Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Связь психологических границ личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением в юношеском возрасте 723

Дегтярев А.В., старший преподаватель кафедры "Юридическая психология и право" факультета юридической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, degtyarevav@mgppu.ru
Дегтярева Д.И., педагог-психолог, специалист кафедры основ клинического психоанализа факультета психоанализа, Московский институт психоанализа, Москва, Россия, Erofeeva-dasha@mail.ru
Полный текст

Актуальность исследования обусловлена тем, что юность можно рассматривать как период стабилизации личности, в который складывается система устойчивых взглядов на мир и место человека в нем. Потребность в самореализации диктует юношам искать свое место в обществе и успешно адаптироваться в нем. Такой успешной адаптации способствует развитие различных компонентов личности. Одними из наиболее значимых для данного исследования являются такие компоненты, как: психологические границы, эмоциональный интеллект и самоотношение [1; 2; 3; 5]. Данный выбор обусловлен тем, что рассматриваемые конструкты, хоть и формируются на протяжении всей жизни, но пик их становления приходится именно на юношеский возраст. Такое энергичное развитие тесно связанно с совершенствованием рефлексии, берущей свое начало в подростковом возрасте, а также с собственной активностью индивида, приобретающей особую значимость в юношеском возрасте. Феномен психологических границ можно считать самым «древним» из рассматриваемых компонентов. Так, в западной психологии представители психодинамического направления сошлись во мнении, что формирование и развитие психологических границ происходит в тесном телесном и эмоциональном контакте ребенка с матерью посредством преодоления симбиотических отношений и ощущением себя отдельным существом [4]. Несмотря на то, что данный вопрос затрагивается в западных концепциях с начала XX в., к проблеме его изучения в отечественной психологии стали подходить только в последнее десятилетие. Недостаточная изученность феномена психологических границ позволяет говорить о новизне данного исследования. В связи с этим, целью исследования является анализ связей между функциями психологических границ личности и компонентами эмоционального интеллекта и самоотношения.

Основными гипотезами выступают следующие предположения:

• сдерживающая функция психологической границы личности связана с эмоциональной стабильность личности;

• спокойно-нейтральная функция психологической границы личности связана с внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом;

• вбирающая функция психологической границы личности связана с самопринятием.

В соответствии с целью исследования были выбраны следующие методики:

1) «Методика диагностики психологической границы личности» Т.С. Леви;

2) «Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла»;

3) «Тест эмоционального интеллекта» Д.В. Люсина;

4) «Опросник самоотношения» В.В. Столина, С.Р. Пантелеева.

В исследовании приняли участие 50 человек (6 юношей и 44 девушки) – студенты первого курса факультета юридической психологии МГППУ, в возрасте от 18 до 19 лет.

На первом этапе сравнительного анализа значений было выявлено, что показатели по всем методикам находятся на приблизительно среднем уровне.

Данные, полученные по методике диагностики психологической границы личности, визуально находятся в диапазоне средних значений (рис. 1). Такие результаты говорят о среднем уровне сформированности психологической границы личности, но его нельзя назвать оптимальным. Формирование оптимальной психологической границы личности характеризуется не только достаточно высоким уровнем развития всех функций, но и их сбалансированностью [4]. Другими словами, если человек может быть активным в принятии ресурсов из окружающего мира, но в выражении внутренних импульсов вовне он испытывает трудности, сформированность его психологической границы нельзя назвать оптимальной.

Несмотря на средний уровень большей части шкал, особое внимание стоит уделить таким функциям, как «Невпускающая» и «Вбирающая», так как они являются высшим и нижним пиками составленного профиля. Эти данные могут свидетельствовать о том, что лучше всего в юношеском возрасте развита функция границы, отвечающая за «защиту» от внешних воздействий, если таковые оцениваются индивидом как вредные. Слабее остальных развита вбирающая функция психологической границы личности, задачей которой является брать желаемое от окружающего мира. Если рассматривать данную функцию как внутреннее ощущение человеком возможности удовлетворения своих потребностей, то можно сделать вывод, что юношам сложно открыто заявить о своих желаниях или потребностях.

Рис. 1. Средние значения по методике «Диагностика психологической границы личности»

Полученные результаты по методике «Тест эмоционального интеллекта» по всем шкалам находятся в рамках средних значений (рис. 2).

Рис. 2. Средние значения по методике «Тест эмоционального интеллекта»

Другими словами, в данной выборке умеренно выражена способность к пониманию и управлению своими эмоциями и эмоциями других людей, а также к контролю экспрессии. Такие средние значения могут указывать на недостаточное понимание себя и других людей в юношеском возрасте. Что не удивительно, так как юношеский возраст служит переходным звеном от подросткового периода к взрослости, и в это время как раз происходит более глубокое и осознанное познание себя и окружающих людей. Однако полученные средние результаты можно трактовать и с другой стороны. При обработке результатов была выявлена интересная тенденция, в которой прослеживается разбиение результатов на три полюса: очень высокие, средние и очень низкие показатели. Возможно, именно такое разделение результатов и стало основополагающим для определения средних значений.

Результаты, полученные по методике самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, условно можно разделить на две группы (рис. 3):

1)  значения выше средних;

2)  средние значения.

В первую группу входят следующие шкалы: «Открытость», «Саморуководство», «Зеркальное Я», «Самоценность», «Самопринятие», «Самоуважение», «Аутосимпатия». Во вторую группу – «Самоуверенность», «Самопривязанность», «Конфликтность», «Самообвинение», «Внутренняя неустойчивость».

Рис. 3. Средние значения по методике «Опросник самоотношения»

Полученные результаты, могут говорить о том, что в данной группе наблюдаются представления о себе как об открытом, целеустремленном человеке, личность и характер которого, способны вызывать у других людей симпатию, уважение, принятие и одобрение. Также в группе прослеживается представление о себе как источнике собственной активности, как в деятельности, так и в тех сферах, которые касаются личности субъекта, что дает возможность ощущать собственную ценность и испытывать симпатию по отношению к себе.

Отношение к себе как к уверенному и самостоятельному человеку расплывчато, средние показатели по данной шкале свидетельствуют о недостаточной удовлетворенности своими способностями и возможностями, что можно объяснить спецификой данного возраста, когда появляется больше прав и обязанностей, некой свободы в выборе, но окончательная самостоятельность в виде отделения от родителей зачастую еще невозможна.

Данные по «Методике многофакторного исследования личности Кеттелла» (рис. 4) показывают, что студенты обладают достаточно высокой степенью общительности, открытости и готовности к сотрудничеству и установлению межличностных контактов, которые им очень необходимы и значимы; при этом они часто проявляют себя как застенчивые и робкие в этих контактах.

Студенты обладают высокой чувствительностью, впечатлительностью, их внутренний мир богат эмоциональными переживаниями, но при этом они ранимы, внутренне недисциплинированны, импульсивны и раздражительны.

Полученные результаты по методике «Диагностика психологической границы личности» варьируются от очень низких до очень высоких показателей. В связи с этим все данные можно разделить на две группы:

  • группа № 1 – низкий уровень сформированности психологической границы;
  • группа № 2 – высокий уровень сформированности психологической границы.

Рис. 4. Средние значения по «Методике многофакторного исследования личности»

Можно выделить третью группу, в которую входят результаты, указывающие на средний уровень сформированности психологической границы, но качественно он не отличается от средних значений, описанных выше.

Основными условиями для формирования группы с низким уровнем сформированности психологической границы были следующие аспекты:

1) относительно низкие результаты по всем шкалам методики «Психологические границы личности»;

2) относительно сбалансированные (стабильные) результаты по всем шкалам методики «Психологические границы личности»;

3) низкие показатели (1–3 стена) должны быть хотя бы у половины шкал, т. е. не меньше трех шкал, показатели которых не превышают трех стенов.

После отбора данных, в первую группу вошли шесть человек, которые полностью соответствовали поставленным выше условиям. Их средние показатели по всем шкалам методики «Психологические границы личности» представлены на.

Далее в группе № 1 был произведен анализ данных по методикам «Тест эмоционального интеллекта», «Опросник самоотношения», «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла».

По результатам качественного анализа, произведенного в группе № 1, можно говорить о следующих тенденциях. По методике «Тест эмоционального интеллекта» выявлено, что уровень эмоционального интеллекта в группе № 1 значительно ниже средних показателей по всем шкалам.

Исходя из этого, можно говорить, что люди, обладающие низким уровнем сформированности психологической границы личности, обладают весьма низкой способностью к пониманию и управлению своим эмоциональным состоянием и эмоциональным состоянием других людей. Можно предположить, что это связанно с особенностями формирования психологической границы личности, которое происходит в контакте с Другим. Личность, испытывающая затруднение в понимании чувств и эмоций других людей, понимании причин, которые могли вызвать данные чувства, скорее будет испытывать недостаточность в доверительных контактах, тем самым препятствуя адекватному формированию психологической границы личности. Напомним, что психологическая граница представляет собой выстроенный в процессе жизненного пути усилиями самого человека функциональный орган, позволяющий ему осуществлять аутентичное и адекватное реальности взаимодействие с миром. Исходя из этого, можно утверждать, что человек, не осознающий причины своего эмоционального состояния, не умеющий управлять собственными эмоциями и чувствами, не может приложить достаточно усилий и найти в себе личностные ресурсы для построения оптимальной психологической границы.

По методике «Опросник самоотношения» важно выделить следующие тенденции:

1) у пяти респондентов отмечаются высокие показатели по шкале «Самообвинение» (8–10);

2) высокие показатели по шкале «Внутренняя конфликтность» (10–13);

3) у половины респондентов очень низкие показатели по шкале «Зеркальное Я» (1), у второй половины респондентов показатели на среднем уровне (5–7);

4) у большинства низкие показатели по шкале «Самопринятие» (1–3).

Таким образом, юноши, обладающие низким уровнем развития психологической границы более склонны представлять себя человеком, не заслуживающим уважения и одобрения со стороны окружающих людей. Наличие внутренних конфликтов и чувство антипатии к самому себе не позволяют человеку реализовывать свои потребности при взаимодействии с окружающим миром. Высокая чувствительность, порой к малозначительным замечаниям, заставляет закрываться и абстрагироваться от внешнего мира, тем самым выпадая из контакта. Таким образом, юноши с низким уровнем психологической границы обладают достаточно низким уровнем самоотношения. Это может быть связанно с тем, что самоотношение проявляется во всех сферах жизни человека. Недооценивая себя, человек не решается вступать во многие ситуации взаимодействия с миром. Например, невозможность выразить себя, высказать свое мнение из-за страха быть осуждаемым или непонятым, не позволяет развиваться отдающей функции границы. Следовательно, формирование адекватной психологической границы личности невозможно в случае ограничения человеком собственной активности в различных ситуациях социального взаимодействия.

Условиями формирования группы с высоким уровнем сформированности психологической границы были следующие аспекты:

1. относительно высокие результаты по всем шкалам методики «Психологические границы личности»;

2. относительно сбалансированные (стабильные) результаты по всем шкалам методики «Психологические границы личности»;

3. высокие показатели (7–10 стенов) должны быть хотя бы у половины шкал, т. е. не меньше трех шкал, показатели которых не менее 7 стенов.

После отбора данных, в первую группу вошли шесть человек, которые полностью соответствовали поставленным выше условиям. Они имели средние показатели по всем шкалам методики «Психологические границы личности».

Далее в группе № 2 был произведен анализ данных по методикам «Тест эмоционального интеллекта», «Опросник самоотношения», «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла».

По результатам качественного анализа, произведенного в группе № 2 можно говорить о следующих тенденциях. По методике «Тест эмоционального интеллекта» выявлено, что уровень эмоционального интеллекта в группе № 2 значительно выше, чем в группе № 1, однако относительно среднего уровня результаты группы № 2 находятся в диапазоне средних значений по общим шкалам методики.

Исходя из этого, можно говорить о том, что юноши, обладающие высоким уровнем сформированности психологической границы личности, имеют высокий уровень эмоционального интеллекта. Вероятно, понимание эмоциональных состояний и умение ими управлять способствует развитию оптимальной психологической границы личности. Причиной тому может служить гипотеза о том, что оба данных феномена (эмоциональный интеллект и психологическая граница личности) проявляются во взаимодействии с окружающим миром. Личность, умеющая выстраивать и поддерживать эмоциональные контакты с другими людьми, сможет более гармонично развивать функции своей психологической границы.

При качественном анализе по методике «Опросник самоотношения» не выявлено определенных особенностей. Например, у двух человек из группы № 2 низкие показатели по шкале «Самообвинение», но у остальных  респондентов в группе эти показатели находятся в пределах нормы. Или у двух человек высокие показатели по шкалам «Зеркальное Я» и «Саморуководство», но в остальной группе эти показатели также на уровне. Таким образом, юноши, имеющие высокий уровень сформированности психологической границы, не имеют общих закономерностей по методике «Опросник самоотношения». В общем, самоотношение юношей в группе № 2 можно охарактеризовать как позитивное, без ярко выраженных тенденций. Отсутствие общих черт в группе № 2 может быть результатом недостаточной выборки. Самоотношение как сложный конструкт оценочного и эмоционального отношения к самому себе выстраивается человеком на протяжении жизни в ситуациях активного взаимодействия. Отличные ситуации социального развития обусловливают собственное, в своем роде уникальное, самоотношение.

Вторым этапом в эмпирической части работы был анализ корреляционных связей между шкалами методик с помощью критерия Спирмена (на уровне значимости p <,05).

При анализе корреляционных связей между шкалами методик «Диагностика психологической границы личности» и «Тест эмоционального интеллекта» были выявлены закономерности, указывающие на связь между способностью к пониманию собственных чувств, а также причин, которые их вызвали, со сдерживающей функцией границы, отвечающей за контейнирование внутренней энергии. Юноши, которые могут осознать свои чувства и эмоции, успешнее самостоятельно справляются с анализом, переработкой и трансформацией своих интенсивных чувств (рис. 5).

Также можно говорить о том, что понимании чужих эмоций выступает в роли побуждающего фактора для раскрытия и выражения себя. Юношам, которые могут распознать эмоции других людей и понять причины, вызвавшие данную эмоцию, легче быть открытыми и показывать свои внутренние импульсы, желания, чувства.

Чем лучше человек понимает причины своих эмоциональных состояний и эмоциональных состояний других людей, осознает и может способствовать снижению интенсивности эмоций у других людей, тем выше его способность, взаимодействуя с другим человеком, отождествляться и идентифицироваться с ним.

Рис. 5. Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Психологические границы личности» и «Тест эмоционального интеллекта» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05)

Идентификация выступает важной составляющей при формировании личности. На пути взросления каждый человек отождествляет себя с различными значимыми для него фигурами, таким образом, можно предположить, что чем сильнее способность человека устанавливать идентификационные связи, тем выше уровень развития эмоциональной сферы.

Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Диагностика психологической границы личности» и «Опросник самоотношения» дает право утверждать, что внутренние конфликтность и напряженность не позволяют индивиду находиться в спокойном состоянии и ощущать свою независимость и автономность (рис. 6). Готовность поставить себе в вину свои неудачи не позволяет человеку почувствовать внутреннее право на самореализацию. Испытывая чувство вины за свои промахи, юноши не могут выражать, показывать окружающим свои чувства. При этом юноши, которые ощущают себя уверенными, самостоятельными и достойными уважения других людей, будут более открыто и доверительно взаимодействовать с другими людьми, им будет проще идентифицировать себя с другим человеком. И наоборот, негативное отношение к себе, чувство вины и неудовлетворенность собой помешают построению открытых, доверительных взаимоотношений (отрицательные корреляции между проницаемой функцией психологической границы личности и самообвинением, внутренней неустроенностью).

Рис. 6. Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Психологические границы личности» и «Опросник самоотношения» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05)

Уверенность в своих силах, ощущение собственной ценности и значимости позволяют человеку находиться в спокойном состоянии, не замотивированном на активное взаимодействие с окружающим миром. Осознание своих положительных и отрицательных личностных качеств и принятие себя таким, какой он есть, ощущение себя волевым, уверенным в своих силах, позволяют человекуоткрыто говорить о своих потребностях и брать желаемое из окружающего мира.

Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Диагностика психологической границы личности» и «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла» демонстрирует, что настойчивость, самостоятельность, осторожность и независимость в социальном поведении являются располагающими факторами к развитию не впускающей функции границы. Иными словами, индивид, обладающий вышеперечисленными качествами, способен отказать и оттолкнуть нежелательное в неблагоприятных для него ситуациях, ощущая свое внутреннее право на принятие самостоятельных решений (рис. 7). Настойчивость и способность принимать самостоятельные решения позволяет брать из окружающего мира желательные ресурсы.

Для успешного контейнирования внутренней (психической) энергии человеку необходимо быть уравновешенным, спокойным, уступчивым и эмоционально сдержанным. Способность выдерживать и преобразовывать сильные, интенсивные эмоции предполагает развитие таких личностных качеств, как открытость людям, адаптивность к новым социальным условиям, эмоциональная устойчивость и желание заботиться о других. Стоит заметить, что данная связь говорит о том, что для умения самостоятельно создавать в себе «контейнер» необходимо обладать качествами, направленными на эмоциональное отношение к людям, на взаимодействие с другими людьми. Однако связи данной функции психологической границы с межличностным эмоциональным интеллектом не выявлено, и говорить об эмоциональном отношении к людям через понимание и управление их эмоциями невозможно. Можно предположить, что не сам факт понимания и управления чужими эмоциями, а внутреннее желание и стремление человека к созданию эмоционального контакта с Другим, служит основой для развития способности к самостоятельному контейнированию.

Развитие функции психологической границы, задачей которой является пропускать внутренние импульсы во внешний мир, связанно с такими личностными качествами, как самостоятельность, независимость, быстрая обучаемость. Стремление и возможность реализовать себя и привнести нечто «свое» в окружающий мир предполагают наличие высокого уровня общей культуры, особенно вербальной.

Для поддержания активного покоя индивиду необходимо быть расслабленным и эмоционально устойчивым. Именно эта функция психологической границы позволяет ему быть максимально чувствительным к себе и к миру. Данные связи показывают, что высокая тревожность и низкая толерантность по отношению к фрустрации не позволяют человеку находиться в спокойном состоянии, тем самым не реализуется потребность в покое. Открытость, эмоциональная зрелость и уравновешенность позволяют одновременно находиться в контакте с другими людьми и ощущать себя.

Рис. 7. Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Психологические границы личности» и «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05)

Исходя из анализа корреляционных связей между шкалами методик «Тест эмоционального интеллекта» и «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла», можно говорить о том, что способность понимать какие чувства испытывает другой человек, осознавать причины, вызвавшие конкретные эмоции предполагает развитие таких личностных качеств, как предприимчивость, активность, выдержанность (рис. 8). Будучи эмоционально стабильными и спокойными, юношам легче идентифицировать эмоции и найти для них вербальное выражение.

Способность произвольно вызывать в другом человеке конкретные эмоции связанна с общительностью, смелостью в социальных контактах, откровенностью и уверенностью в себе.

Рис. 8. Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Тест эмоционального интеллекта» и «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05)

Высокому уровню внутриличностного интеллекта (совокупность шкал: «Управление и понимание своих эмоций» и «Контроль экспрессии») соответствуют такие личностные качества, как эмоциональная устойчивость, саморегуляция. Внутренняя напряженность и импульсивность не позволяют человеку управлять своим эмоциональным состоянием в том объеме, в котором он испытывает потребность.

Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Опросник самоотношения» и «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла» выявил, что высокий уровень саморегуляции и эмоциональной стабильности связан с осознанием человеком того, что он является источником собственной активности (рис. 9). Тактичность, приверженность традициям позволяют человеку брать на себя ответственность в своей деятельности и межличностном общении и быть при этом достаточно спокойным и расслабленным. Возможно, это связанно с уверенностью в устойчивости и стабильности собственных взглядов, которая позволяет быть активным и деятельным и одновременно успешно справляться с эмоциями и переживаниями относительно самого себя.

Отношение к себе как к уверенному, самостоятельному человеку, достойному уважения, связанно с ощущением внутреннего спокойствия и расслабленности. Умение в юношеском возрасте контролировать собственные эмоции и внутреннее спокойствие связанны с представлением человека о том, что его личность достойна положительного внимания со стороны других людей.

Сомнения относительно своих поступков и действий, несогласие с самим собой связанно с тревожностью и внутренней напряженностью. Эмоционально неустойчивый юноша с низким уровнем саморегуляции будет более подвержен обвиняющим тенденциям в свой адрес. Неудовлетворенность собой на фоне постоянной критики, направленной на самого себя, скорее всего, будет вызывать раздражение и беспокойство.

Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Тест эмоционального интеллекта» и «Опросник самоотношения» показал, что понимание чувств другого человека и умение регулировать интенсивность собственных эмоций связанны с уверенностью и позитивным отношением к себе (рис. 10). Отношение к себе как к волевому, самостоятельному человеку, достойному уважения окружающих людей, способствует пониманию эмоционального состояния Другого, пониманию причин, которые вызвали в нем определенные чувства, и также способствует большему контролю собственной экспрессии.

Рис. 9. Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Опросник самоотношения» и «Методика многофакторного исследования личности Кеттелла» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05)

Понимание своих эмоций коррелирует практически со всеми шкалами «Опросника самоотношения», что может свидетельствовать о том, что для того чтобы заметить свое собственное эмоциональное состояние, отследить свои эмоции и чувства, понять их причины и уметь их описать вербально, необходимо обладать достаточно устойчивым и позитивным самоотношением.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что понимание собственного эмоционального состояния является более сложной задачей, чем, например, управление или понимание эмоций других людей. Возможно, это связанно со сложностью абстрагироваться от собственных эмоций, особенно интенсивных, и умением находиться в состоянии «здесь и теперь». Юноша, принимающий себя таким, какой он есть, трезво и позитивно оценивающий себя и осознающий, что он может претендовать на такое же позитивное отношение со стороны других людей, сможет прочувствовать себя более уверенным, «остановиться» и, находясь в определенном эмоциональном состоянии, понять, что с ним сейчас происходит и что послужило тому причиной.

Таким образом, в ходе эмпирического исследования было выявлено большое количество значимых корреляционных связей между показателями психологической границы личности, эмоционального интеллекта, самоотношения и личностных особенностей в юношеском возрасте, что подтверждает основную гипотезу исследования.

Рис. 10. Анализ корреляционных связей между шкалами методик «Тест эмоционального интеллекта» и «Опросник самоотношения» (критерий ранговой корреляции Спирмена, отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05)

Выдвинутые дополнительно гипотезы о существовании связей между сдерживающей функцией психологической границы личности и эмоциональной стабильностью личности, спокойно-нейтральной функцией психологической границы личности и внутриличностным и межличностным эмоциональным интеллектом и, наконец, вбирающей функцией психологической границы личности и самопринятием также подтвердились в ходе математического анализа эмпирических данных. Наличие такого большого количества значимых корреляционных связей говорит о тесном взаимодействии всех изучаемых в данной работе конструктов.

Большой интерес в изучении психологической границы представляют гендерный и возрастной аспекты, например, изучение развития функций психологической границы на различных возрастных этапах в мужской и женской группе. А также, изучение особенностей структуры и связи психологической границы личности с эмоциональным интеллектом и самоотношением, и как данные структуры и связи между ними видоизменяются, переходя от одного возрастного периода к следующему.

Таким образом, представляется значимым изучение психологической границы личности в совокупности с исследованием телесной границы (телесности), выявление связи между данными конструктами, изучение особенностей их взаимодействия на разных жизненных этапах и определение наиболее эффективной формы работы с ними.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: «БХВ-Петербург», 2012. 288 с.
  2. Герасимов П.Е. Теоретические аспекты проблемы «Самоотношения» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. С. 80–84.
  3. Леви Т.С. Динамика психологических границ в процессе личностно-развивающей работы, основанной на телесном движении // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 36–41.
  4. Леви Т.С. Телесная парадигма развития личностной аутентичности. М.: Изд-во МосГУ, 2011. 191 с.
  5. Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. 176 с.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика