Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 6986Ключевые слова 16724 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ EBSCO Ulrichsweb DOAJ
CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Социально-психологические характеристики руководителей современной школы: роль эмоционального интеллекта в построении модели эффективного руководителя 50

Миронова С.Г., аспирант, Московский государственный областной университет, Москва, Россия, sveta-mir1981@mail.ru

Аннотация

В статье приводятся данные исследования выраженности эмоционального интеллекта у руководителей школ. Эмоциональный интеллект, как одна из социально-психологических характеристик личности, показал наиболее тесную связь с компонентами отношения руководителей школ к своим подчиненным. В свою очередь данные компоненты отношения, по нашему мнению, представляют собой современную модель руководителя школы. Был обследован 101 руководитель школы из Московской области в возрасте от 26 до 65 лет (из них мужчины 8,9%; должность директора школы занимают 57 человек, должность заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе – 44 человека) комплексом из шести методик. Одна из методик – Авторская анкета, изучающая социально-психологические характеристики личности и компоненты отношения руководителей школ к подчиненным-учителям. Остальные: опросник ЭMИН Д.В. Люсина, позволяющий выявлять уровень эмоционального интеллекта, шкала личностной тревожности Ч.Д. Спилбeргера, Ю.Л. Хaнина, диагностика Mакиавеллизма личности В.В. Знакова, шкала измерения уровня общительности личности Л.Н. Лутошкина, диагностика склонности к стрессам Дж. Джексона. На основании полученных результатов делается вывод о том, что важнейшей социально-психологической характеристикой личности руководителя выступает его эмоциональный интеллект, позволяющий руководителю не только понимать собственные и чужие эмоции, успешно управлять ими, но также способствующий умению вызывать определенные чувства у окружающих людей. Модель отношения руководителей образовательных учреждений к сотрудникам включает в себя три компонента: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Высказывается предположение, что такие социально-психологические характеристики личности, как эмоциональный интеллект, манипулятивность, общительность, тревожность и стрессоустойчивость, имеют тесную связь со всеми компонентами отношения руководителей школ к своим подчиненным.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Коренные изменения в обществе привели к модернизации всей системы образования, в связи с чем возникает потребность в качественно новом руководителе школы, соответствующем реалиям и требованиям сегодняшнего дня [1; 4]. В настоящее время руководитель образовательного учреждения рассматривается как ключевая фигура всего учебного процесса. Именно руководитель принимает решения и несет ответственность, как за стабильность деятельности, так и за внедрение в конкретном учреждении новых идей, и именно руководитель мобилизует весь педагогический коллектив на реализацию педагогических инноваций [9].

<...>

Литература
  1. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Авдеев Е.С., Сафуанов Ф.С., Коноплева И.Н. Эффективный директор школы в представлениях руководителей образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. С. 250–258. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n4/65828.shtml
  2. Вязникова Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен: монография. М.: МПСИ-Х: ХГПУ, 2002. 281 с.
  3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект: монография / Пер. с англ. А.П. Исаевой. М.: АСТ; Хранитель, 2008. 478 с.
  4. Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В., Авдеев Е.С., Бовина И.Б. Профессионализм в деятельности директора школы: особенности обыденных представлений в группах директоров, учителей и родителей [Электронный ресурс] // Психология и право. 2016. Т. 6. № 3. С. 1–13. doi:10.17759/psylaw.2016060301
  5. Корнилова Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 99–109.
  6. Ломов Б.Ф. Системность в психологии: монография / Под общ. ред. В.А. Барабанщикова, Д.Н. Завалишиной, В.А. Пономаренко. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 384 с.
  7. Мангутов И.С. Уманский Л.И. Организатор и организационная деятельность. Л.: ЛГУ, 1975. 312 с.
  8. Мясищев В.Н. Психология отношений: монография / Под общ. ред. А.А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1998. 368 с.
  9. Филинкова Е.Б. Мотивация принятия решения руководителями школы о переходе на следующий уровень управления // Сибирский психологический журнал. 2012. № 45. С. 73–85.
  10. Хребина С.В. Организационная психология образования: Феноменология и концепция развития. Пятигорск: Изд-во «Пятигорский государственный лингвистический университет», 2007. 288 с.
  11. Шакуров Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив: социально-психологический аспект. Киев: Радяньска школа, 1978. 208 с.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика