Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7106Ключевые слова 17257 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Эмпатические способности сотрудников УИС - возможности исследования и перспективы 2906

Борисова Д.П., выпускник факультета юридической психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, Borisovad.p@mail.ru
Дворянчиков Н.В., кандидат психологических наук, декан факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, dnv@mgppu.ru
Полный текст

Актуальность исследования эмпатии у сотрудников УИС обусловлена задачами, стоящими перед ними в работе с лицами из числа спецконтингента, среди которых:

  • проведение воспитательных мероприятий, направленных на исправление осужденных;
  • подготовка к жизни на свободе, адаптация в социуме;
  • предотвращение рецидива преступления.

Развитие таких качеств, как рефлексивность поведения, сензитивность и эмпатия, представляется чрезвычайно важным при решении вышеперечисленных задач. Люди, которым свойственна эмоциональная скупость и низкий эмоциональный интеллект, характеризуются душевной холодностью, опустошенностью, черствостью, бессердечием. Их эмоциональный репертуар резко ограничен. Отсутствие у человека способности к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, а также к готовности оказать им посильную помощь, отражает также и личностные особенности сотрудника. Появляется потреб­ность в совершенствовании эмоци­онального мира, богатства эмоций, прочувствовании себя и других людей, эмпатии, эмоциональной устойчивости. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений.

Понятие «эмпатия» встречается еще в философских учениях, но там оно упоминается в русле этики и эстетики и восходит, прежде всего, к термину «симпатия». Основой же для появления термина «эмпатия» стала теория вчувствования Т. Липпса – вид познания сущности предмета или объекта. Позже Э.Б. Титченер предложил новое определение – сопереживание [4].

Обратившись к психологическому словарю, увидим следующее определение: «Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека» [17, с. 463].

Последние годы тема эмпатии стала интересовать большое количество специалистов различных областей, но несмотря на разнообразие исследований до сих про нет единого подхода к ее пониманию. Наравне с эмпирическими исследованиями встречаются также теоретические, в которых авторы, рассматривая различные подходы к пониманию процесса «вчувствования», пытаются выделить четкую структуру процесса эмпатии. Анализируя эти исследования, можем наблюдать значительные расхождения в понимании этого термина и процесса в целом.

Так, например, Т.П. Гаврилова [3] в своей работе выделяет четыре наиболее встречающиеся трактовки данного определения:

  • понимание чувств и потребностей другого,
  • вчувствование в событие, объект искусства, природу,
  • аффективная связь с другими, разделение состояния другого,
  • свойство психотерапевта.

В своих работах Басова А.Г. [1] и Горбатова Е.А. [4] отмечают наличие двух групп концепций, авторы которых подходят к пониманию процесса эмпатии с разных сторон. Первая группа заключается в эмоциональном понимании эмпатии – «опосредованный ответ на воспринятое эмоциональное состояние другого человека» [1, с. 254], причем эмоции взаимодействующих сторон могут иметь различную природу (вплоть до противоположных ощущений (радость-страдание). Эмоциональная эмпатия объединяет в себе механизмы проекции и подражания моторным и аффективным реакциям. Вторая группа опирается на когнитивное понимание того же процесса – «понимание другого человека, принятие роли, интерпретация поведения» [1, с.254]. Когнитивная эмпатия основывается на интеллектуальных процессах. Однако, в своей статье Дорошенко И.С. выделяет еще один вид – предикативную эмпатию – способность человека предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях [7].

Исследованиями в данном направлении занимались S. Baron-Cohen и J. Blair (эмоциональная эмпатия), а когнитивная эмпатия находит отражение в концепции ТоМ (theory of mind) [11].

В литературе существует большое разнообразие выделяемых видов эмпатии. Этот феномен затрудняет процесс изучения эмпатических способностей, так как нет единой системы, которая могла бы объединить все описанные виды эмпатии. Авторы, в зависимости от направления своего исследования, обращали внимание на различные особенности протекания данного процесса. Соответственно, это способствовало появлению отличных видов эмпатии. Существует выделение в общем понятии некоторого рода отдельных черт, но, в основном, во всех выделенных классификациях представляется деление на два вида. Выделим некоторые примеры из таких делений [1; 3]:

  1. сочувствие и сопереживание (Гаврилова Т.П.) – в основе лежит критерий переживания чувств,
  2. кратковременная и долговременная (Пономарева М.А.) – критерий времени общения с людьми,
  3. ситуационная и диспозиционная – зависимость от ситуации (поведение, свойственное человеку в широком плане, поведение, детерминированное определенной ситуацией).

Отметим еще одно значительное расхождение в исследованиях эмпатии, касающееся ее структуры. В основном, можно выделить три компонента [1;8]:

  1. Когнитивный,
  2. Аффективный (эмоциональный),
  3. Поведенческий (действенный или конативный).

Изначально рассмотрение эмпатии исходило из акцентирования внимания исследователей на каком-либо одном компоненте: либо на когнитивном (N. Eisenberg [по: 1]), либо на аффективном (А. Шопенгауэр,
А. Валлон, Т. Липпс, Т. Гаврилова [по: 3; 8]). Одной из первых N. Feshach [по: 1], объединила когнитивный и аффективный компоненты. Также этой концепции придерживались Д. Майерс, И.П. Петровская, К. Роджерс, И.М. Юсупов [по: 8], но они дополняли ее коммуникативным элементом.

Самой поздней тенденцией рассмотрения процесса эмпатии стала трехкомпонентная модель, объединяющая все составляющие. К ней относятся исследования, которые проводили Л.П. Выговская,
М.А. Пономарева, Л.П. Стрелкова (однако, последний автор заменяет названные компоненты другими понятиями и обозначает как: сопереживание, сочувствие, внутреннее содействие) [2; 15; 20].

Исходя из вышеописанных разногласий в направлениях исследований и трактовке процесса эмпатии целесообразным будет привести более полное определение данного понятия: «сложное многоуровневое личностное образование, структура которого представляет собой совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик человека, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновения, вчувствования в переживания другого» - Е.С. Гончаренко [8, с. 34].

Проблема развития эмпатии становится с каждым годом все актуальнее за счет общих тенденций развития современного общества, которое становится более жестоким, прагматичным и в некоторой степени ригидным [19]. Ряд исследователей, таких как А.А. Бодалев, С. Гмарин, Г. Калеро, Р. Мэй, Д. Ниренберг, Е.И. Рогов, К. Рудестам, П.Г. Щедровицкий, И.М. Юсупов, характеризуют эмпатию как ключ к подлинному пониманию человека [21]. Эмпатия составляет ядро коммуникации, способствует сбалансированности межличностных отношений, социальной адекватности поведения человека [8].

В настоящее время большое внимание уделяется исследованию эмпатийных способностей профессий, связанных с взаимодействием между людьми – педагогов, психологов и т.д.  В подобных исследованиях рассматривается взаимосвязь эмпатических способностей человека с различными компонентами, а чаще с воздействием, оказываемым на лицо, с которым происходит контакт (например, взаимосвязь эмпатических способностей преподавателя с успеваемостью студентов).

Одной из деятельностей, связанной с непосредственным контактом с человеком является служба в уголовно-исполнительной системе, которая также находится в поле зрения ученых и требует детального изучения. Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарной системы касается организации своей работы в социально-психологическом поле и является напряженной и стрессогенной. Сотрудники постоянно включены в деятельность, которая может повлечь возникновение негативных эмоций, что требует, в свою очередь, использования психологических защит. Исходя из этого, служащие становятся менее эмпатичными и проявляют более жесткие способы общения со спецконтингентом. Это связано с тем, что деятельность уголовно-исполнительной системы - это один из видов государственной службы, который обладает рядом специфических особенностей. Так, сотрудник УИС должен проявлять сдержанность в профессиональном общении, ограничивать круг контактов, постоянно контролировать свое поведение, чувства, эмоции. Условия работы таковы, что служащие обладают одновременно полярной ролью: находясь в атмосфере чужих отрицательных эмоций, они служат раздражителем (необходимость подавлять проявления негативных личностных качеств, требовать подчинение режиму) и одновременно утешителем, что проявляется в требовании быть эмпатичным (вникать в проблемы, оказывать помощь в их разрешении). Данный факт, а также переживания, связанные с чужими проблемами, не могут не сказаться на личности сотрудника и его работоспособности [12; 13; 17].

Исходя из вышеперечисленных особенностей труда пенитенциарных служащих, возникает необходимость в детальном исследовании эмоционального компонента личности сотрудников, а в частности эмпатических способностей, так как, имея дело с людьми, находящимися в трудной и неприятной жизненной ситуации, человек, обладающий достаточным уровнем развития эмпатии, находит эмоциональный отклик у себя на сложившиеся обстоятельства. Данный факт имеет две стороны: с одной – чрезмерное эмпатийное поведение по отношению к спецконтингенту будет мешать выполнению служебных задач, с другой – отсутствие эмпатии способно провоцировать коммуникативные трудности.

Способность к эмпатии позволяет сотруднику не только понять эмоциональное состояние осужденного, но и иметь возможность оценивать достоверность поступающей от него информации, давать более точный прогноз в отношении его поведения в той или иной ситуации. Более того, проявление сопереживания или сочувствия по отношению к партнеру по взаимодействию приводит к установлению психологического контакта между сотрудником и осужденным. Наличие определенной степени доверия у осужденного к сотруднику приводит к искренности в беседе, а также обеспечивает возможность действенных воспитательных и коррекционных воздействий со стороны сотрудника.

На современном этапе исследования эмпатии сотрудников уголовно-исполнительной системы еще не так популярны и обширны. Существуют различные направления исследования эмоциональной сферы, например, такие, как эмоциональная активность, эмоциональный интеллект. К таким работам относится исследование Погадаевой Е.В. [13; 14], которая рассматривает эмпатию в русле эмоционального интеллекта. Подобной темой занимался также Ю.В. Синягин [по: 13]. Рассмотрению факторов, способствующих снижению и повышению способности к быстрому и адекватному восприятию других людей в деятельности УИС, посвящена работа Рогова А. В. [по: 13]. Данный компонент позволяет рассматривать феномен как эмоционально-волевую особенность личности. Эмоциональная составляющая выражается в аффективном компоненте: в чуткости к людям, развитой эмпатии и умении сопереживать. Волевая составляющая данного элемента отвечает за способность противостоять внешнему давлению [13].

Многие авторы тему эмпатии рассматривают в контексте эмоционального выгорания, ссылаясь на сложные условия работы, экстремальный и в то же время относительно властный характер деятельности. Плотникова А.Н. [12], Гордеева М.А. [5] рассматривали в своих работах факторы и стадии эмоционального выгорания государственных служащих, и описывали процессы изменения эмоциональной сферы сотрудников, подверженных этому процессу. Также обозначались условия работы, способствующие развитию эмоционального выгорания, затрагивается эмоциональный компонент при изучении мотивационной составляющей службы (работа Рожкова О.А. [17] - в рамках изучения взаимосвязи профессиональной деформации и мотивации личности ссылается на эмоциональные ресурсы человека и описывает происходящую деформацию с эмоциональной сферой). Ильин Е.П. указывает ряд состояний человека, в которых резко уменьшается его мотивационный потенциал: «Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающей у здоровых людей. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности» [17, с. 64].

Анализ научных трудов позволяет выделить малочисленные диссертационные работы, затрагивающие тему эмпатии у сотрудников силовых структур. К таким работам относятся диссертация Тарновской Н.Н. [22] (она рассматривала взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности как психологическое условие жизнеобеспечения сотрудников при внештатных ситуациях) и Качкиной Л.С.  [9] (затрагивала эмоциональный и коммуникативный компонент при исследовании формирования социально-психологической компетентности личности).

Исследования эмпатии, как одной из структур эмоциональной сферы также встречаются, но они не так распространены и рассматривают интересующий нас компонент с точки зрения личностных черт, важных и необходимых особенностей для поступления на службу и, соответственно, качественного ее выполнения. Так, Семенова Ю.В. [18] в работе «Индивидуально-психологические особенности сотрудников правоохранительных органов» исследует уровень эмпатии сотрудников в русле личностных особенностей и во взаимосвязи с толерантностью. Разработкой данного направления занимались Коданев В.Л. [10] («Эмпатия как профессионально важное качество сотрудников УИС») и Гришкова Н.М. [6] («Эмпатия в профессиональной деятельности юриста»).

Вопрос непосредственного общения с людьми, относящимися к группе спецконтенгета, как самостоятельная область исследования не выделяется: нет конкретной обращенности на выявление оказываемого воздействия на личность человека. На наш взгляд, помимо экстремального характера службы необходимо обращать внимание на тесный контакт сотрудников с лицами, имеющими судимость, рассмотреть, какую роль это общение может оказать на проявление и развитие эмпатии. Соответственно, разработка данной темы в уголовно-исполнительной системе является актуальной и позволит рассматривать различные компоненты этого процесса. Особое внимание необходимо уделить сотрудникам, работающим в уголовно-исполнительных инспекциях, так как исследований на этой базе практически нет, в отличие от изучения различных особенностей личности сотрудников следственных изоляторов и колоний. Важно изучить специфические условия труда и коммуникативной деятельности сотрудников в инспекциях, так как они во многом отличаются от условий службы в других подразделениях. Так, например, они не находятся в контакте с криминальной субкультурой в замкнутом пространстве.

На данном этапе развития общества, служба, связанная с исполнением наказания, становится более популярной среди потенциальных кандидатов на службу и более необходимой для общества, так как численность преступлений, к сожалению, с годами не уменьшается. Поэтому наравне с улучшением и развитием правовой основы деятельности сотрудников набирает популярность и значимость психологическая служба в структуре УИС. Это открывает новые возможности для детального изучения всех мало освещенных вопросов и является перспективным направлением в исследованиях в области юридической психологии.

Данные, полученные в ходе изучения обозначенной темы, позволят детально изучить вопрос, касающийся эмоциональной составляющей личности сотрудника УИС и выявить особенности эмпатии, которые проявляются в ходе взаимодействия с осужденными. Также полученные данные можно использовать для разработки программ, направленных на эффективную организацию работы сотрудников с осужденными. Так как эмпатические способности являются важным элементом, определяющим личность сотрудника, при приеме на службу планируется большее внимание уделять эмоциональной сфере, что будет способствовать более качественному подбору сотрудников, которые должны обладать эмоциональной устойчивостью в условиях службы и, в дальнейшем, профессиональным мастерством при исполнении своих обязанностей. Помимо этого станет возможным определение направления психологической работы, способствующей развитию компонентов эмоциональной составляющей: профилактике на ранних этапах и выявлению элементов эмоционального выгорания, а также сопровождение сотрудников на разных этапах их службы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. №8. С. 254–256.
  2. Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Киев: НИИ психологии, 1991. 20 с.
  3. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. №2. С. 147–158.
  4. Горбатова Е.А. Эмпатия: психологическая структура и механизмы реализации //Ученые записки СПбГИПСР. 2014. Вып. 1. Т. 21. С. 23–29.
  5. Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих //Теория и практика общественного развития. 2014. №9. С. 43–45.
  6. Гришкова Н.М. Эмпатия в профессиональной деятельности юриста // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей (Вологда, 30 апреля 2010 г.). Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. С. 124–127.
  7. Дорошенко И.С. Об опыте формирования у осужденных эмпатийного поведения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний. 2010. №11. С. 50–52.
  8. Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2010. №4 (38). С. 33–36.
  9. Качкина Л.С. Психолого-педагогические условия формирования социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. Кемерово, 2012. 25 с.
  10. Коданев В.Л. Эмпатия как профессионально важное качество сотрудников УИС // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации: Тезисы Международной научно-практической конференции (Вологда, 14–15 декабря 2006 г.): В 2 ч. Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. Ч. 2. С. 215–216.
  11. Москачева М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Аликситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. №4. С. 98–114.
  12. Плотникова А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. №2 (29). С. 44–46.
  13. Погадаева Е.В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. 2014. №4. С. 711–713.
  14. Погадаева Е.В. Теоретический анализ взаимосвязи эмоционального интеллекта и социально-психологической адаптации сотрудников уголовно-исполнительной системы // Молодой ученый. 2014. №4. С. 714–716.
  15. Пономарева М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография. Минск: Бестпринт, 2006. 76 с.
  16. Психология. Словарь 2-е изд., испр. и доп / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат,1990. 494 с.
  17. Рожков О.А. Взаимосвязь профессиональной деформации и мотивации личности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Профилактика профессиональных деформаций. 2012. № 6. С. 61–72.
  18. Семенова Ю.В. Индивидуально-психологические особенности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 5. С. 175–181.
  19. Смольянинова Е.Ф. Развитие эмпатии как фактора профессиональной мобильности // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. №4. С. 114–121.
  20. Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. М.: АПН СССР, НИИ дошк. воспитания, 1987. 24 с.
  21. Сутурина Ю.В. Роль эмпатии и аликситимии в педагогической деятельности преподавателей вуза // Гуманитарный вектор. 2010. №2 (22). С. 75–79.
  22. Тарновская Н.Н. Взаимосвязь эмпатии и внутренней конфликтности как психологическое условие жизнеобеспечения сотрудников ГПС МЧС России при внештатных ситуациях: автореф. дис. … канд. психол. наук: 05.26.03. Санкт-Петербург: МЧС России. Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы, 2008. 24 с.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика