часто они используются. Таким образом, мы получили следующие показатели:  проблемно-ориентированная копинг-стратегия (решение задач) используется 42 % всей выборки; эмоционально-ориентированный копинг используется 21 % всей выборки; копинг, ориентированный на избегание, используют 3,5% всей выборки; копинг-стратегия отвлечения у 38,5 % всей выборки и, наконец, копинг- стратегия поиска социальной поддержки – у 52,5 % всей выборки.

На выбор копинг-стратегий влияют внешняя ситуация и особенности возраста. Под внешней ситуацией мы имеем в виду выпускные классы (9–11), поэтому они наиболее часто используют проблемно-ориентированную копинг-стратегию. А на выбор копинг-стратегии поиска социальной поддержки, скорее всего, влияют особенности подросткового возраста.

С помощью методики «стратегия преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) мы узнали, какие формы поведения подростки используют для преодоления стрессовой ситуации.

Таблица 2.

Показатели выбора моделей преодоления стрессовой ситуации

 п/п

Шкала/уровень

Низкий (%)

Средний (%)

Высокий (%)

1

Ассертивные действия

35

55

10

2

Вступление в социальный контакт

38

48

14

3

Поиск социальной поддержки

17

35

48

4

Осторожные действия

31

63

6

5

Импульсивные действия

10

38

52

6

Избегание

10

31

59

7

Манипулятивные действия

20

63

17

8

Асоциальные действия

38

31

31

9

Агрессивные действия

6

28

66

К

Оценка конструктивности СПП

20%

20%

59%

При анализе результатов мы получили показатели по моделям преодоления стрессовой ситуации (см. табл. 2). Благодаря полученным результатам мы смогли посчитать индекс конструктивности (ИК). Данные модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления стрессовых ситуаций в зависимости от степени конструктивности стратегии, для этого мы высчитали общий показатель ИК. Таким образом мы выяснили, что у 59 % всей выборки высокая степень успешности преодоления стрессовой ситуации, у 20 % – средняя степень и у 20 % всей выборки низкая степень успешности преодоления стрессовой ситуации.

У большинства испытуемых (66 %) при преодолении стрессовой ситуации используется модель агрессивных действий. Мало используются при преодолении стрессовой ситуации асоциальные действия (38 %), ассертивные действия (35 %) и осторожные действия (31 %).

Данный выбор подростками форм преодоления стрессовой ситуации, скорее всего, связан с их актуальным состоянием (раздражительность).

При использовании проективной методики «Человек под дождем» мы ставили своей целью проверку результатов диагностики актуального состояния подростков.

Рис. 3. Результаты методики «Человек под дождем»

На основании полученных данных мы можем сказать, что у 58 % испытуемых наблюдается высокий уровень тревожности; у 34 % – сильные защитные механизмы и поиск социальной поддержки; у 31% – тенденция к агрессии, наличие страхов и потребность в помощи со стороны; у 37% –избегание стрессовой ситуации путем переключения и замещающей деятельности (рис. 3).

Анализируя результаты диагностики, мы пришли к выводу, что на актуальное состояние подростков в основном влияют внешняя ситуация и особенности подросткового возраста. Поэтому у подростков присутствуют высокий уровень тревожности, поиск социальной поддержки и избегание стрессовой ситуации.

Для подтверждения полученных результатов и проверки гипотезы мы провели корреляционный анализ, с помощью которого определили зависимости и взаимосвязи между факторами (актуальное состояние подростков; использование копинг-стратегий и выбор форм преодоления стрессовой ситуации).

Таблица 4.

Сравнение актуального состояния подростка и копинг-стратегий в стрессовой ситуации

Копинг-стратегия

Физическая агрессия

Раздражение

Обида

Чувство вины

Эмоционально-ориентированная

 

0,518**

0,561**

0,521**

Ориентированная на избегание

0,624**

 

 

 

Отвлечения

0,402*

 

 

 

Поиск социальной поддержки

0,391*

 

 

 

* на уровне значимости 0,05;

** на уровне значимости 0,01

При сравнении полученных результатов актуального состояния подростков и копинг-стратегий мы можем выделить следующие взаимосвязи (табл. 4).

  • Эмоционально-ориентированная копинг-стратегия коррелирует с раздражением (0,518**), обидой (0,561**) и чувством вины (0,521**) на уровне значимости 0,01. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, можем говорить о прямой зависимости или взаимосвязи между копинг-стратегией и актуальным состоянием, то есть если в актуальном состоянии подростка присутствуют раздражение, обида или чувство вины, то в стрессовой ситуации подросток выбирает эмоционально-ориентированную копинг-стратегию.
  • Физическая агрессия коррелирует с копинг-стратегией, ориентированной на избегание (0,624**) на уровне значимости 0,01 и копинг-стратегиями отвлечения (0,402*), поиска социальной поддержки (0,391*) на уровне значимости 0,05. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, можем говорить о наличии прямой взаимосвязи. И можем предположить, что данная взаимосвязь между факторами говорит о низкой стрессоустойчивости индивида.

  •  

Таблица 5.

Сравнение актуального состояния подростка и форм преодоления стрессовой ситуации

Копинг-стратегия

Физичес-кая агрессия

Косвен-ная агрессия

Раздра- жение

Обида

Вербаль-ная агрессия

Вступление в социальный контакт

 

0,429*

 

 

 

Импульсивные действия

 

0,387*

 

0,410*

 

Манипулятивные действия

0,581**

 

 

 

 

Асоциальные действия

0,677**

 

 

 

 

Агрессивные действия

 

 

0,500**

 

0,552**

* на уровне значимости 0,05;

** на уровне значимости 0,01.

При сравнении полученных результатов актуального состояния подростков и форм преодоления стрессовой ситуации мы получили следующие результаты (табл. 5).

  • Физическая агрессия коррелирует с манипулятивными действиями (0,581**) и асоциальными действиями (0,677**) на уровне значимости 0,01, что говорит о высокой взаимосвязи. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, можем говорить о прямой взаимосвязи или зависимости между актуальным состоянием подростка и выбором форм преодоления стрессовой ситуации. При высоком показателе физической агрессии в актуальном состоянии подростка выбором форм поведения в стрессовой ситуации будут манипулятивные действия или асоциальные действия. Например: при сдаче экзамена в школе подросток сталкивается со стрессовой для него ситуацией. Если в этот момент у подростка высокий показатель физической агрессии, формой преодоления стрессовой ситуации подросток выбирает асоциальные действия и может причинить материальный ущерб (раскидывать парты, бить кулаком в стену).
  • Косвенная агрессия коррелирует с такой формой преодоления стрессовой ситуации, как вступление в социальный контакт (0,429*) на уровне значимости 0,05, что говорит о связи между данными факторами. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, можем говорить о прямой взаимосвязи или зависимости, следовательно, чем выше показатель косвенной агрессии в актуальном состоянии подростка, тем выше у него потребность вступления в социальный контакт в стрессовой ситуации. Например, на уроке учитель отчитывает несколько учеников за неправильно выполненное задание, и если в тот момент у подростка в его актуальном состоянии будет высокий показатель косвенной агрессии, у него возникает потребность для вступления в социальный контакт, чтобы объединиться с одноклассниками и преодолеть стрессовую для него ситуацию.
  • Импульсивные действия как форма преодоления стрессовой ситуации коррелируют с косвенной агрессией (0,387*) и обидой (0,410*) на уровне значимости 0,05. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, то при высоком показателе косвенной агрессии и обиды в актуальном состоянии подростка мы можем говорить, что в стрессовой ситуации формой поведения подростка будут импульсивные действия. Например: если подросток объединился с одноклассниками против учителя в стрессовой ситуации, то при высоком показателе косвенной агрессии и обиды подросток выбирает манипулятивные действия для разрешения стрессовой ситуации –  распространяет слухи об учителе или жалуется завучу школы.
  • Агрессивные действия как форма преодоления стрессовой ситуации коррелируют с раздражением (0,500**) и вербальной агрессией (0,552**) на уровне значимости 0,01, что говорит о высокой связи между данными факторами. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, то если актуальным состоянием подростка являются раздражение и вербальная агрессия – подросток в стрессовой ситуации выбирает такую форму поведения, как агрессивные действия. Например: при конфликте ученика и учителя, если в данный момент у подростка высокий показатель раздражения и вербальной агрессии, то в стрессовой ситуации подросток выбирает агрессивные действия как форму преодоления стрессовой ситуации и начинает грубить учителю.

Таблица 6.

Сравнение копинг-стратегий и форм поведения подростков в стрессовой ситуации

Копинг-стратегия

Ассертивные действия

Вступление в социальный контакт

Поиск социаль-ной поддерж-ки

Импуль-сивные действия

Асоциаль-ные действия

Проблемно-ориентированная

0,467*

0,416*

 

 

 

Эмоционально-ориентированная

 

 

 

 

-0,544**

Ориентированная на избегание

 

0,467*

0,486**

0,554**

 

Отвлечения

 

 

 

0,419*

 

Поиск социальной поддержки

0,446*

0,512**

0,734**

0,402*

 

* на уровне значимости 0,05;

** на уровне значимости 0,01.

При сравнении копинг-стратегий и форм поведения подростков в стрессовой ситуации (табл. 6) нам удалось выделить следующие взаимосвязи.

  1. Проблемно-ориентированная копинг-стратегия коррелирует с ассертивными действиями (0,467*) и вступлением в социальный контакт (0,416*) на уровне значимости 0,05. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, можем говорить о прямой взаимосвязи или зависимости между копинг-стратегиями и формами преодоления стрессовой ситуации. При использовании проблемно-ориентированной копинг-стратегии в стрессовой ситуации подросток будет использовать ассертивные действия или вступление в социальный контакт как форму преодоления стрессовой ситуации.
  2. Эмоционально-ориентированная копинг-стратегия коррелирует с асоциальными действиями (-0,544**) на уровне значимости 0,01. Это означает, что при выборе подростком эмоционально-ориентированной копинг-стратегии в стрессовой ситуации возрастает вероятность, что подросток не будет выбирать асоциальные действия как форму преодоления стрессовой ситуации. Другими словами, чем чаще выбирается эмоционально-ориентированная копинг-стратегия подростком, тем реже используются асоциальные действия как форма поведения для преодоления стрессовой ситуации.
  3. Копинг-стратегия, ориентированная на избегание, коррелирует с такой формой поведения, как вступление в социальный контакт (0,467*) на уровне значимости 0,05, а поиск социальной поддержки (0,486**) и импульсивные действия (0,554**) – на уровне значимости 0,01, что говорит о сильной прямой взаимосвязи. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, можем говорить о прямой взаимосвязи или зависимости, следовательно, при выборе копинг-стратегии, ориентированной на избегание в стрессовой ситуации, подросток выбирает такую форму преодоления стрессовой ситуации, как вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки или импульсивные действия.
  4. Копинг-стратегия отвлечения коррелирует с такой формой поведения, как импульсивные действия (0,419*), на уровне значимости 0,05. Так как коэффициент корреляции имеет положительный показатель, можем говорить о прямой взаимосвязи и, следовательно, при выборе копинг-стратегии отвлечения подросток выбирает импульсивные действия как форму преодоления стрессовой ситуации.
  5. Копинг-стратегия поиска социальной поддержки коррелирует с ассертивными действиями (0,446*) и импульсивными действиями на уровне значимости 0,05, что говорит о прямой связи. Поиск социальной поддержки коррелирует с вступлением в социальный контакт (0,512**) и поиском социальной поддержки (0,734**) на уровне значимости 0,01. Так как коэффициенты корреляции имеют положительный показатель, можем говорить о прямой взаимосвязи, а следовательно, при выборе копинг-стратегии поиска социальной поддержки подросток для преодоления стрессовой ситуации выбирает формой преодолевающего поведения ассертивные действия, импульсивные действия, вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки.

На основании полученных нами результатов можно сделать следующие выводы.

  1. При высоком показателе косвенной агрессии в актуальном состоянии подростка можем говорить о том, что в стрессовой ситуации формой поведения подростка будут ассертивные действия и потребность вступления в социальный контакт, а копинг-стратегия – проблемно-ориентированная.
  2. Если в актуальном состоянии подростка присутствуют раздражение, обида или чувство вины, в стрессовой ситуации подросток выбирает эмоционально-ориентированную копинг-стратегию, а формой поведения – агрессивные действия.
  3. Если в актуальном состоянии присутствуют косвенная агрессия и обида, то в стрессовой ситуации подросток выбирает форму поведения в виде ассертивных действий, импульсивных действий, вступления в социальный контакт и поиска социальной поддержки, а копинг-стратегией будет поиск социальной поддержки.

Подводя итог нашему исследованию, можем сказать, что вопросы, касающиеся изучения причин и предпосылок проявления агрессивного поведения у подростков, сегодня актуальны и созвучны современной социальной ситуации развития. Планирование профилактической работы с подростками по предупреждению агрессивного поведения позволит минимизировать опасность возникновения у них асоциального поведения и тем самым скажется на снижении роста преступности в подростковой и молодежной среде.

Литература

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.
  2. Корсакова Л.И. Копинг-поведение и защитные механизмы системы адаптации личности [Электронный ресурс]// ТРУДЫ СГА, 2010, № 8. URL: http://www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/08_2010/11.pdf
  3. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html
  4. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна, вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 416 с.

Информация об авторах

Коноплева Инга Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры клинической и судебной психологии, факультет юридической психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8540-8667, e-mail: konopleva.i.n@gmail.com

Чупракова Марина Васильевна, магистрант факультета "Юридическая психология" МГППУ, Москва, Россия, e-mail: chuprakvamarina@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 13884
В прошлом месяце: 49
В текущем месяце: 45

Скачиваний

Всего: 3320
В прошлом месяце: 25
В текущем месяце: 14