Анализ аварийности на дорогах Российской Федерации за 1
квартал 2017 г. свидетельствует о сокращении общего количества
дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Несмотря на это, уровень аварийности
остается по-прежнему высоким. В сторону увеличения меняются и некоторые
показатели в общей структуре аварийности. Так, все больше становится ДТП,
совершенных водителями в возрасте старше 60 лет (на 7,7% по сравнению с
аналогичным периодом предыдущего года). Всего на долю водителей этой возрастной
группы приходится 7,5% от общего количества ДТП. Также растет число аварий по
вине водителей со стажем вождения более 10 лет. На 4,5% увеличилось количество
ДТП с особо тяжкими последствиями [2].
Приведенные данные указывают на сохраняющуюся актуальность
разработки проблемы безопасности дорожного движения, в том числе – изучения
психологических факторов высоко рискового или безопасного вождения.
В последние годы как в общественно-правовом поле, так и в
научной среде повысился интерес к проблеме безопасного управления
автотранспортом. В 2016 г. в законодательство был введен термин «опасное
вождение», изменен порядок прохождения медицинского освидетельствования
водителей и кандидатов в водители.
Целый комплекс научных исследований посвящен изучению
влияния психологических характеристик на увеличение риска попадания в ДТП [1;
3; 7; 8; 13; 15]. Установлено, что водители, склонные к совершению ДТП,
обладают аварийным стилем вождения [5]. Помимо стиля вождения большое влияние
на безопасность управления автотранспортом оказывают
индивидуально-психологические переменные: импульсивность, склонность к риску,
враждебность, эмоциональная неустойчивость, уровень самоконтроля, особенности
принятия решений, акцентуации характера. Кроме этого на безопасное управление
автотранспортом также влияет уровень развития профессионально важных качеств,
т. е. совокупность психологических характеристик, необходимых для данного вида
деятельности, к которым относят функционирование когнитивных процессов
(внимание, память, мышление, восприятие) и определенные свойства личности [8;
9].
Также в научных публикациях последних лет отмечается интерес
к разработке психодиагностических методик исследования водителей, позволяющих
выявлять как уровень развития профессионально важных качеств, так и другие
психологические особенности, влияющие на безопасное вождение. Создан
диагностический инструментарий, направленный на выявление стиля вождения, что
позволяет прогнозировать аварийность водителя (опросник «Стиль вождения»,
Личностный опросник оценки надежности водителя). Такие исследования проводятся
в том числе с психокоррекционной направленностью – на основании полученных в
результате тестирования данных вырабатываются рекомендации по изменению стиля
вождения, развитию профессионально важных качеств [4; 6; 10; 11; 12].
Проводимые в нашей стране исследования касаются, прежде
всего, психически здоровых водителей, в то время как практика медицинского
освидетельствования водителей и кандидатов в водители свидетельствует о
необходимости изучения психологических факторов безопасного вождения у
водителей с психическими расстройствами.
Психическое расстройство само по себе не всегда является
противопоказанием к управлению автотранспортом. В нормативно-правовых актах
закреплено, что противопоказанием к управлению автомобилем является хроническое
и затяжное психическое расстройство с тяжелыми стойкими или часто
обостряющимися болезненными проявлениями [14]. Часто при одном и том же
психиатрическом диагнозе врачебные решения о наличии или отсутствии
противопоказаний к управлению автотранспортом различаются. В связи с этим
необходима более дифференцированная психолого-психиатрическая оценка
способности к безопасному вождению у водителей и кандидатов в водители с
психическими расстройствами.
В связи с этим цель настоящего исследования –
определение патопсихологических предикторов противопоказаний к управлению
автотранспортом у лиц с психическими расстройствами.
Материал и методы
Материалом исследования послужили данные амбулаторных карт
60 пациентов мужского пола, обратившихся в психоневрологический диспансер (ПНД)
Психиатрической больницы № 4 и № 15 с 2014 по 2017 г. для психиатрического
освидетельствования на предмет допуска к управлению автотранспортом, по итогам
которого им впервые был выставлен психиатрический диагноз. Возраст
обследованных – от 17 до 75 лет (средний возраст – 42,95±18,52). Анализ
проводился с учетом следующих параметров: решение комиссии о наличии или
отсутствии противопоказаний к управлению автотранспортом; возраст и возрастные
диапазоны, полученные с помощью метода квартилей (до 24 лет, от 24 до 49, от 49
до 60, старше 60 лет); диагноз психического расстройства; результаты
патопсихологического исследования и данные об опыте вождения.
Патопсихологические данные были получены в результате
исследования когнитивной и эмоционально-волевой сфер с использованием следующих
методик: заучивание 10 слов, чтение и пересказ текста, таблицы Шульте,
«Отсчитывание “100-7”», «Исключение предметов», «Толкование пословиц», при
подозрении на интеллектуальное снижение – тест Равена; а также данные,
полученные в ходе наблюдения и беседы.
К когнитивным характеристикам были отнесены нарушения
внимания (неустойчивость, нарушения концентрации, переключения и распределения,
снижение объема), памяти (снижение механического и смыслового запоминания),
мышления (снижение уровня обобщения, мотивационная заинтересованность и
динамические нарушения). В эмоционально-волевые характеристики были включены
нарушения критико-прогностических функций и неустойчивость эмоциональных
проявлений.
К данным об опыте вождения была отнесена информация о стаже
вождения и лишении водительского удостоверения. Из анамнестических сведений
были приняты во внимание такие факторы, как наличие черепно-мозговых травм,
злоупотребление алкоголем и психоактивными веществами (ПАВ), хронические
соматические заболевания. Помимо этого учитывалась информация об итоговом
решении врачебной комиссии после установления психиатрического диагноза:
выявлены противопоказания к управлению автотранспортом или диагностированное
психическое расстройство, по мнению комиссии, не является
противопоказанием.
Большинству обследованных (n=41, 68%) комиссией
врачей-психиатров был установлен диагноз органического психического
расстройства (легкое когнитивное расстройство, другие непсихотические
расстройства в связи со смешанными или неуточненными заболеваниями – рубрика
F06 по МКБ-10). В 18% случаев было диагностировано органическое расстройство
личности и поведения в связи со смешанными заболеваниями (рубрика F07 по
МКБ-10). Также устанавливался диагноз «расстройство личности» (10%) и «легкая
умственная отсталость» (3%) – рубрики F60 и F70 по МКБ-10 соответственно.
Статистическая обработка полученных в ходе исследования
данных осуществлялась с помощью программы SPSS Statistics с применением таблиц
сопряженности, непараметрического критерия оценки достоверности различий
сравниваемых показателей – критерия хи-квадрат Пирсона, а также
дискриминантного анализа.
Анализ результатов
В 45 случаях (75%) были выявлены противопоказания к
управлению автотранспортом, при этом в 55% от этого числа противопоказания были
выявлены у кандидатов в водители, не имеющих опыта управления автотранспортом,
а в остальных 45% случаях опыт вождения составлял более 10 лет.
Анализ данных патопсихологического исследования по
обобщенной выборке выявил следующее. Нарушения внимания отмечались у 68,3%
обследованных, снижение мнестических возможностей – у 33,3%. Нарушения мышления
выявлены у 66,6% обследованных. При этом преобладали нарушения операционального
компонента мышления в виде снижения или выраженной неравномерности уровня
обобщений (63,3%); на втором месте – динамические нарушения в виде выраженной
инертности мыслительных операций, склонности к обстоятельности (20%). В 6,66%
наблюдений отмечались мотивационные нарушения мышления – резонерство,
разноплановость, соскальзывания. Интеллектуальное снижение отмечено у 18,3%
обследованных. Нарушение критичности в широком смысле присутствовало у 56,6%
больных, неустойчивость эмоциональных проявлений была выявлена в 48,3%
исследований.
Злоупотребление алкоголем было выявлено в 23,3% случаев и
чаще встречалось у лиц в возрастной группе 24–49 лет (57% наблюдений);
употребление ПАВ – в 5% случаев; ЧМТ – в 6,67%.
Сравнение данных патопсихологического исследования по каждой
группе в зависимости от наличия или отсутствия противопоказаний выявил
следующие различия (рис. 1). В группе обследованных, у которых в дальнейшем
были выявлены противопоказания к управлению автотранспортом, в большем
количестве случаев отмечались нарушения когнитивных функций (за исключением
памяти) и эмоционально-волевой сферы.

Рис. 1. Данные патопсихологического исследования в
группе обследованных в зависимости от наличия или отсутствия противопоказаний к
управлению автотранспортом
Анализ таблиц сопряженности на уровне статистической
значимости выявил следующие особенности обследованных, у которых были
обнаружены противопоказания к управлению автотранспортом. У пациентов с
диагнозом органического психического расстройства значимо чаще встречались
нарушения внимания (неустойчивость), а также нарушение критичности в
эмоционально-волевой сфере. Пациентов с расстройством личности значимо отличают
такие параметры, как нарушения внимания (неустойчивость), а также
неустойчивость эмоциональных реакций.
Для выявления тех патопсихологических переменных, которые
являются определяющими при вынесении решения врачами-психиатрами о наличии или
отсутствия противопоказаний к управлению автотранспортом, был проведен
дискриминантный анализ. Основным предиктором по обобщенной выборке в этом
случае выступил параметр «нарушение критичности» (p <0,05).
В зависимости от нозологической принадлежности, предикторами
противопоказаний к управлению автотранспортом выступили следующие
характеристики (см. табл. 1)
Таблица 1
Предикторы противопоказаний к управлению автотранспортом в
зависимости от нозологической принадлежности
Диагноз / Предиктор
|
Уровень значимости
|
Органическое психическое расстройство
|
Снижение уровня обобщений
|
р=0,007
|
Снижение механического запоминания
|
р=0,014
|
Нарушение критичности
|
р=0,019
|
Нарушение смыслового запоминания
|
р=0,014
|
Неустойчивость внимания
|
р=0,040
|
Нарушение концентрации внимания
|
р=0,046
|
Нарушения переключения и распределения внимания
|
р=0,048
|
Органическое расстройство личности и поведения
|
Снижение объема внимания
|
р=0,001
|
Нарушения динамического компонента мышления
|
р=0,001
|
Нарушение критичности
|
р=0,001
|
Нарушение смыслового запоминания
|
р=0,002
|
Неустойчивость эмоциональных реакций
|
р=0,002
|
Неустойчивость внимания
|
р=0,004
|
Снижение механического запоминания
|
р=0,011
|
Нарушения переключения и распределения внимания
|
р=0,040
|
Расстройство личности
|
Снижение уровня обобщений
|
р=0,016
|
Нарушение критичности
|
р=0,026
|
Снижение механического запоминания
|
р=0,019
|
Нарушение мотивационного компонента мышления
|
р=0,040
|
Снижение объема внимания
|
р=0,046
|
У лиц с диагнозом «органическое психическое расстройство»
предикторами противопоказаний к управлению автотранспортом являются «нарушение
операционального компонента мышления – снижение уровня обобщений», «снижение
механического запоминания», «нарушение критичности», «нарушение смыслового
запоминания», «неустойчивость внимания», «нарушение концентрации внимания»,
«нарушения переключения и распределения внимания».
У лиц с диагнозом «органическое расстройство личности и
поведения» предикторами наличия противопоказаний являются такие
патопсихологические особенности, как «снижение объема внимания», «нарушения
динамического компонента мышления – инертность, обстоятельность», «нарушение
критичности», «нарушение смыслового запоминания», «неустойчивость эмоциональных
реакций», «неустойчивость внимания», «снижение механического запоминания»,
«нарушения переключения и распределения внимания».
При диагнозе «Расстройство личности» предикторами выступили
следующие особенности: «нарушение операционального компонента мышления –
снижение уровня обобщений», «нарушение критичности», «нарушение мотивационного
компонента мышления – склонность к аффективному рассуждательству, опора на
малозначимые признаки при обобщении», «снижение объема внимания». Для лиц с
диагнозом умственной отсталости значимых предикторов выявить не удалось.
Заключение
Универсальным патопсихологическим предиктором наличия
противопоказаний по обобщенной выборке обследованных водителей и кандидатов в
водители выступил параметр «нарушение критичности». Вместе с тем, существуют
нозоспецифические нарушения психических процессов, влияющие на вынесение
врачебного решения о наличии противопоказаний к управлению автотранспортом. У
всех обследованных значимо чаще встречались нарушения внимания (его
неустойчивость), а у лиц с диагнозом органического психического расстройства
отмечается также нарушение критичности, в то время как пациентов с
расстройством личности отличают неустойчивость эмоциональных реакций.
Планируется дальнейшее исследование патопсихологических
особенностей водителей с психическими расстройствами. В частности,
представляется актуальной разработка методического комплекса для проведения
патопсихологической диагностики водителей и кандидатов в водители с
психическими расстройствами, выявление патопсихологических факторов, влияющих
на безопасное управление автотранспортом с учетом анализа клинико-социальных
переменных, а также использования более сложных методов статистической
обработки данных.
Дополнительный учет патопсихологических особенностей может
существенно повысить точность оценки способности к безопасному вождению у
водителей и кандидатов в водители, эффективнее прогнозировать риск совершения
ДТП, а также управлять подобными рисками за счет разработки и применения
психокоррекционных воздействий.