Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7486Ключевые слова 17909 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ Web of Science EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Правовая информированность подростков как фактор психологической безопасности образовательной среды 742

Литвинова А.В., кандидат психологических наук, заведующий лабораторией социологических и социально-психологических мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды Московского городского психолого-педагогического университета
Мириманова М.С., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Межведомственного ресурсного центра мониторинга комплексной безопасности образовательной среды Департамента образования города Москвы, Москва, Россия, mirimanova@mail.ru
Полный текст

В современной ситуации изучение проблемы безопасности образовательной среды актуальна не только для психологической науки, но и для психолого-педагогической практики, поскольку психологическая безопасность является одной из важнейших характеристик среды образовательных организаций. Именно психологическая безопасность является условием, обеспечивающим развитие личности всех участников образовательной среды.

Понятие психологической безопасности не однородно. Одни авторы видят в безопасности качество системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению. Другие – рассматривают ее как систему гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Большинство определений подтверждает, что безопасность направлена на сохранение, обеспечение нормального функционирования системы.

Под психологической безопасностью В.В. Рубцов, И.А. Баева [9, с.5] понимают «состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Образовательную среду как окружающую индивида обстановку, совокупность условий и обстоятельств рассматривает В.И. Слободчиков, анализируя ее в ряду механизмов развития ребенка. Тем самым определяется ее целевое и функциональное значение, а с другой стороны, – автор вписывает ее в культуру общества. Понимаемая так, образовательная среда, не является чем-то однозначным и наперед заданным. Она начинается там, где «происходит встреча образующего и образующегося»; где они совместно начинают ее проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения.

Несмотря на различия в трактовках и понимании безопасности образовательной среды, все признают, что она является мощным фактором влияния. Ведь благодаря воспитанию и образовательной среде происходит не только трансляция достижений культуры, передача ценностей, традиций и норм от поколения к поколению. Воспитание ответственности детей и подростков - мостик между прошлым и будущим, что особенно хорошо видно в современных условиях «сжатия времени» [6, с.98].

Связь образования со средой отмечалась философами и учеными, как древними, так и близкими нам в историческом времени. Китайский мыслитель Конфуций считал, что к нарушению справедливости в обществе, к нарушению норм человеческих взаимоотношений ведет необразованность и невоспитанность. Он говорил, что для «благородных мужей» основой взаимоотношений является порядок, порядочность, а для «малых людей – выгода». Один из основателей педагогики Я.А. Коменский отмечал, что образованные народы, связанные узами закона, содержат свои области… и самих себя в границах установленного порядка. У народов необразованных место свободы занимает своеволие… Отсюда у первых все безопасно, безмятежно, тихо и спокойно, а у последних господствуют кражи, разбои и насилия; а потому нет истинной безопасности. И все полно козней и страхов.

В многочисленных исследованиях неизменно подчеркивается факт влияния ответственности на становление, развитие личности и на среду. С.Л. Рубинштейн утверждал, что в действительности люди сами изменяют среду или, по крайней мере, в их власти сделать это. По его мнению, путь развития, для которого наследственность дает относительно эластичные возможности, определяется сознательной деятельностью человека в процессе воспитания, обучения, общественной практики.

Л.С. Выготский отмечал, что среда для человека, в конечном счете, есть социальная среда, потому, что там, где она выступает даже как природная, все же в ее отношении к человеку всегда имеются налицо определяющие социальные моменты. В отношениях к ней человек пользуется социальным опытом. При этом он указывал на то, что каждый возраст имеет свою, известным образом организованную для ребенка среду, так, что среда в чисто нынешнем смысле этого слова, меняется для ребенка при переходе от возраста к возрасту… влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди прочих влияний также и степенью понимания, осознания того, что происходит в среде.

Ведущую роль в отношениях человека к миру играют только те отношения, которые определяются его принадлежностью к социальной системе. Принадлежа разным подсистемам или группам общества, человек включен в разные взаимодействия и по-разному участвует в их развитии. Позиция, которую занимает человек, определяет направленность его деятельности, а также сферу и способы общения с другими людьми, что в свою очередь отражается на развитии его личности, на его качествах. В ходе своего развития человек учится взаимодействовать с разными средами, а среда побуждает к разным действиям. Психологическая безопасность как состояние сохранности психики предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами [6 с.101]. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека в данной среде.

Образовательная среда рассматривается сегодня как подсистема социокультурной среды. Среда – все то, что нас окружает; совокупность влияний, которые изменяют и определяют развитие жизни. Она «пронизывает, вовлекает в орбиту деятельности субъекта». Анализируя взаимосвязи среды образовательной и социокультурной, констатированы следующие моменты: образование рассматривается как сфера социальной жизни, а среда как фактор образования и как фактор влияния. В образовательной среде как предмете психологических исследований выявлены важнейшие параметры: уровни, структура и функции, описаны субъекты образовательной среды. Изучается взаимовлияние среды и образа жизни конкретного сообщества (В.А. Ясвин, Х.И. Лийметс, А. Муст, А.М. Сидоркин).

Сегодня особенно ценно соблюдение правил взаимоотношений между участниками образовательной среды и правовой ответственности каждого за свое поведение. Изучение образовательной среды на уровне взаимодействия личности и среды присутствует в работах Н.А. Лабунской, Т. Менг, А.П. Тряпициной, где прослеживаются возможные способы взаимоотношений и персонализации среды, т.е. фиксация определенной части среды как своего «Я». Образовательная среда в данном подходе определяется как пространство социальных коммуникаций, которое вовлекает субъекта образования в процессы освоения, обмена и распространения культурных ценностей.

Психологическая безопасность образовательной среды - одна из характеристик, которая становится значимой в связи с ростом психологического насилия в процессе взаимодействии детей, педагогов, родителей и администрации образовательных учреждений. Человек в данной среде, может быть выведен из строя или полностью потерять возможность эффективного функционирования, но при этом «психологи и педагоги, работающие в образовании, не готовы сегодня решать задачу по обеспечению психологических аспектов безопасности жизни и деятельности участников образовательной среды» [12, с.67].

В настоящее время безопасность образовательной среды изучается в мониторинговых исследованиях в целостности физических, социально-психологических и информационно-психологических параметров [5; 6]. В целях своевременного выявления и предотвращения рисков и угроз безопасности образовательной среды мониторинг проводится в образовательных организациях разного уровня и типов. Выявляется состояние таких рисков и угроз психологической безопасности образовательной среды как употребление психоактивных веществ, проявления ксенофобии, физического и психологического насилия, нарушения учебной дисциплины, дезорганизующие образовательный процесс и другие. Для каждого параметра психологической безопасности составлены опросники, включающие также и вопросы по правовой информированности обучающихся.

Создание условий психологической безопасности среды актуализирует правовую ответственность личности. Правовая ответственность, как важный фактор развития личности и психологической безопасности среды чрезвычайно важен. Отсутствие же таких безопасных условий приводит к возникновению отклонений или оборонительной тенденции, порождает сопротивление: внутреннее или внешнее. Внешнее: «когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершаются так называемые нарушения дисциплины, непослушание, «акты неповиновения». Внутреннее: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия» [2, с.31].

Формирование личности предполагает воспитание правовой культуры, компонентами которой выступают правосознание, правовое поведение, правовая реализация и правовая информированность [3;7]. Именно правовая информированность выступает с одной стороны, основанием формирования сознательной ориентировки личности в процессах и явлениях правовой жизни, приобщении к правовой жизни общества, с другой стороны, является необходимым условием формирования правового государства и залогом его безопасности [1; 4; 7].

Правовая информированность обеспечивает формирование ответственности за нарушения закона и прав человека. Ответственность за свой выбор всегда несет конкретный человек. Выбирая, «Я» осуществляет самоопределение, самоорганизацию и персонализируется. Человек выстраивает свое отношение к границам своих виртуальных возможностей – он либо сохраняет и охраняет эти границы, либо изменяет их, проявляя допустимую гибкость. Подросток не может изменить условия своей жизни, но определенную свободу он имеет в выборе целей и путей их достижения. В каждый данный момент обычно существует не одна, а несколько возможностей действий. Выбор варианта сочетается с большой моральной, социальной, правой ответственностью за последствия этого выбора.

Правовая ответственность имеет особое значение на переходных этапах жизни общества, находящегося в состоянии максимальной неустойчивости, когда малейшие флуктуации (иногда ими могут стать действия одной личности) могут привести к нежелательным социальным последствиям. Здесь речь идет, прежде всего, о нарушении психологической безопасности образовательной среды.

Исследователи отмечают, что подростковый и юношеский возраст являются сензитивными периодами формирования правового сознания и поведения [1; 3; 7]. Если в подростковом возрасте происходит интенсивное освоение социальных и правовых норм и становление ценностно-нормативной системы личности, то юношеский возраст отличает накопление общественно значимых качеств и социальная активность личности, составляющие основу для формирования развитого правосознания. Несмотря на все современные модернизационные процессы в образовании резко возрос уровень преступности и правонарушений среди подростков. В связи с этим очень важно знать состояние правовой информированности подростков в целях предупреждения у них противоправного поведения, несущего угрозу безопасности как личности, так и образовательной среде.

Целью исследования стало выявление правовой информированности подростков об ответственности за противоправные действия в зависимости от удовлетворенности / неудовлетворенности образовательной средой образовательной организации. В основе исследования находилось предположение о том, что подростки, неудовлетворенные образовательной средой отличаются более низкой правовой информированностью. В исследовании приняли участие 3117 подростков, они заполнили электронный вариант анкеты, разработанной научными сотрудниками лаборатории социологических и социально-психологических мониторинговых исследований МРЦ БОС МГППУ. По результатам мониторинга были выявлены две группы обучающихся, в зависимости от удовлетворенности (1 группа) и неудовлетворенности (2 группа) безопасностью образовательной среды в школе. Для анализа полученных данных применялись методы математической статистики: частотный анализ и t-критерий сравнения 2-х независимых выборок.

Обратимся к полученным результатам. Необходимо отметить, что на основании частотного анализа (табл. 1) можно сделать вывод о низкой правовой информированности по большинству параметров у всех подростков, участвующих в исследовании. Наименьшая осведомленность наблюдается по административной ответственности за употребление наркотиков, дисциплинарной ответственности за порчу школьного имущества, уголовной ответственности за ксенофобию, преследование человека по национальному признаку, административная ответственность за употребление алкоголя на территории школы, уголовная ответственность за причинение вреда здоровью других обучающихся и педагогов. Относительно высокая осведомленность (от 70% до 84%) выявлена у подростков по дисциплинарной ответственности за опоздания на уроки и уголовной ответственности за распространение наркотиков. Отметим, что о правовой информированности как факторе психологической безопасности образовательной среды можно говорить в отношении только данных параметров.

 

Таблица 1.

Результатов частотного анализа (1 и 2 группа обучающихся, педагоги) и сравнения средних(1 и 2 группа обучающихся)

 

Частотный анализ

1 группа

Частотный анализ

2 группа

t-критерий

1 группа

t-критерий

2 группа

Знач.

1

Дисциплинарная ответственность за сквернословие

65,6%

39,6%

7,88

7,67

0,00

2

Дисциплинарная ответственность за опоздания на уроки

75,0%

70,3%

7,34

6,5

0,00

3

Дисциплинарная ответственность за порчу школьного имущества

22,4%

21,4%

0,33

0,34

0,74

4

Уголовная ответственность за причинение вреда здоровью других обучающихся и педагогов

55,1%

47,1%

2,34

2,33

0,02

5

Дисциплинарная ответственность за курение на территории школы

48,4%

36,6%

3,41

 

3,52

0,00

6

Административная ответственность за употребление алкоголя на территории школы

42,2%

48.9%

-1,94

-1,91

0,05

7

Административнаответственность за употребление наркотиков

18,0%

17,2%

0,37

0,38

0,71

8

Уголовная ответственность за распространение наркотиков

84,0%

78,4%

2,21

1,99

0,27

9

Уголовная ответственность за ксенофобию, преследование человека по национальному признаку

36,3%

28,2%

2,45

2,58

0,14

Рассмотрим значимые различия в исследуемых группах (табл. 1). Подростки первой группы более значимо информированы о правовой ответственности по большинству изучаемых параметров: дисциплинарная ответственность за опоздания на уроки (р=0,00), сквернословие (р=0,00), курение на территории школы (р=0,00), уголовная ответственность за причинение вреда здоровью других обучающихся и педагогов (р=0,02). В отличие от первой группы, подростки второй группы статистически значимо информированы о правовой ответственности только по параметру административная ответственность за употребление алкоголя на территории школы (р=0,05).

Предположение о том, что подростки, неудовлетворенные образовательной средой, отличаются более низкой правовой информированностью, в аспекте значимых различий с другой группой подтвердилось. Необходимо отметить, что низкая правовая информированность подростков об ответственности за противоправное поведение может стать угрозой психологической безопасности образовательной среды.

Проведенное исследование позволяет подчеркнуть значимость психологической безопасности образовательной среды для развития личности подростков и определить характер зависимости правовой информированности от ее субъективной оценки. Безусловно, полученные результаты, позволяют сформулировать актуальные вопросы для дальнейшего исследования проблемы. К их числу относится определение направлений и содержания практической деятельности психологов по сопровождению подростков с низкой информированностью и подростков неудовлетворенных безопасностью образовательной среды. Вместе с тем полученные результаты могут стать основанием для разработки и реализации психологами образовательных организаций совместно с педагогами соответствующих профилактических программ, а также программ, направленных на формирование у подростков правовой культуры на основе правовой информированности, ответственности и уважения к действующим нормам права.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андрианов М.С. Психологические механизмы и периодизация процесса правовой социализации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58284.shtml (дата обращения: 19.10.2014).
  2. Андроникова О.О. Психологическая безопасность образовательной среды. Новосибирск, 2010.- 260 с.
  3. Достовалов С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n1/58316.shtml (дата обращения: 19.10.2014).
  4. Есикова Т.В. Развитие правовых представлений: история и современность [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n3/54061.shtml (дата обращения: 19.10.2014).
  5. Литвинова А.В. Безопасность образовательной среды в образовательных комплексах //Материалы докладов IV международной научно-практической конференции 21 век: фундаментальная наука и технологии» 16-17 июня 2014 г. North Charleston, USA. 2014. – Том 1. С. 123-125.
  6. Мириманова М.С. Пути повышения эффективности комплексной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях. Сб. Социально-экономические и психологические проблемы управления. М.: МГППУ ГМУ, 2013. 460 с.
  7. Пастушеня А.Н. Психологическая характеристика индивидуального и общественного правосознания: структурно-содержательный аспект [Электронный ресурс] // Психология и право. 2012. №1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/n1/50322.shtml (дата обращения: 19.10.2014).
  8. Потапова Н.А. Некоторые проблемы безопасной образовательной среды в высшей военной школе. Сб. Безопасность образовательной среды, ч.1. М.: Экон-Информ, 2008,- 166 с.
  9. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника. Сб. Безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2008. 143 с.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика