Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6956Ключевые слова 16548 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Реализация Смоленским государственным университетом положений национальной стратегии в области образования и воспитания подрастающего поколения 196

Морозикова И.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии , Смоленский государственный университет, Москва, Россия, irina_morozikova@mail.ru
Сенченков Н.П., доктор педагогических наук, проректор по международным и молодежным программам , Смоленский государтсвенный университет, Смоленск, Россия, pedagogik1@yandex.ru
Полный текст

Процессы всемирной экономической, политической, культурной интеграции и унификации неизменно ведут к переменам в современном российском обществе (изменению системы ценностей, традиций, эталонов и т. п.), что отражается на уровне и особенностях образования и воспитания подрастающего поколения [1; 2; 3]. Именно поэтому особое внимание уделяется стратегиям государственной политики в области воспитания, что отражается в основополагающих документах: Госпрограмме «Развитие образования на 2013–2020 гг.», направленной на вовлечение молодежи в социальную практику; «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года», целями, которой являются обеспечение комфортной, дружественной и безопасной среды для жизни подрастающего поколения, обучение основам демократического общества и правам человека; «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 г.», направленной на обновление всех аспектов образования, отражающих изменения в сфере технологий экологического воспитания, формирующих бережное отношение к природе; «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 г.», нацеленной на обновление технологий для быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира; «Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г.» имеющей своей целью развитие и поддержку молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

Смоленский государственный университет активно реализует основные направления госполитики в области образования и воспитания [4–6]. Используются различные формы работы: научно-образовательные проекты, конференции, профильные лагеря и т. д.

В 2014 г. в университете прошла XI Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета», в рамках которой были проведены мастер-классы и интерактивные лекции для директоров школ и их заместителей по воспитательной работе, учителей, психологов на тему: «Сущность и назначение современного воспитания». Они проходили на базе гимназии № 1 имени Н.М. Пржевальского г. Смоленска. В них раскрывались вопросы, касающиеся смысла современного воспитания, его назначения и специфики в новой социокультурной ситуации, а также принципов и закономерностей, на основе которых строится процесс воспитания.

Особое внимание было уделено стратегии госполитики в области воспитания, вопросам формирования идентичности личности учащегося как целевой установки школьного образования, задачам и целям современного воспитания.

В августе 2015 г. на базе туристического комплекса «Соколья гора» университетом была организована и проведена профильная смена – XXVI Смоленские областные сборы творческой молодежи «Равнение на Победу», посвященная 70-летию Победы в Великой отечественной войне. Данный проект уже в течение 26 лет реализует Смоленский областной педагогический отряд «Крылатый» (руководитель – Доктор педагогических наук, профессор Н.П. Сенченков), базирующийся в Смоленском госуниверситете.

В лагере отдыхали и учились 240 участников – старшеклассников Смоленска и Смоленской области, проявивших активность в творческой и общественной жизни своих школ.

С первого дня работы профильной смены были созданы условия для формирования у подрастающего поколения потребности в участии в общественной жизни. Так, уже в первый вечер комиссары – студенты СмолГУ – провели ролевую игру «Курс молодого бойца». Состоялась первая экклесия – общее собрание лагеря, на котором решаются основные вопросы его организации и текущей жизни. В течение 11 дней участники профильной смены вместе с комиссарами планировали и организовывали творческие мероприятия. 19 августа 2015 г. на Сборах творческой молодежи состоялся молодежный форум «Творчество и одаренность детей и молодежи как основа будущего Смоленщины», на котором обсуждались проблемы подрастающего поколения, возможности раскрытия творческого и интеллектуального потенциала смоленской молодежи. Участники форума поделились опытом и продемонстрировали свои таланты. Позитивным моментом форума стало общение детей с комиссарами прошлых лет – Алексеем Николаевичем Степановым, председателем избирательной комиссии Смоленской области; Артемом Викторовичем Туровым, депутатом Смоленской областной Думы.

Результатом активной деятельности всех участников профильной смены (детей, комиссаров, сотрудников) стала торжественная церемония закрытия XXVI Смоленских областных сборов творческой молодежи «Равнение на Победу», при подготовке и проведении которой участники и комиссары показали сплоченность, креативность, высокий творческий потенциал, реализовали принцип добровольности участия.

Журналисты ГТРК «Смоленск», газеты «Рабочий путь», которые брали интервью у организаторов, участников и гостей профильной смены лагеря, отметили огромное количество положительных отзывов об организации профильной смены и деятельности Смоленского государственного университета как научно-методического центра по организации воспитательной работы с детьми и молодежью.

Еще одним мероприятием, направленным на социальное партнерство, организацию взаимодействия в области образования и воспитания с образовательными организациями региона стала проведенная в июле–августе 2015 г. Летняя школа «Одаренные дети» на базе социально-оздоровительного центра «Голоевка» Рославльского района Смоленской области. Ее целью явилась не только подготовка детей к всероссийским предметным олимпиадам, но и творческое (креативное) развитие, которое осуществлялось в атмосфере дружбы и сотрудничества. Торжественное открытие летней школы началось подписанием Хартии о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи всеми участниками заезда.

Текст подписанной Хартии был зачитан всем участникам открытия: «Мы, свободные граждане детского государства «Голоёвка», соединенные общими интересами, территорией, погодными условиями и возрастом, утверждая согласие, дружбу, единение и общее сотрудничество, заявляем о том, что мы должны уважать и ценить своих сограждан, поддерживать инициативы наших воспитателей, вожатых и комиссаров, ценить и беречь то, что оставили нам здесь наши предки – основатели социально-оздоровительного центра «Голоёвка». Мы принимаем данную Хартию о дружбе, единении и сотрудничестве и призываем всех, кто приедет сюда после нас сохранить заложенные здесь нами традиции Мира, Добра и Справедливости. И так будет всегда».

Ребята вместе с вожатыми и комиссарами отрядов подготовили танцевальную программу, включая музыкально-хореографическую композицию с полотнами «Страна моя Россия».

Завершилось открытие танцевальным флеш-мобом, в котором приняли участие более 250 человек.

С целью гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения была организована акция «Молодежь против преступности и террора».

Для программы студентами и преподавателями университета были подготовлены специальные видео- и фотоматериалы, короткие театральные постановки и концертные номера, посвященные таким событиям в истории государства, как Великая отечественная война, захват школы в Беслане, трагедия «Норд-Оста».

Подобные мероприятия способствуют формированию активной гражданской позиции, развитию у подрастающего поколения потребности в участии в жизни гражданского общества, помогают адаптации к социально-экономическим условиям современной жизни.

В перспективе и Смоленском государственном университете планируется организация научно-образовательных проектов по теме «Воспитательные технологии и их функционально-целевое назначение в практике современного образования», которые будут включать проведение лекций и мастер-классов для педагогов города и области.

Данные мастер-классы доктора педагогических наук, профессора Н.А. Савотиной (Российская академия образования, г. Москва) предусматривают знакомство с общей технологией программно-целевого проектирования воспитания и включение слушателей в разработку коллективной технологии (согласно запросу участников) по решению актуальных проблем воспитания.

Особенностью данных проектов является ориентированность на социальное партнерство и практическую направленность, взаимодействие РАО, Смоленского госуниверситета и других образовательных организаций региона.

Необходимо отметить, что Смоленский государственный университет выступает лидером, активно реализующим положения национальной стратегии в регионе. Реализуемые СмолГУ проекты способствуют формированию у детей и молодежи активной гражданской позиции, развитию у подрастающего поколения потребности в участия в жизни гражданского общества, помогают адаптации к социально-политическому окружению, выработке навыков сотрудничества с органами местного самоуправления и другими партнерами.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В., Авдеев Е.С., Бовина И.Б. Профессионализм в деятельности директора школы: особенности обыденных представлений в группах директоров, учителей и родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 1–13. doi:10.17759/psylaw.2016060301(дата обращения: 10.10.2016).
  2. Морозикова И.В. Духовный потенциал личности будущего преподавателя изобразительного искусства как составляющая воспитательного компонента образования. Социальный институт воспитания в современной России: модернизация, динамика и стратегия развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Т.1. М.: Институт семьи и воспитания РАО, 2012. С. 219–222.
  3. Савотина Н.А. Проблемы и перспективы технологического подхода в сфере воспитания // Социально-психологические проблемы ментальности/менталитета. Материалы 11 международной научно-практической конференции. Вып. 11. Смоленск: Смол ГУ, 2014. С. 206–212.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика