Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 27 место — направление «Психология» 0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 0,598 — двухлетний импакт-фактор Психология и право Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (online): 2222-5196 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Формат: электронное издание Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Психология и право Информационная безопасность в контексте защиты прав детей в Российской Федерации 913
Шпагина Е.М., кандидат психологических наук, начальник кафедры информационной безопасности, Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя, Москва, Россия, shpaginaelena@yandex.ru
Полный текст
Информационная безопасность детей и подростков, является неотъемлемой составляющей информационной безопасности в Российской Федерации. Согласно действующей по сей день Доктрине информационной безопасности, принятой в России, под информационной безопасностью понимают состояние защищенности состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства [1]. Принимая постулат, что ребенок – это личность, член общества и гражданин, обладающий определенными правами и обязанностями (хотя и неполными до достижения возраста дееспособности), мы принимаем и интересы ребенка в информационной сфере как объект защиты. Кроме того, никто не станет спорить с истиной, что дети – наше будущее. Закладывая основы информационной безопасности на уровне информационных интересов детей, мы формируем стратегию информационной безопасности России. Интересы ребенка в информационной сфере определены в документе, который был принят еще в Советском Союзе в 1989 г.: Конвенции о правах ребенка [2]. Так, в статье 17 Конвенции говорится, что, «…государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка». Информация и материалы продолжают существовать в виде детской художественной и образовательной литературы, развивающих игр, детских передач, видео-, аудио- и мульти продукции. В современных научных работах исследователи выделяют такое понятие, как медиапродукция и медиаобразование. Медиаобразование рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов [8]. В то же время, следует отметить, что с развитием информационных технологий информационная сфера постепенно смещается в область компьютерной техники. Многие исследователи отмечают несомненный прогресс в том, что современное поколение имеет возможность получать информацию и образование посредством информационных технологий, и в особенности, с помощью Интернета. Представляют интерес результаты анализа представлений и установок в отношении интернета, которые сложились у взрослых и подростков, полученные в ходе масштабного (всероссийского) эмпирического исследования, проведенного на Факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при содействии Фонда развития Интернет [6], которые позволяют сделать ряд выводов: Интернет является одним из основных инструментов социализации в молодежной среде, формирования собственной идентичности, ответа на вопрос «кто Я?». Повышение личного престижа среди сверстников – это важный стимул к развитию цифровой компетентности. Кроме того, авторы говорят в выводах о таком понятии, как цифровое гражданство: «Цифровая компетентность включает в себя не только знания и умения, но и другие важные компоненты: мотивацию человека на развитие и его ответственность как гражданина цифрового мира. Диагностика ответственности позволит понять отношение человека к технологиям, его ценности и готовность занимать гражданскую позицию в цифровом мире. Мотивация же определяет развитие его цифровой компетентности в будущем». На сайте Фонда развития Интернет можно увидеть определение цифровой компетентности: «Под цифровой компетентностью мы понимаем основанную на непрерывном овладении компетенциями (системой соответствующих знаний, умений, мотивации и ответственности) способность индивида уверенно, эффективно, критично и безопасно выбирать и применять инфокоммуникационные технологии в разных сферах жизнедеятельности (информационная среда, коммуникации, потребление, техносфера), а также его готовность к такой деятельности» [9]. Вместе с тем, в той же Конвенции о правах ребенка в пункте e) ст.17 отмечается, что государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. С тех пор прошло уже много лет, информационные технологии шагнули далеко вперед, так же как и технологии обеспечения информационной безопасности детей в информационном пространстве во всем мире. Толоконникова А.В. в своей работе [7] приводит позитивный опыт Канады, США и Великобритании в обеспечении безопасного интернета для детей, курс на который взяла и Европа. Автор статьи описывает важные решения по саморегулированию рынка, принятые лидерами производства медиапродукции и интернет-провайдерами, связанные с формированием безопасной интернет-среды для детей. В декабре 2011 г. крупнейшие интернет-компании, лидеры глобального рынка, такие хорошо известные в России гиганты, как: Apple, Blackberry, Facebook, Google, LG Electronics, Microsoft, Nintendo, Nokia, Opera Software, Samsung и др. (31 компания), объединились в Коалицию по созданию лучшего Интернета для детей (CEO Coalition to make a Better Internet for Kids), что послужило стимулом к выработке ключевых решений в области формирования безопасной интернет-среды для детей по всему миру. Члены коалиции в январе 2013 г. обсудили свои предложения с представителями некоммерческих организаций, защищающих интересы детей; юристами и научным сообществом. В результате, были определены пять основных направлений для работы. Создание простых, но надежных инструментов, позволяющих пользователям жаловаться на опасный для детей контент: простая и заметная для пользователя функция подачи жалоб на любых устройствах позволит быстро выявлять опасные для детей материалы (или связи) и принимать соответствующие меры.
Европейская стратегия по формированию лучшего Интернета для детей (European Strategy for a Better Internet for Children), представленная в мае 2012 г., принятая операторами мобильной связи, производителями мобильных телефонов и провайдерами социальных сетей, предлагала направить усилия всех заинтересованных лиц на решение следующих вопросов:
В Российском законодательстве большим шагом по обеспечению информационной безопасности детей было принятие Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где дается определение информационной безопасности детей как «…состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Данный закон определил два основных вида информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей: запрещенной для распространения среди детей и информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено. По закону РФ запрещена к распространению информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; 2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; 3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом; 4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; 5) оправдывающая противоправное поведение; 6) содержащая нецензурную брань; 7) содержащая информацию порнографического характера; 8) содержащая информацию о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. Ограничено распространение информации среди детей определенных возрастных категорий следующего характера: 1) представляемой в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия; 2) вызывающей у детей страх, ужас или панику, в том числе представляемой в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий; 3) представляемой в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной; 4) содержащей бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани. В этом Законе также рассматриваются требования к обороту информационной продукции, предназначенной для детей и градации ее в зависимости от возраста. Для введения в оборот информационной продукции данный закон обязывает проводить экспертизу информационной продукции. Проведение такой экспертизы требует подготовки соответствующих специалистов-экспертов в этой области. Закон определяет государственный надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, предусмотренные положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изменениями и дополнениями). Необходимо отметить, что уголовная ответственность за правонарушения в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, отсутствует. В настоящее время на сайте Роскомнадзора представлен проект Концепции информационной безопасности детей (Форум для обсуждения) [3], состоящей из двадцати разделов и дополненной пятью приложениями. Необходимо сказать, что Концепция информационной безопасности детей продолжает идеи, заложенные в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию…», многие ее разделы раскрывают механизмы, критерии оценки и классификации информационной продукции, вреда, который можно нанести информацией. В Концепции определены стратегия, цели, задачи и методы информационного образования детей и подростков. Несомненно, принятие данной Концепции будет определенным шагом, хотя и запоздалым, в обеспечении информационной безопасности детей и подростков в нашей стране. Данные меры созвучны действиям мирового сообщества в этом направлении, а также направлены на реализацию положений Национальной стратегии действий в интересах детей [4]. Информационное образование детей, их так называемая «цифровая компетентность», является необходимым компонентом их развития в современном обществе. Владение информационными технологиями – залог получения хорошего образования и высокооплачиваемой работы в будущем для ребенка. Многие ученые, занимающиеся проблемами информации в системе общественного развития отмечают, что, в конечном счете, от этого зависит и экономическое, и политическое положение страны в мире. Курс на доступность информационного образования, медиаобразования для детей, его направленность на развитие и благополучие детей должен стать для нашей страны стратегическим направлением. Вместе с тем, в условиях информационного противостояния различных сил в мире (в том числе и криминальных сообществ, экстремистских и террористических организаций), стремящихся получить власть и превосходство, когда в Интернете разворачиваются битвы за массовое сознание, идет воздействие на морально-психологические ценности противоборствующих сторон [5], информационная безопасность детей и подростков становится также стратегической задачей для государства, так как дети являются его будущим. Создание информационной среды, которая будет способствовать благополучию, безопасности и развитию детей возможно только при комплексном подходе к этой проблеме со стороны общественных и государственных институтов. Основными направлениями в этой области должны стать:
Литература
Статьи по теме
Юридическая психология | Щербакова А.М. Юридическая психология | Вихристюк О.В., Гаязова Л.А., Банников Г.С. Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей Юридическая психология | Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гаямова С.Ю., Милёхин А.В., Будыкин С.В. Юридическая психология | Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Гаямова С.Ю., Милёхин А.В., Будыкин С.В. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |