Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6986Ключевые слова 16724 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Сравнительный анализ ранних воспоминаний несовершеннолетних правонарушителей, совершивших преступления различной степени тяжести 61

Левин Л.М., Студент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии , Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва, Россия, levin_leonid@mail.ru
Бокова Н.В., Старший психолог отделения психологического обеспечения ФКУ , «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по г. Москве, Москва, Россия, koroleva.natalia.2010@gmail.ru
Полный текст

Согласно данным МВД России, в стране отмечается высокий уровень рецидивной преступности: так, в 2016 г. 56,7% преступлений было совершено лицами, ранее совершавшими преступления [16], 1,6% подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, ранее имели судимость [14]. Большое количество повторных преступлений может быть обусловлено трудностями вторичной социализации осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, а также недостаточно эффективной психокоррекционной и психопрофилактической работой с преступниками во время отбывания наказания. В этой связи, весьма актуальной является проблема выявления устойчивых факторов риска правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних. Как показывает анализ научной литературы [1; 2; 12; 13], существует взаимосвязь детских воспоминаний с самоотношением и индивидуальным стилем жизни. Поэтому выявление психологических особенностей ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных и анализ характера совершенных ими преступлений, в том числе повторных, являются весьма актуальными в плане выявления глубинных детерминант совершенных преступлений [13]. Данные обстоятельства определяют и новизну проводимого исследования.

Проблема ранних воспоминаний стала предметом психологических исследований еще в 1899 г., когда Зигмунд Фрейд ввел термин «детская амнезия» – явление, когда взрослые забывают первые годы своей жизни [13]. Она изучалась в работах З. Фрейда, А. Адлера, Дж. Брунера, С. Шахтера, Г. Мюррея, Дж. Крамера, С. Томкинса, Л. Росс и Ньюби-Кларк, М. Сингер, П. Саловей, Л. Полкингтон, Д. МакАдамса, А. Кронника, А. Рена, В. Нурковой.

В психологии существует множество концепций, которые отводят особую роль ранним воспоминаниям, их взаимосвязи и влиянии на становление дальнейшего жизненного пути и стиль поведения. Среди таких теорий можно выделить теории А. Адлера, Дж. Брунера, С. Шахтера, Г. Мюррея, Дж. Крамера, С. Томкинса, Л. Росс и Ньюби-Кларк, М. Сингер и П. Саловей, Л. Полкингтон и Д. МакАдамса. Данные ученые в своих концепциях касались проблем автобиографической памяти, ее формирования и структуры, способов воспроизведения, а также влияния на жизнь человека и развитие его личности [13]. В нашей работе мы будем придерживаться концепции Альфреда Адлера.

Одно из основных положений теории А. Адлера заключается в том, что конечная цель жизни человека – это достижение идеала, который можно проследить в самых ранних воспоминаниях человека, являющихся фундаментом для формирования самооценки, самоотношения и индивидуального стиля жизни. Понятие «жизненный стиль», введенное А. Адлером, определяет то значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Анализ детских воспоминаний А. Адлер считал лучшим способом, раскрывающим ядро стиля жизни индивида, на основании чего он и формируется [1; 2].

Целью нашего исследования является выявление особенностей ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии.

Задачи.

1. Выявить и проанализировать особенности ранних воспоминаний несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и осужденных к лишению свободы (анализ содержательных и аффективных компонентов);

2. Выявить различия в эмоциональной окраске воспоминаний и самоотношении к ним в группе осужденных к лишению свободы и в группе несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции;

3. Проследить влияние ранних воспоминаний на формирование дальнейшего преступного стиля жизни.

Объектом исследования являются ранние воспоминания человека.

Предметом исследования выступают ранние воспоминания несовершеннолетних осужденных, имеющих условную судимость, и осужденных к лишению свободы.

Гипотезы.

1. Существует взаимосвязь между содержанием детских воспоминаний и склонностью к совершению преступлений различной степени тяжести.

2. Различия детских воспоминаний у осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и осужденных к лишению свободы, проявляются не столько в их содержании, сколько в эмоциональной окраске воспоминаний и самоотношении к ним.

3. Содержание ранних воспоминаний у несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления различной тяжести и различного характера (корыстные, насильственные и др.), существенно не отличаются. Отличается самоотношение к этим воспоминаниям.

Базами для исследования послужили ФКУ «Можайская воспитательная колония» УФСИН России по Московской области, ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция» УФСИН России по г. Москве, ГБОУ СПО «Политехнический техникум № 2». Объем выборки – 75 человек: 25 человек, имеющих условную судимость и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции; 25 человек, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в Можайской воспитательной колонии, а также 25 просоциальных учащихся ГБОУ СПО «Политехнический колледж № 2» (контрольная группа).

Выборка на базе Можайской воспитательной колонии характеризуется следующим образом. Распределение подростков по совершенным преступлениям согласно статьям УК РФ: ст. 162 (разбой) – 10; ст161 (грабеж) – 10; ст. 228 (хранение и распространение наркотиков) – 7;ст. 166 (неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения) – 2;ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) –2;ст. 158 (кража) – 5; ст. 132 (насильственные действия сексуального характера) – 1; ст. 134 (сексуальные действия с лицом, не достигшим 16-летнего возраста) – 1. При этом некоторые подростки имеют судимость сразу по нескольким статьям. Все подростки в настоящее время получают среднее образование (учатся в школе). По составу семьи выборка характеризуется следующим образом: 9 человек воспитывались в полной семье, а 16 – в неполной (при этом 8 человек воспитывались отцом). Из 25 человек 21 подросток был осужден впервые, а 4 – повторно. Возраст испытуемых – от 15 до 18 лет.

Выборку на базе уголовно-исполнительной инспекции, составили 25 несовершеннолетних осужденных, совершивших преступления индивидуально, возраст которых – от 14 до 17 лет. По составу семьи, в которой воспитывались подростки, выборка характеризуется следующим образом: 17 человек воспитывались в полной семье, а 8 – в неполной семье. По уровню образования: 20 испытуемых обучаются в школе, остальные – в средних специальных учебных заведениях (колледжи и пр.). По характеру совершенного преступления: 13 подростков имеют судимость по ст. 161 ч. 2 УК РФ, а 12 – по ст. 158 ч. 1 УК РФ.

Такое разделение выборки обусловливаются рядом обстоятельств:

1) разные условия отбывания наказания – лишение свободы и ограничение свободы;

2) различная степень тяжести совершенного преступления.

В силу различия условий отбывания наказания и совершения преступлений различной степени тяжести могут присутствовать различия в содержании, специфике, восприятии воспоминаний, а также отношении к ним в каждой исследуемой группе.

Контрольную группу составили 25 просоциальных учащихся ГБОУ СПО «Политехнический колледж № 2» в возрасте от 15 до 17 лет.

Основной метод исследования – биографический, реализуемый через беседу с каждым осужденным. Первый вопрос, который задавался подростку: «Вспомните и назовите самое первое воспоминание из своего детства». Далее велась беседа по названной ситуации: уточняется какой это был возраст, выясняется отношение человека к этому воспоминанию (эмоциональная оценка), содержание данного события, а также что именно для осужденного было важно в данном воспоминании. Далее велась беседа о дальнейших значимых для осужденного событиях, относящихся к дошкольному периоду. Биографический метод позволяет проанализировать жизненный путь человека или его отрезок, выявить закономерности в его судьбе.

Еще одним методом нашего исследования являлся контент-анализ ранних воспоминаний, проводившийся по схеме, предложенной Е.В. Сидоренко [Сидоренко Е.В, 2002].

1. По присутствию людей: мать; отец; братья и сестры; бабушки и дедушки; другие родственники; посторонние люди, гости, друзья, соседи, присутствие животных.

2. По типу ситуации: опасности, несчастные случаи, наказания; болезнь и смерть; проступки, кражи, сексуальный опыт; новые жизненные ситуации; праздник; подарки; приятное/неприятное взаимодействие с кем-либо; постоянное отсутствие близкого человека; развод родителей.

3. По типу восприятия окружающего мира и взаимодействия с ним: визуальный, слуховой, обонятельный, вкусовой, мышечно-тактильный, вербальный.

4. По типу ситуации взаимодействия с другими людьми: «Я-ситуация», «Мы-ситуация», Безличное повествование.

5. Чувства и эмоции: грусть, тоска, печаль, уныние, слезы; радость, счастье, смех; пустота, одиночество; испуг, страх, ужас; удивление, восторг; спокойствие, безразличие; ощущение конфликта, борьба с авторитетами, нарушения правил.

6. По месту происходящего события: дом; за городом, на даче, в деревне; дальние поездки, путешествия; детский сад, школа, детская площадка; общественные места.

7. По типу повествования: краткое; полное.

Согласно концепции А. Адлера, перейдем к анализу первого воспоминания, называемого респондентами. В первую очередь стоит обратить внимание на возраст первого воспоминания.

Таблица 1

Возраст первого воспоминания подростков в каждой группе

Из табл. 1 мы видим, что самый ранний возраст первого воспоминания у несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, составляет 4 года, в то время как у несовершеннолетних, состоящих на учете в УИИ, и просоциальных подростков – 5 лет.

Теперь перейдем к анализу содержания первого воспоминания.


Таблица 2

Анализ первого воспоминания

Из табл. 2 мы видим, что одной из значимых фигур для всех респондентов была мать/мачеха (p=0,000). Для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, это может быть объяснено дефицитом общения с ней на данный момент, а также наиболее частым взаимодействием между подростком и матерью до осуществления наказания в отношении первого. Для несовершеннолетних, осужденных условно, а также для просоциальных подростков значимость матери обусловливается наиболее частым взаимодействием именно с ней по сравнению с другими членами семьи. Еще одна значимая фигура – отец (p=0,000). Значимость отца в первом воспоминании для подростков, отбывающих наказание в воспитательной колонии, обусловливается его уходом из семьи или особенностями взаимоотношений с ним. Для несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и просоциальных подростков отец был значим ввиду особенностей взаимоотношений с ним и его авторитета для подростка. Также значимыми фигурами были бабушки/дедушки (p=0,000). Значимость бабушек и дедушек в первом воспоминании для подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы, определяется особенностями взаимоотношений с ними, а также смертью бабушки или дедушки и, соответственно, связанными с этим переживаниями. Если же говорить о подростках, осужденных условно, и просоциальных подростках, то значимость данных фигур для них объясняется тем, что бабушки/дедушки уделяли значительное время ребенку, оказывая помощь их родителям. Самым значимыми событиями были ситуации, относящиеся к категории «опасности, несчастные случаи, наказания» (p=0,000). Исходя из содержания воспоминаний, значимость данной категории для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, определяется несогласием с каким-либо осуществленным наказанием родителей или его несопоставимостью с проступком, а также переживаниями по этому поводу. Если говорить о подростках, состоящих на учете в УИИ, и просоциальных, то, исходя из объяснения ребят, значимость данных событий определялась яркостью впечатлений. Менее значимыми, но в то же время также важными, являлись события, связанные с болезнью или смертью (p=0,001). В содержании первого воспоминания несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колони, речь шла о смерти близких людей (чаще – бабушек и дедушек, чуть реже – одного из родителей), а также о связанных с этим переживаниях, отсутствии поддержки от других членов семьи. При этом в содержании первого воспоминания у подростков, состоящих на учете в УИИ, и просоциальных подростков ситуаций данной категории не было. Значимыми событиями также были и праздники/подарки (p=0,001), во время которых также происходили значимые для подростков ситуации (например, помогали в подготовке праздничного стола). Наиболее значимым местом происхождения первого воспоминания был дом (p=0,000), что может объясняться тем, что многие ситуации, которые излагались респондентами, происходили именно дома. Еще одним значимым, но немного меньше, местом происхождения событий была детская площадка, на которой происходили различные ситуации со сверстниками и значимыми взрослыми. При этом стоит отметить, что у несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, первое воспоминание происходило чаще дома, а у несовершеннолетних, осужденных условно, и у просоциальных подростков – на детской площадке. Если же говорить о чувствах и эмоциях, которые испытывали подростки, то наиболее значимыми были грусть, тоска, печаль. Подростки, находящиеся в ВК, переживали данные чувства ввиду обстановки дома и особенностей взаимоотношений с членами семьи. При этом содержание первого воспоминания подростков, отбывающих наказание в виде лишения свободы, имело преимущественно отрицательную эмоциональную окраску. Если же говорить о подростках, отбывающих наказание условно, и просоциальных подростках, то эмоциональная окраска первого воспоминания носила такие эмоции и чувства, как радость, счастье, смех, либо спокойствие и равнодушие.

Теперь перейдем к рассмотрению воспоминаний подростков в период от самого первого воспоминания до школы (до 7 лет). Здесь анализировались все события, названные респондентами в указанный период. Стоит также обратить внимание на характер воспроизведения событий. Так, несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, в первую очередь называли события, носящие негативную оценку, а условно осужденные и просоциальные подростки – положительную. При этом у несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, количество воспоминаний больше, чем в группах несовершеннолетних, состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и просоциальных подростков. В общей сложности несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы, изложили 57 ситуаций, несовершеннолетние, состоящие на учете в УИИ, – 30, а просоциальные – 35. В табл.3 более детально проанализированы воспоминания, изложенные испытуемыми, по встречаемости тех или иных параметров.


Таблица 3

Анализ событий от первого воспоминания до школы: частота появления соответствующих параметров

Таблица 3 показывает, что на склонность к девиантному и делинквентному поведению повлияло множество факторов. Рассмотрим более подробно и детально ситуации, изложенные респондентами.

Так, мы видим, что подростки, отбывающие наказания в воспитательной колонии, наиболее часто вспоминали мать (16 упоминаний; 28%), что объясняется наиболее частым взаимодействием именно с ней, так как многие подростки воспитывались только матерью. Также одной из наиболее упоминаемых фигур является отец (12 упоминаний; 21%), что объясняется переживаниями ухода отца из семьи/особенностями взаимоотношений с ним. Если говорить о чувствах и эмоциях, испытываемых несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы, то мы видим, что наиболее часто воспроизводимые события – это события, носящие отрицательную оценку (20 воспоминаний; 35%). Среди ситуаций, носящих отрицательную окраску, выделяются ситуации смерти близкого родственника (чаще – бабушки, реже – матери или отца) и разговоры с членами семьи о причинах смерти в более взрослом возрасте. Отрицательную эмоциональную окраску вызывал и уход отца из семьи. Также часто назывались ситуации, в которых родители подростка начали злоупотреблять алкоголем, что побуждало детей сбегать из дома и проводить время на улице (на детских площадках, во дворе и пр.) с друзьями. Здесь же стоит упомянуть и о первом опыте употребления алкоголя/табачных изделий с друзьями. Мотивацией к данным действиями может служить ощущение чувства взрослости, чувства принадлежности к группе сверстников или более старших ребят. Следующие по частоте упоминаний чувства – пустота, одиночество (14 ситуаций; 24,5%). Данные чувства связаны с длительным отсутствием значимого человека (его длительный отъезд), а также в связи с отсутствием позитивных близких отношений с членами семьи. При этом еще 10 воспоминаний (17,5%) вызывали ощущение конфликта, а также связанные с этим переживания. Конфликтные ситуации касались как конфликтов между членами семьи, так и самих подростков с семьей. При этом подростки очень переживали из-за данных ситуаций, говоря о том, что они случались достаточно часто. Еще 10 воспоминаний (17,5%) вызывали чувства спокойствия или безразличия. Данные чувства выражали отношение подростков к своим проступкам. Если говорить о событиях, носящих положительную окраску (3 воспоминания, 5,3%), то сюда можно отнести дальние поездки и путешествия (в Египет, Турцию, а также разные города России), в которых ребят привлекало общение с членами семьи. Но при этом часть дальних поездок (6 упоминаний; 10,5%) вызывали отрицательные эмоции из-за различных ситуаций, происходящих во время поездки.

Анализируя содержание воспоминаний несовершеннолетних, осужденных условно и состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции, можно заключить, что чаще всего ими воспроизводились события, носящие положительную окраску (21 воспоминание; 70%), при этом событий, носящих отрицательную окраску, очень мало (9 воспоминаний; 30%). Среди событий, носящих отрицательную окраску, выделяются события, происходящие на праздниках (например, на праздновании дня рождения или Нового года). Так, подростки помогали членами семьи в подготовке праздника (украшении квартиры или праздничного стола), но подростков не похвалили, не отметили их работу, что их очень расстроило и огорчило. Из событий, носящих положительную окраску, выделяются поездки с семьей как на море в другие страны, так и в другие города России на экскурсии, а также походы в различные музеи, зоопарки и пр. Также, по словам подростков, для них большую значимость имел старший брат, который провожал по пути в дошкольное и образовательное учреждения и обратно, при этом общаясь с ними на различные темы.

В событиях просоциальных учащихся также преобладают воспоминания, носящие положительную окраску (25 событий; 71,4%), а ситуаций с отрицательной эмоциональной окраской – 5 ситуаций (14,3%), которые вызывали чувства тоски, печали и грусти, а еще 5 ситуаций (14,3%) – чувства спокойствия и безразличия. Содержание воспоминаний касается преимущественно дальних поездок на море и в другие города России (15 упоминаний; 42,8%).

Какую же взаимосвязь можно провести между ранними воспоминаниями и сформировавшимся стилем жизни, в частности – преступным? Можно сказать, что на формирование индивидуального стиля жизни в большей степени влияет обстановка и атмосфера в семье подростка, а также переживания ребенка по поводу данной ситуации. Так, в семьях подростков, осужденных к лишению свободы, чаще была неблагоприятная обстановка, меньше уделялось времени со стороны родных, нежели в группах условно осужденных и просоциальных подростков. В группе условно осужденных обстановка в семье была более доброжелательная и открытая, но тем не менее, исходя из воспоминаний, можно заключить, что подросткам не хватало времени, проведенного с родными, а также общения с ними.

Сравнивая содержание воспоминаний, стоит отметить, что для несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, наибольшую ценность представляет семья (особенно мать), а для условно осужденных и просоциальных школьников – друзья и товарищи. Это объясняется тем, что в настоящий момент подростки, находящиеся в местах лишения свободы, лишены постоянного общения с матерью, а осужденные, состоящие на учете в уголовно-исполнительной инспекции, и просоциальные подростки – нет.

На основе данных, полученных в ходе нашего исследования, можно разрабатывать следующие психопрофилактические мероприятия:

специальные тренинги с привлечением всех членов семьи с целью создания благоприятной доброжелательной атмосферы в семье;

  • социально-психологические тренинги с целью личностного роста;
  • индивидуальные программы по психологической, социальной и воспитательной работе с осужденным;
  • тренинги по изменению субъективной картины мира, коррекции автобиографической памяти и формированию адекватного жизненного стиля;
  • программы по совершенствованию индивидуального консультирования подростков и членов их семей.

Результаты проведенного нами исследования могут быть интересными и полезными для специалистов, работающих в непосредственном контакте с несовершеннолетними осужденными, а также для различных организаций, работающих с подростками. В дальнейшем авторы продолжат исследование психологического анализа жизненного пути несовершеннолетних осужденных, изучая влияние различных жизненных ситуаций на становление личности в целом и формирование девиантного поведения в частности. В качестве перспективных направлений дальнейшего исследования данной проблемы является выявление социально-психологических закономерностей восприятия осужденными значимых жизненных ситуаций, начиная с обучения в школе и заканчивая ситуацией совершения преступления, разработка основных сценариев жизненного пути несовершеннолетних осужденных, а также обоснование и апробация типовых психокоррекционных (психопрофилактических) программ работы с девиантными и делинквентными подростками.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адлер А. Индивидуальная психология: теория и практика. СПб: Ленинградский Государственный университет, 1993. 107 с.
  2. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 286 с.
  3. Дебольский М.Г., Чернышкова М.П. Некоторые тенденции в деятельности воспитательных колоний // Образование и наука: вопросы теории и практики: Материалы II ежегодной всероссийской научно-практической конференции. Москва: МИИГУ имени Столыпина, 2015. № 1. С. 46–49.
  4. Дебольский М.Г., Чернышкова М.П. Влияние субъективной картины жизненного пути осужденных на их поведение в период отбывания наказания и риск совершения рецидива преступлений после освобождения // Юридическая психология. 2015. № 2. С. 17–20.
  5. Изучение и психокоррекция субъективной картины жизненного пути осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях: Методическое руководство. / Под ред. М.Г. Дебольского, Т.С. Войт. СПб.: Типография «А и Б», 2006. 71 с.
  6. Кроник А.А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А Кроник, Р.А. Ахмеров. М.: Смысл, 2008. 416 с.
  7. Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1980. №1. С. 154–158.
  8. МакАдамс Д.П. Психология жизненных историй // Методология и история психологии. 2008. С.135–166.
  9. Нуркова В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности // Мир психологии. 2004. № 2. С. 77–87.
  10. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М.: Изд-во УРАО, 2000. 320 с.
  11. Нуркова В.В., Василенко Д.А. Формирование вариативного репертуара самоопределяющих воспоминаний как средство развития самоидентичности // Вестник РГГУ. Серия «Психологические науки». 2013. № 18(119). С. 11–30.
  12. Нуркова В.В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2009. 50 с.
  13. Огор А.Ю., Дебольский М.Г. Научный взгляд на проблему ранних воспоминаний и самооценки преступников [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 3. С. 114–124. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72734.shtml (дата обращения: 05.01.2016).
  14. Официальный сайт ФСИН РФ [Электронный ресурс]. 2016 URL: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 27.02. 2016).
  15. Реан П. Связь между детской травмой и последующим преступным поведением: применение теории привязанности в исправительном сеттинге // Журнал практической психологии и психоанализа. 2006. № 4. С. 54–65.
  16. Статистика и аналитика [Электронный ресурс]: официальный сайт МВД РФ. 2016.URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 27.02. 2016).
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика