Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Групповой тренинг как метод развития профессионально важных качеств юридического психолога 831

Лаврешкин Н.В., Психолог, заместитель декана факультета Юридической психологии по внеучебной работе , ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, lavreshkinnv@gmail.com
Полный текст

В современной социальной и политической ситуации возникают повышенные требования к личности специалиста, работающего в области психологии в целом и в области юридической психологии в частности. Высокий уровень развития профессионально важных качеств специалистов – юридических психологов является одним из важнейших факторов эффективного психологического обеспечения правоохранительной деятельности, что особенно актуально в условиях современного роста количества криминогенных ситуаций и угрозы террористических актов. Основополагающим способом подготовки юридического психолога является его образование в высшем учебном заведении. Современная система образования при подготовке специалистов подразумевает компетентностный подход, где одним из главных требований к выпускникам является формирование у них определенного ряда компетенций, необходимых для работы в рамках будущей профессии. В то же время, значительная часть компетенций, являющихся нормативными для специалиста в области юридической психологии, означают его развитые профессионально важные качества, а, следовательно, акцент должен быть сделан на развитии личности, в частности, профессионально важных качеств. Тем не менее, в настоящее время при подготовке юридических психологов в высших учебных заведениях особое внимание уделяется овладению ими определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками, но не развитию личностных качеств, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. Формирование и развитие ПВК в вузе, как правило, происходит косвенно, чаще всего через такие формы организации учебного процесса как лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студента. Реже учебная программа подразумевает формы учебного процесса, более эффективно развивающие ПВК (практикумы, практика, спецподготовка), опять же, косвенным путем. Еще более редко при подготовке в вузе происходит целенаправленное развитие ПВК студентов, а уж тем более, в форме группового тренинга. К сожалению, зачастую этого недостаточно для качественной профессиональной деятельности выпускника. Также стоит отметить, что на данный момент времени практически не существует исследований, посвященных изучению эффективных методов и технологий формирования и развития этих качеств.

В данной работе под профессионально важными качествами понимаются психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Для выделения и описания подобных качеств существует понятие «психограмма». Качества человека, необходимые для успешной трудовой деятельности, и объединяются в психограмму профессии, в рамках которой эта трудовая деятельность выполняется. Профессионально важные качества включают не только психические свойства человека, но и непсихические, например, соматические, конституциональные, нейродинамические и т. д [6].

Модель профессионально важных качеств юридического психолога

Модель профессионально важных качеств юридического психолога включает в себя профессионально важные качества психолога, выделяемые различными отечественными и зарубежными авторами, так как практическая деятельность юридического психолога подразумевает все те же виды психологической деятельности, для эффективного выполнения которых необходимы качества, соответствующие психограмме практического психолога. Но тем не менее профессионально важные качества юридического психолога имеют отличия в силу специфики данной отрасли психологии. Особенно важную роль играет специфика клиентской группы, с которой взаимодействуют юридические психологи.

В результате анализа психограммы практического психолога, а также психограммы юриста (чья деятельность подразумевает взаимодействие с подобной клиентской группой), можно выделить несколько групп качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности юридического психолога.

1. Качества, способствующие социальной и профессиональной адаптации специалиста (адаптивные). Необходимость данной группы качеств обусловлена возможным высоким уровнем нестабильности процесса профессиональной деятельности. ПВК из этой группы связаны с определенной нормативностью поведения специалиста в любых условиях профессиональной деятельности, включая сложные, экстремальные условия (например, работу в пенитенциарном учреждении). К таким качествам можно отнести сознательность, социальную смелость, дипломатичность, дисциплинированность. Соответственно, в роли антиПВК в данном случае будут выступать безответственность, недисциплинированность, склонность к алкоголизму и наркомании и т. д.

2. Нервно-психическая устойчивость личности. К данной группе относятся эмоциональная устойчивость, работоспособность в ситуациях, вызывающих фрустрацию, рассудительность, умение сохранять работоспособность в состоянии утомления, адекватно реагировать на различные внешние условия. АнтиПВК данной группы будут: низкая стрессоустойчивость, высокая эмоциональная напряженность, высокий уровень агрессивности, импульсивность, различные невротические симптомы, быстрая истощаемость, а также различные психопатические черты характера.

3. В третью группу входят различные свойства когнитивной сферы психики специалиста (когнитивные ПВК). В эту группу входят такие качества, как рассудительность, развитый интеллект (в особенности вербальный), гибкое, творческое мышление, высокая умственная работоспособность, аналитический склад ума, прогностические способности, гибкость и активность психических когнитивных процессов, развитое воображение и интуиция. Качествами этой группы, препятствующими эффективной профессиональной деятельности юридического психолога, можно назвать низкую умственную работоспособность, сниженный уровень познавательной активности, неразвитые воображение, внимание и интеллект и т. д.

4. Коммуникативная компетентность (коммуникативные ПВК). Данный фактор особенно важен специалисту, работающему непосредственно с клиентом. Именно благодаря развитым качествам этой группы психолог может установить контакт с клиентом, необходимый для продуктивной работы. В эту группу можно отнести эмпатийность, отзывчивость, чувствительность, дружелюбие, проницательность, доброжелательность, свободное и гибкое владение способами вербальной и невербальной коммуникации, умение находить наиболее адекватный способ выхода из конфликтной ситуации, развитый контроль над собственными эмоциями, адекватная самооценка, чувство юмора. Соответственно, качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, являются замкнутость, высокая концентрированность на собственных проблемах и трудностях, агрессивность, повышенная обидчивость, эмоциональная неустойчивость, неумение владеть вербальными и невербальными способами коммуникации.

5. Организаторские способности (организационные ПВК). Качества этой группы важны тем, что, благодаря им юридический психолог способен оказывать положительное управляющее воздействие на собственное профессиональное окружение. К этим качествам можно отнести активность, инициативность, находчивость, целеустремленность, смелость, решительность, способность прогнозировать последствия выполняемых действий. АнтиПВК в данном контексте являются психопатические свойства характера, пассивность, безынициативность, нерешительность и т. д.

Стоит отметить, что помимо перечисленных выше качеств личности, на успешность профессиональной деятельности юридического психолога сильно влияют особенности его мотивационной сферы. Важно, чтобы в ней доминировали социально-значимые, альтруистические мотивы и потребность в достижении успеха в рамках профессиональной деятельности.

Развитое самосознание и способность к рефлексии не были отнесены ни в одну из групп, так как мы рассматриваем данные качества как условия развития ПВК.

Формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении как методы развития профессионально важных качеств юридического психолога

Стоит отметить, что профессионально важные качества юридического психолога развиваются в процессе обучения студента по программе подготовки специалиста в высшем учебном заведении. Как уже говорилось выше, некоторые компетенции, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, подразумевают развитые профессионально важные качества специалиста при выпуске, что свидетельствует об их развитии как одной из задач учебного процесса.

Рассмотрим формы организации учебного процесса в высшем учебном заведении как методы развития профессионально важных качеств юридического психолога.

Важно, что из многочисленных характеристик образовательной среды вуза наибольшее влияние на развитие оказывают взаимоотношения студентов внутри учебной группы. Исследования показали, что в отношениях между участниками учебных студенческих групп за три года обучения происходят значительные изменения, обусловленные изменениями в характерологических особенностях личности и личностных ценностях студентов. Соответственно, на развитие ПВК влияют все мероприятия, подразумевающие совместную работу студентов [4].

Основной группой ПВК, развивающихся в ходе профессиональной подготовки в вузе, является группа когнитивных ПВК. Практически все формы организации учебного процесса отражаются на развитии когнитивной сферы специалиста. Такие формы обучения, как лекция, семинарские и практические занятия, активизируют мыслительную деятельность, благодаря чему происходит развитие этого компонента.

При участии в практических занятиях и семинарах студенты ощущают нарастание сложности выполняемых заданий, испытывают положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые в ходе семинарский и практических занятий получают возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал, через данный механизм происходит развитие всех групп ПВК. Через семинарские занятия происходят развитие творческого профессионального мышления и формирование познавательной мотивации студента. Также семинарские и практические занятия подразумевают постоянное взаимодействие учебного коллектива, благодаря чему происходит развитие групп коммуникативных и адаптивных ПВК. Также многие практикумы, входящие в учебный план подготовки юридического психолога, подразумевают работу в форме группового тренинга, где в роли ведущего выступают как преподаватели, так и студенты учебного заведения. Подобную форму работы мы рассматриваем как особо эффективную в плане развития ПВК.

Особенное значение для формирования и развития ПВК юридического психолога имеет практика, соответствующая основным для специальности видам деятельности, а также практика, выполняющая интегративную функцию и позволяющая сформировать у студентов целостное представление о выбранной профессии и выработать основные интегративные компетенции. В процессе выполнения программы практики происходит особенно интенсивное развитие профессионального самосознания, что и является условием развития профессионально важных качеств. То же самое можно сказать и о специальной подготовке – особом разделе учебного плана, представляющем собой органичное сочетание практикума с практикой и являющемся учебной дисциплиной, включающей в себя выездные практические занятия [1; 5].

Важным элементом учебной деятельности является самостоятельная работа студентов. Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности. Основной группой ПВК, развивающейся при самостоятельной работе студента, является группа организационных качеств. В основном это относится к способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации. Особенно СРС положительно влияет на группу организаторских способностей юридического психолога.

Таким образом, профессиональная подготовка в высшем учебном заведении подразумевает развитие профессионально важных качеств у будущих специалистов, а формы организации учебного процесса можно рассматривать как методы развития ПВК, однако это развитие происходит косвенным путем, охватывает лишь их малую часть и крайне редко подразумевает работу в форме группового тренинга.

Экспериментальное исследование группового тренинга как метода развития профессионально важных качеств юридического психолога

Исходя из гипотезы исследования о том, что социально-психологический тренинг является эффективным методом развития профессионально важных качеств юридического психолога, а также его цели – определить возможности использования группового тренинга в развитии и формировании профессионально важных качеств юридического психолога – была сформулирована структура его эмпирической части.

В основу исследования лег метод формирующего эксперимента, реализованный в форме группового социально-психологического тренинга.

Для получения объективных данных в исследовании использовался ряд психодиагностических методик:

1)    16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла (форма А);

2)    Тест межличностных взаимоотношений Т. Лири;

3)    Шкала тревоги Ч.Д. Спилбергера.

Процедура проведения эмпирической части исследования содержала несколько этапов. Первый этап подразумевал психодиагностическое обследование трех выборочных групп:

1.    Экспериментальная группа – 14 студентов первого курса кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, принимающих участие в формирующем эксперименте исследования;

2.    Контрольная группа – 30 студентов первого курса кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии, не принимающих участие в формирующем эксперименте исследования;

3.    Независимая группа – 30 студентов первого курса, обучающихся по направлению подготовки «Психология» на других факультетах.

Всего выборка исследования составляла 74 человека.

Стоит отметить, что большинство участников исследования – девушки юношеского возраста (17–18 лет). Гендерное соотношение в выборочных группах имеет следующий вид: 12 девушек и 2 юноши в экспериментальной группе, 25 девушек и 5 юношей в контрольной группе и 25 девушек и 5 юношей в независимой группе. Таким образом, гендерное соотношение в группах приблизительно идентично (около 15% юношей и около 85% девушек). Такое неравномерное гендерное распределение связано со спецификой поступающих на психолого-педагогические специальности в высшие учебные заведения.

В экспериментальную и контрольную группы вошли студенты первого курса, обучающиеся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» Московского государственного психолого-педагогического университета. Выпускники данной специальности будут иметь квалификацию «Социальный педагог», но имеют возможность параллельного обучения по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации «Педагог-психолог». Нами был проведен опрос учащихся, в результате которого было выявлено, что 90% учащихся по специальности желают осуществить данную переподготовку. Дальнейшая область профессиональной деятельности специалистов, получающих подготовку в соответствии с разработанным образовательным стандартом, включает в себя решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей и подростков: профилактики девиантного поведения, сопровождения детей и подростков группы риска, коррекции и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением. Они предполагают проведение психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования в широком спектре служб, работающих с детьми и подростками с проблемами в поведении. За период проведения исследования участники экспериментальной и контрольной групп не участвовали в иных социально-психологических тренингах за исключением тренинга в рамках нашего формирующего эксперимента [2].

В независимую группу вошли студенты первого курса, обучающиеся по направлениям подготовки «Психология» (бакалавриат) на различных факультетах МГППУ – «Социальная психология», «Психология образования», «Консультативная и клиническая психология», а также «Психология служебной деятельности» (специалитет) на факультете Экстремальной психологии. У участников независимой группы не было тренингового опыта за период проведения исследования.

Первичное диагностическое обследование участников проходило в период конца сентября–начала октября 2015, повторное – в период конца января–начала февраля 2016 г.. Экспериментальная и контрольная группы проходили диагностику в очной форме. Независимая группа проходила диагностику заочно при помощи специально разработанного опросника – компиляции из трех методик в сервисе Google formulaires. Важно отметить, что из-за неправильного заполнения опросника межличностных взаимоотношений Т. Лири результаты четырех обследуемых независимой группы по данной методике были аннулированы.

Вторым этапом эмпирической части исследования являлся формирующий эксперимент. Данный формирующий эксперимент подразумевал социально-психологический тренинг, направленный на развитие профессионально важных качеств юридического психолога и состоящий из 10 занятий по 4 часа каждое. После прохождения психодиагностического обследования мы предложили студентам первого курса принять участие в тренинге, рассказав им о тематике, целях и задачах занятий. Период проведения формирующего эксперимента – октябрь–середина декабря 2015 г. Занятия проводились раз в неделю, в течение 2,5 месяцев. Тренинговые занятия проходили во внеучебное время в здании университета (9 занятий вечером и одно утром). Из них 7 проходили после учебных занятий в экспериментальной группе и 3 – в дни, свободные от занятий. График тренингов участники группы составляли сами, выбирая наиболее оптимальное для них время. Участие в формирующем эксперименте было засчитано всем тем, кто посетил хотя бы 60% занятий (6 тренингов). Изначально группа состояла из 20 участников, но сократилась до 14 (в связи с неудобством для некоторых участников составленного графика работы). Тренинговые занятия проводились совместно с ко-тренером.

Основная цель занятий была сформулирована как развитие профессионально важных качеств юридического психолога. Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:

●     Развитие коммуникативной компетенции.

●     Повышение эмоциональной устойчивости.

●     Повышение уровня самоконтроля и самообладания.

●     Развитие самосознания.

При проведении тренинговых занятий ведущие придерживались гуманистической позиции, состоящей в том, что развивающий эффект возникает в тренинговой группе в результате создания атмосферы эмпатии, искренности, самораскрытия и особых теплых взаимоотношений между членами группы и ведущим.

Большинство занятий подразумевало следующую фундаментальную структуру.

1. Обсуждение эмоционального состояния участников группы;

2. Упражнение, направленное на снятие эмоционального напряжения у участников и переход в рабочую активность;

3. Дискуссия на тему необходимости обладания тем или иным ПВК в профессиональной деятельности. На первом занятии в рамках подобной дискуссии участники тренинга сами сформулировали список ПВК, на последующих раскрывали наиболее важные из них, аргументировано формулировали, в чем именно их важность и необходимость, а также, в каких именно условиях профессиональной деятельности то или иное качество необходимо;

4. Упражнения, направленные на развитие ПВК;

5. Заключительный шеринг.

Упражнения были взяты из различных источников и адаптированы под тематику тренинговых занятий – в некоторых из них нужно было вставать в ролевую позицию юридического психолога. Разработка и проведение тренинга были выполнены с соблюдением содержательной логики, процессуальной логики и логики активности.

Следующим этапом эмпирического исследования была повторная диагностика. Повторная диагностика проводилась сразу после окончания периода экзаменационной сессии, заочно. Несмотря на каникулы, часть контрольной и независимой групп отказались от участия в исследовании, а именно – 8 человек контрольной группы (4 человека объяснили отказ сильной занятостью, остальные 4 не указали причину), и 6 человек независимой группы (все отказавшиеся данной группы от участия в исследовании указали сильную занятость как причину отказа).

Последним этапом эмпирической части исследования являлась обработка полученных данных, поиск значимых различий между показателями двух срезов психодиагностического обследования, относящимися к профессионально важным качествам юридического психолога, а также поиск различий между показателями разных выборок.

Главным методом статистической обработки полученных эмпирических данных явллся t-критерий Стьюдента для связанных и несвязанных выборок. Данный метод использовался для сравнения среднегрупповых значений выраженности признаков у испытуемых. Обработка проводилась с помощью программы Excel.

Полученные результаты могут быть проинтерпретированы следующим образом

У экспериментальной группы уровень ПВК, исследуемых при помощи 16-факторного опросника Р.Б. Кетелла, практически не изменился после периода прохождения тренинговой программы. Незначительные изменения показателей, скорее всего, обусловлены ситуативными факторами. Как известно, черты личности, диагностируемые при помощи данного опросника, являются относительно устойчивыми, поэтому для более кардинального развития данных ПВК, возможно, нужно прохождение более длительной программы.

Некоторые участники пропускали занятия по различным причинам (не более 40%), можно отметить некоторую взаимосвязь между количеством пропусков и изменениями в уровне развития ПВК: например, по шкале C (эмоциональная стабильность) у четверых участников программы, пропустивших 4 занятия, нет столь выраженных изменений в положительную сторону, как у семи участников, посетивших все занятия без исключения. Исходя из этого, можно сказать, что стопроцентное участниками тренинговой программы – важный фактор развития их ПВК, а пропуски некоторыми участниками части занятий негативно сказались на средних групповых показателях.

Если обратиться к данным, полученным в ходе диагностики, видно, что участники экспериментальной группы изначально имели высокие уровень оперативности мышления, уровень вербальной культуры, эрудиции и степень активности в социальных контактах (немного выше, чем у КГ и НГ). Возможно, от этих характеристик зависело их желание участвовать в групповом тренинге.

На эффективности тренинговой программы также негативно могла сказаться низкая среднегрупповая нормативность поведения (показатели фактора G ниже нормы). Такие качества, как стремление к избеганию правил, непостоянность и малообязательность, могут пагубно сказываться на групповых процессах, а следовательно, и на эффективности тренинга.

Показатели остальных факторов, относящихся к ПВК юридического психолога, у членов экспериментальной группы имеют средние показатели как до, так и после тренинга.

Результаты диагностического обследования межличностных отношений свидетельствуют о том, что до тренинга участники экспериментальной, контрольной и независимой групп в целом были склонны к сотрудничеству, были деликатны, ответственны по отношению к другим и компромиссны при решении проблем в конфликтных ситуациях. Однако после периода проведения тренинговой программы показатели данной методики значительно снижаются у КГ и НГ, но не так существенно у ЭГ. Снижение показателей дружелюбности и альтруистичности могут являться последствием утомления в ходе экзаменационной сессии, а также пресыщения социальными контактами в ходе учебного процесса в вузе, практики и внеучебной студенческой жизни.

При сравнении фактора H (Социальная смелость) экспериментальной и контрольной групп после тренинга выявилось, что экспериментальная группа на момент завершения программы тренинга достоверно являлась более смелой и активной в социальных контактах (p≤0.05). При этом до тренинга значимых различий между показателями фактора не было, что свидетельствует о влиянии тренинговых занятий на данный фактор.

Причиной снижения показателей по нескольким октантам и шкалам у контрольной и независимой групп, вероятнее всего, является фрустрация студентов-участников исследования в результате экзаменационной сессии, проявления которой могут встречаться у любых студентов, независимо от их успеваемости [3].

Однако значимость различий между показателями шкалы VII (дружелюбие) (p≤0.05) в экспериментальной и контрольной группах после тренинга, а также минимальные различия между показателями обеих шкал до и после тренинга в экспериментальной группе могут свидетельствовать о том, что прошедшие тренинг студенты справляются с фрустрацией значительно эффективнее. Это можно подтвердить сравнением уровня тревожности в экспериментальной группе после прохождения тренинга с уровнем тревожности в контрольной группе, в то же время уровень ситуативной и личностной тревоги в экспериментальной группе после тренинга ниже, чем у контрольной группы, при этом разница уровня ситуативной тревоги статистически значима (p≤0.01). При этом выявляются значимые различия между показателями ситуативной тревоги в контрольной группе при повторном тестировании.

Так как изначально между экспериментальной и контрольной группами не было значимых различий ни по одной из шкал методик, а диагностику все участники обеих групп проходили в равных условиях, справедливо будет говорить, что основной причиной подобных различий является формирующий эксперимент.

Вероятнее всего, способность студента эффективно справляться с последствиями подобных ситуаций положительно коррелирует с его способностью справляться с фрустрирующими последствиями трудных ситуаций в его жизни в целом. В том числе и трудных ситуаций в профессиональной деятельности. Это может говорить о возросшем вследствие формирующего эксперимента уровне развития ПВК, относящихся к адаптивной группе.

При сравнении экспериментальной группы с независимой после периода проведения тренинга отмечаются абсолютно идентичные тенденции.

В результате совместных с ко-тренером наблюдений за участниками тренинга в ходе тренинговых занятий можно отметить некоторую положительную динамику рефлексии участников и глубины их высказываний о себе на шеринге. Возможно, помимо включения в группу и возрастания степени доверия к ее участникам, это свидетельствует о развитии их самосознания (как одном из ведущих механизмов развития ПВК в ходе нашей работы). Тем не менее, динамика изменения самосознания у участников тренинга в результате прохождения программы нуждается в дальнейшем изучении.

По итогам экспериментального исследования стало ясно, что групповой тренинг действительно эффективен в роли метода развития ПВК и самоопределения юридического психолога. В особенности это касается адаптивной группы. Качества, развитые в результате прохождения группового тренинга способствуют возможностям специалиста эффективной профессиональной деятельности в тяжелых, фрустрирующих профессиональных ситуациях.

Данная тема имеет множество перспектив развития. Необходимо экспериментально изучить возможности других методов развития ПВК юридического психолога, а также возможности других программ группового тренинга.

Исходя из цели работы - определения роли группового тренинга в развитии и формировании ПВК юридического психолога, были сформулированы следующие выводы:

●     ПВК юридического психолога можно рассматривать через модель, включающую в себя 5 групп (адаптивные, нервно-психическая устойчивость личности, когнитивные, коммуникативные и организационные);

●     Современная система подготовки юридических психологов подразумевает лишь косвенное развитие некоторых групп их ПВК. Крайне редко для этого используется метод группового тренинга;

●     Социально-психологический тренинг является эффективным методом развития ПВК юридического психолога, в особенности это касается группы адаптивных ПВК;

●     Качества, развитые в результате прохождения группового тренинга способствуют эффективной профессиональной деятельности специалиста в тяжелых, фрустрирующих профессиональных ситуациях.

Основываясь на результатах проделанной работы, можно сформулировать ряд рекомендаций по использованию группового тренинга в качестве метода развития профессионально важных качеств юридического психолога.

1.    Для успешного выполнения задач тренинга его программа должна быть структурирована, разделена на блоки. Упражнения необходимо подбирать, исходя из содержательной и процессуальной логики, а также логики активности.

2.    Во время тренинга стоит уделять внимание обсуждению самих

профессионально важных качеств юридического психолога, а также ситуаций, в которых эти качества необходимы специалисту. Благодаря осознанности необходимости развития ПВК, у участников возрастает мотивация к их развитию, а соответственно и продуктивность тренинговой работы.

3.    Программа должна содержать упражнения, подразумевающие ролевое

проигрывание профессиональной деятельности участниками. Подобные упражнения позволяют участникам идентифицировать себя со специалистом выбранной профессии, что положительно сказывается на профессиональном самоопределении и развитии ПВК юридического психолога.

4.    Так как ПВК преимущественно являются трудноизменяемыми

личностными качествами, необходима гораздо более продолжительная тренинговая работа, нежели 10 занятий.

5.    Подобный курс тренинговых занятий стоит включить в учебную

программу подготовки специалистов в области юридической психологии, так как развитие ПВК является важным фактором дальнейшей успешной профессиональной деятельности.

Таким образом, групповой тренинг выступает в роли эффективного метода развития профессионально важных качеств юридического психолога, однако данная проблематика требует дальнейшего изучения: требуется дальнейшее исследование экспериментальной группы с целью отследить отсроченный эффект от тренинга, исследование развития ПВК с использованием иных программ, а также модификаций программы, разработанной в рамках данной работы.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богданович Н.В., Чернушевич В.А. Деятельностная модель юридического психолога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65728.shtml (дата обращения: 06.03.2016).
  2. Дозорцева Е.Г., Делибалт В.В., Богданович Н.В. Об образовательном стандарте подготовки специалиста по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2011/n1/39324.shtml (дата обращения: 12.04.2016).
  3. Дубовицкая Т.Д., Эрбегеева А.Р. Особенности фрустрации и стратегий преодоления у студентов с трудностями в учебе [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010. № 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n1/26550.shtml (дата обращения: 12.04.2016).
  4. Капцов А.В. Взаимосвязь отношений в студенческой группе и динамики развития личностных качеств студентов. URL.: http://www.sudexp.org/publ/17-1-0-1258 (дата обращения: 12.01.2016 г.)
  5. Чернушевич В.А. Методическая организация практики в обучении юридических психологов // Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сб. тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. М.: МГППУ, 2010.
  6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика