Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации

1464

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условиях детского дома. Предполагается, что рассмотренные качества личности имеют влияние на процесс социализации и адаптации при выпуске из детского дома. Проведен сравнительный анализ личностных особенностей у мальчиков (18 человек) и девочек (14 челоловек) в возрасте от 12 до 17 лет, воспитывающихся в детских домах, а также выделены качества личности, негативно влияющие на процесс формирования у ребенка активной жизненной позиции. В исследовании применялись методики: «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) Л.Н. Собчик (детский ввариант) и методика многофакторного исследования личности Кэттелла 14 PF. Значимость полученных результатов обусловлена применением методов математической статистики: U-критерия Манна–Уитни и t-критерия Стьюдента для непроизвольных выборок. Исследование по методике Кеттелла 14 PF показало, что у испытуемых групп мальчиков и девочек – воспитанников детских домов имеются различия изучаемых особенностей личности (p≤0.05). Характер полученных результатов может говорить об общей тенденции наличия у детей личностных особенностей, негативно влияющих на успешность адаптации после их выпуска из детского дома.

Общая информация

Ключевые слова: личностные особенности, детский дом, социальная адаптация

Рубрика издания: Юридическая психология детства

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060208

Для цитаты: Ларин А.Н. Личностные особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома, как критерий формирования активной жизненной позиции и успешной социальной адаптации [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 2. С. 107–119. DOI: 10.17759/psylaw.2016060208

Фрагмент статьи

Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является крайне важной и требует эффективных мер для ее решения. Особенно актуальной она становится при выпуске ребенка из детского дома.

По мнению Дж. Боулби (J. Bowlby) недостаток родительской заботы может стать причиной повышенной тревожности, чрезмерной потребности в любви, мстительности и депрессии [12, с.12].

<...>

Полный текст

Проблема социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является крайне важной и требует эффективных мер для ее решения. Особенно актуальной она становится при выпуске ребенка из детского дома.

По мнению Дж. Боулби (J. Bowlby) недостаток родительской заботы может стать причиной повышенной тревожности, чрезмерной потребности в любви, мстительности и депрессии [12, с.12].

Результаты психологических обследований показывают, что наибольшее количество проблем и отклонений от нормального становления личности у воспитанников детского дома наблюдается в эмоционально-волевой сфере, это связано с нарушением компетентности социального взаимодействия, неуверенностью в себе и своих силах, снижением самоорганизованности и целеустремленности, что в итоге приводит к значительному снижению «силы личности», а отрицательная динамика развития личности сохраняется во всех возрастных группах [10]. Также отмечаются особенности внутренней позиции: слабая ориентированность на будущее, обедненность эмоциональных проявлений, упрощенное содержание образа самого себя, сниженное отношение к себе, пристрастность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру, импульсивность поведения, ситуативность мышления и поведения. Эти особенности личности ребенка, возникая в раннем возрасте, не исчезают, а приобретают новое качество и усугубляются в дальнейшем [7].

Ежегодно из детских домов России выпускаются около 26 тысяч воспитанников [2], но не всем из них удается удачно адаптироваться к новым условиям жизни.

В ст.31 Постановления Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу 1 сентября 2015 года, сказано, что «…организация для детей-сирот может разрешать временно бесплатно проживать и питаться в организации для детей-сирот лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот, но не старше 23 лет» [8].

Начиная самостоятельную жизнь, дети зачастую сталкиваются с трудностями, которые решить самостоятельно им оказывается не под силу.

Еще находясь в детском доме, многие подростки начинают употреблять табачные изделия, алкоголь и наркотические средства, что в дальнейшем может привести к губительной зависимости. Вступление в ранние половые контакты также негативно влияет на дальнейшее устройство жизни.

После выпуска из детского дома по государственной квоте они поступают в учебные заведения, как правило в училища или колледжи, но многие их так и не заканчивают.

По результатам исследования, проведенного в Финляндии в 2014 г. [R.Kaltiala-Heino, S. Fröjd, M. Marttunen], выявлено, что ранняя половая активность и рискованное сексуальное поведение в среднем подростковом возрасте, как у девушек, так и у юношей, в дальнейшем может привести к депрессии, расстройствам поведения, курению и употреблению алкоголя [13].

Психологи отмечают, что нарушение социально-психологической адаптации приводит к дисгармонии отношений личности с окружающей средой, агрессивному поведению, что в итоге затрудняет социализацию воспитанников детского дома. По мнению Е.Н. Корневой, вырастающая из самоощущения «деклассированного элемента» предрасположенность к асоциальному образу жизни, совершению противозаконных действий и самоубийству подогревается самой атмосферой детского дома и воспитанием, которое нередко сопровождается серьезными психологическими травмами и, главное, не предусматривает приобретения навыков, способствующих «постинтернатной адаптации» [4].

К негативным личностным особенностям детей, воспитывающихся в детском доме, О.Ф. Рогаль-Левицкая относит:

  • нарушенные коммуникативные связи;
  • искаженное мировосприятие, недостаточные уровень и содержание знаний о жизни в обществе;
  • неуверенность в своих силах, искаженная Я-концепция;
  • недооценка образования;
  • затрудненное целеполагание: (сложность в определении перспективных целей);
  • отсутствие навыка осознанного планирования своего будущего [9, с. 78].

Некоторые бывшие воспитанники детских домов склонны к аддиктивному поведению, имеют проблемы с законом, оказываются в местах лишения свободы и находятся на грани нищеты. Так, по данным статистических исследований, около 50% выпускников детских домов попадают в группу риска или криминализируются, 33%
выпускников не имеют работы, многие становятся бездомными, а
около 10% выпускников совершают самоубийство [2; 11]. Причина этого не только в воспитании, но и в личностных качествах человека, в несформированности его жизненной позиции, влияющей на успешность социальной адаптации после выпуска из детского дома. Многие личностные особенности детей обусловлены именно спецификой тех учреждений, в которых они воспитываются и существующей в них системой межличностных отношений, в том числе между воспитывающими взрослыми и самими воспитанниками [1; 5; 6].

Наше исследование проводилось с целью выявления личностных особенностей у детей, воспитывающихся в детских домах, с учетом гендерных различий. В нем приняли участие дети, воспитывающиеся в детских домах Владимирской области, в возрасте от 12 до 17 лет, 32 человека (18 мальчиков и 14 девочек).

Изучение личностных особенностей проводилось с помощью детского варианта индивидуально-типологического опросника Л.Н. Собчик и подросткового варианта методики многофакторного исследования личности Кэттелла 14 PF.

Математическая обработка результатов исследования проводилась при помощи U-критерия Манна–Уитни и t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

По итогам проведения методики «Индивидуально-типологический опросник» (ИТО) получены средние показатели (∑) по каждому фактору. Сводный график средних показателей результатов по методике ИТО показан на рис.1.

Рис.1. Средние значения по методике ИТО

Интерпретация результатов проводилась по степени выраженности факторов у испытуемых:

  • от 0 до 2 баллов – плохое самопонимание или неоткровенность при обследовании;
  • 3–4 балла – показатели в пределах нормы, гармоничная личность;
  • 5 баллов – заостренные, акцентуированные, черты;
  • 6 баллов – выраженные избыточно-дезадаптирующие свойства [3].

Обобщенные результаты методики ИТО показаны в табл. 1 и 2.

Таблица1

Обобщенные результаты методики ИТО (мальчики)

Шкалы

0–2 балла

3–4 балла

5 баллов

6 баллов

Экстраверсия

6 человек (33,3%)

6 человек (33,4%)

6 человек (33,3%)

-

Спонтанность

4 человека (22,2%)

13 человек (72,2%)

1 человек (5,6%)

-

Агрессивность

2 человека (11,1%)

12 человек (66,7%)

3 человека (16,7%)

1 человек (5,6%)

Ригидность

6 человек (33,3%)

11 человек (61,1%)

1 человек (5,6%)

-

Интроверсия

7 человек (38,9%)

9 человек (50%)

2 человека (11,1%)

-

Сензитивность

4 человека (22,2%)

9 человек (50%)

2 человека (11,1%)

3 человека (16,7%)

Тревожность

4 человека (22,2%)

11 человек (61,1%)

3 человека (16,7%)

-

Эмотивность

4 человека (22,2%)

8 человек (44,4%)

4 человека (22,2%)

2 человека (11,1%)

Таблица2

Обобщенные результаты методики ИТО (девочки)

Шкалы

0–2 бала

3–4 балла

5 баллов

6 баллов

Экстраверсия

3 человека (21,4%)

6 человек (42,9%)

4 человека (28,6%)

1 человек (7,1%)

Спонтанность

8 человек (57,2%)

5 человек (35,7%)

1 человек (7,1%)

-

Агрессивность

4 человека (28,6%)

8 человек (57,2%)

1 человек (7,1%)

1 человек (7,1%)

Ригидность

5 человек (35,7%)

8 человек (57,2%)

1 человек (7,1%)

-

Интроверсия

3 человека (21,4%)

11 человек (78,6%)

-

-

Сензитивность

1 человек (7,1%)

8 человек (57,2%)

2 человека (14,3%)

3 человека (21,4%)

Тревожность

3 человека (21,4%)

9 человек (64,3%)

2 человека (14,3%)

-

Эмотивность

2 человека (14,3%)

7 человек (50%)

2 человека (14,3%)

3 человека (21,4%)

По результатам методики ИТО, 19,5% мальчиков и 11,6% девочек имеют заостренные, акцентуированные, черты, а 4,2% мальчиков и 7.1% девочек – выраженные избыточно-дезадаптирующие свойства.

Выраженность избыточно-дезадаптирующих свойств у мальчиков и девочек отмечена в шкалах: «Агрессивность», «Сензитивность» и «Эмотивность», что может говорить о тенденции к повышенной чувствительности к происходящим жизненным ситуациям и проявлению эмоциональных реакций большой интенсивности, нередко сопровождающихся агрессивными проявлениями. Такие дети тяжело переживают жизненные трудности и не всегда адекватно реагируют на сложившиеся обстоятельства, что может негативно сказаться на их адаптации при вступлении во взрослую жизнь.

Для оценки различий между выборками по каждой шкале был выполнен расчет U-критерия Манна–Уитни, в ходе которого было установлено, что различия уровня признака в сравниваемых группах статистически не значимы (р>0,05) (при критическом значении U-критерия, равном 74).

Далее, по среднему значению (∑) был выполнен расчет коэффициента корреляции по t-критерию Стьюдента.

Результат: tЭмп = 0.4.

Критические значения (tКр):p≤0.05=2.14; p≤0.01=2.98.

Полученное эмпирическое значение t (0.4) находится в зоне незначимости.

С целью дальнейшего изучения личностных особенностей воспитанников детских домов была применена методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант). Сводный график средних показателей результатов по методике многофакторного исследования личности Кэттелла 14 PF показан на рис.2.

Рис.2. Сравнительный график средних результатов по методике Кеттелла 14 PF (стены)

В результате расчета данных по U-критерию Манна–Уитни установлено, что в зоне значимости (p≤0.05) находятся факторы: А («шизотимия-аффектотимия»), I («реализм-сензитивность»), J («неврастения, фактор Гамлета»), Q4 («степень внутреннего напряжения»). Фактор G («степень принятия моральных норм») находится в зоне неопределенности. По остальным факторам различия признаков в сравниваемых группах статистически незначимы (р>0,05).

По среднему значению (∑) был выполнен расчет коэффициента корреляции по t-критерию Стьюдента.

Результат: tЭмп = 0.9

Критические значения (tКр):p≤0.05=2.06; p≤0.01=2.8.

Полученное эмпирическое значение t (0.9) находится в зоне незначимости.

При статистической обработке данных, отмечены следующие результаты (табл.3).

Таблица 3

Результаты многофакторного исследования личности Кэттелла 14 PF (в %)

 п/п

Факторы

Мальчики

Девочки

 

Результаты

Результаты

 

высокие

средние

низкие

высокие

средние

низкие

 

1

А

(шизотимия-аффектотимия)

5.6%

72.2%

22.2%

42.9%

57.1%

0%

2

C

(степень эмоциональной устойчивости)

0%

77.8%

22.2%

14.3%

78.6%

7.1%

3

D

(флегматичность-возбудимость)

33.3%

55.6%

11.1%

21.4%

50%

28.6%

4

E

(пассивность-доминантность)

5.6%

55.6%

38.9%

0%

57.1%

42.9%

5

F

(осторожность-легкомыслие)

38.9%

55.6%

5.6%

35.7%

64.3%

0%

6

G

(степень принятия моральных норм)

0%

55.6%

38.9%

0%

78.6%

21.4%

7

H

(робость, застенчивость - смелость, авантюризм)

0%

88.9%

11.1%

0%

92.9%

7.1%

8

I

(реализм – сензитивность)

22.2%

72.2%

5.6%

0%

42.9%

57.1%

9

J

(неврастения, фактор Гамлета)

0%

72.2%

27.8%

35.7%

64.3%

0%

10

O

(самоуверенность - склонность к чувству вины)

0%

94.4%

5.6%

14.3%

64.3%

21.4%

11

Q2

(степень групповой зависимости)

5.6%

94.4%

0%

21.4%

57.1%

21.4%

12

Q3

(степень самоконтроля)

27.8%

72.2%

0%

42.9%

42.9%

14.3%

13

Q4

(степень внутреннего напряжения)

0%

50%

50%

21.4%

85.7%

0%

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что у испытуемых, мальчиков и девочек – воспитанников детских домов, имеются незначительные личностные различия.

У мальчиков отмечены более реалистичные и независимые взгляды на жизнь, в общении они сдержанны и осторожны, не терпят субъективизма, предпочитают индивидуальные действия.

Из негативных факторов можно выделить: нетерпеливость, слабый волевой контроль, игнорирование социальных требований, недостаточную общественную интегрированность, а также проявление импульсивных, возбудимых реакций, связанных с низким порогом фрустрированности, что может приводить к ошибкам в решении повседневных задач. Зачастую они сами не понимают своих жизненных целей и приоритетов. Могут проявлять недовольство существующим порядком или руководством. В конфликтных ситуациях склонны проявлять злопамятность и жестокость. Наблюдается недостаточная степень психологической гибкости при попадании в новые жизненные условия.

Девочки отличаются склонностью к ригидности, достаточно упрямы и требовательны. В общении придерживаются своей точки зрения, редко идут на компромисс. Они обидчивы, ревнивы, эгоцентричны и легковозбудимы.

Желание привлечь к себе внимание и потребность в самоутверждении находят отражение в развитом творческом потенциале и готовности работать в группе. Наблюдается высокий уровень эмоциональной чувствительности и склонность к депрессивным состояниям. Они чаще подвержены внешнему влиянию, а желание избежать ответственности и сниженная мотивация к деятельности отражаются в их склонности к авантюризму. Как и мальчики, девочки слабо общественно интегрированны, отмечена низкая степень принятия социальных требований.

Некоторые дети чрезмерно эмотивны, чувствительны, в сложных ситуациях могут проявлять агрессию (особенно у мальчиков). Агрессивное поведение может быть следствием недостатка внимания и заботы.

Проведенное исследование показало, что мальчики и девочки, находящиеся в условиях детского дома, не имеют значительных различий в личностных особенностях, что может быть связано с единой системой воспитательного процесса в детских домах.

В своей совокупности негативные личностные проявления могут иметь отрицательные последствия при вступлении во взрослую жизнь. Они влияют на формирование активной жизненной позиции и, тем самым, на успешность социальной адаптации при выпуске из детского дома. Для этого необходимо своевременно и качественно проводить диагностику по выявлению личностных особенностей каждого ребенка, а также отслеживать неблагоприятные проявления еще на ранних этапах нахождения в детском доме и осуществлять коррекционные групповые и индивидуальные мероприятия, способствующие устойчивому снижению дезаптационных факторов у детей.

Результаты данного исследования могут быть использованы при организации воспитательной работы с детьми, проживающими в детских домах, построении общения с ними, а также в рамках коррекционной работы, направленной на формирование активной жизненной позиции, способствующей успешной социальной адаптации при вступлении в самостоятельную жизнь.

Только правильная и своевременная психологическая работа может помочь ребенку сформировать активную жизненную позицию, способствующую успешной социальной адаптации и способствовать становлению полноценно развитой личности.

Литература

  1. Березин С.В., Евдокимова Ю.Б. Социальное сиротство: дети и родители: Материалы к курсу «Педагогическая психология». Самара: Универс-групп, 2003. 52 с.
  2. Брынцева Г. Неотчий дом / Российская газета – Столичный выпуск. 2011. № 5660 (284), [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/12/16/detdom.html (дата обращения: 05.04.2016).
  3. Индивидуально-типологический опросник Л.Н. Собчик // Журнал «Школьный психолог», №11 (83), 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101105 (Дата обращения: 05.04.2016).
  4. Корнева Е.Н. Особенности воспитанников детских домов [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2014. URL: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-tematika/all/2014/10/25/osobennosti-vospitannikov-detskikh-domov (дата обращения: 05.04.2016).
  5. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Современные проблемы детей-сирот [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 5–10. doi:10.17759/jmfp.2015040201 (дата обращения: 05.04.2016).
  6. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 3. С. 125–135. doi:10.17759/psyedu.2014060313 (дата обращения: 05.04.2016).
  7. Пахомова И.Н., Белова Л.И., Брагина О.В., Жедунова Л. Г., Иванова Т.А., Корикова И.А., Корнилова С.Б., Корнилова О.Ю., Кузнецова И.В., Посысоев Н.Н., Семенова С.М. Содержание и организация психолого-педагогического сопровождения индивидуального развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. Выпуск 1 [Электронный ресурс] // ГОУ ЯО «Центр помощи детям». 2005. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met35/node4.html (дата обращения: 05.04.2016).
  8. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2014. № 22. Ст. 2887.
  9. Рогаль-Левицкая О.Ф. Психологические особенности процесса адаптации подростков с девиантным поведением к профессиональной деятельности: дисс. ... канд. психол. Наук. Астрахань, 2014. 144 с.
  10. Старкова Д.В. Особенности формирования личности воспитанника детского дома [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2628 (дата обращения: 05.04.2016).
  11. Черепанова Н. Порадуйтесь за наш успех! 2013 г. [Электронный ресурс] / Благотворительный Фонд «Дети России – Будущее Мира». URL; http://childofrussia.ru/blogi/4 (дата обращения: 05.04.2016).
  12. Bowlby J. Maternal care and mental health // World health organization. Palais des nations. Geneva: World Health Organization, 1952. 194 p.
  13. Kaltiala-Heino R., Fröjd S., Marttunen M. Depression, conduct disorder, smoking and alcohol use as predictors of sexual activity in middle adolescence: a longitudinal study [Электронный ресурс] = [Депрессия, расстройства поведения, курение и употребление алкоголя, как показатели сексуальной активности в среднем подростковом возрасте: лонгитюдное исследование] / Riittakerttu Kaltiala-Heino, SariFröjd, Mauri Marttunen // Health Psychology and Behavioral Medicine. 2015. Vol. 3 № 1. P. 25–39. URL: http://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/21642850.2014.996887 (дата обращения: 05.04.2016).

Информация об авторах

Ларин Александр Николаевич, аспирант кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: aaalll999@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 10166
В прошлом месяце: 80
В текущем месяце: 126

Скачиваний

Всего: 1464
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 11