Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

27 место — направление «Психология»

0,539 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,598 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психология и право

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2222-5196

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/psylaw

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: электронное издание

Доступ к электронным архивам: открытый

«Психология и право»

мобильное приложение
для iPad и iPhone

Доступно в App Store
Скачайте бесплатно

 

Сетевая технология как педагогический инструмент 171

Скляренко И.С., доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, ic-k@mail.ru
Курипченко Ю.И., инспектор по делам несовершеннолетних ОУУППДН, Межмуниципальное управления МВД России "Орехово-Зуевское", Москва, Россия, GHart2@yandex.ru
Демин Г.И., доктор философских наук, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях Центра командно-штабных учений, ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России», Москва, Россия, uvd-osob@mail.ru
Полный текст

Подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН) призваны не только пресекать правонарушения, антиобщественные действия несовершеннолетних, но и предупреждать их, осуществляя комплекс профилактических мероприятий в отношении самих несовершеннолетних и их семей. Несмотря на жесткую регламентацию профессиональной деятельности инспектора ПДН [3], возникающие у них проблемы остаются нерешенными, а статистика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, стабильно высока.

Так например, по данным МВД РФ в 2013 году несовершеннолетними или при их соучастии совершено каждое 18-е преступление, в 2014 и 2015 годах каждое 20-е [8], в 2016 - каждое 24-е [9] и 2017 – каждое 27-е преступление [10] при общем количестве зарегистрированных преступлений 2058476. И хотя приведенные данные демонстрирует положительную тенденцию, проблема профилактики преступности несовершеннолетних, а значит и работы с их семьями, попадающими в группу риска, остается актуальной.

Проиллюстрируем более конкретизированной статистикой по территории обслуживания МУ МВД России «Орехово-Зуевское» с численностью населения 119956 человек. За 2017 г. несовершеннолетними или при их соучастии совершено 52 преступления. Среди них тяжких и особо тяжких 23,08%, средней тяжести 57,7%, небольшой тяжести 19,23%. 25% преступлений было совершено несовершеннолетними в составе групп.

В совершении преступлений принимали участие 58 несовершеннолетних, из них: в возрасте от 14 до 15 лет – 48,28%, от 16 до 17 лет – 51,72%, девушек – 5,17%. При совершении преступлений несовершеннолетние были в состоянии опьянения: 6,89% – алкогольного, 3,44% – наркотического. Среди участвующих в преступлениях на момент совершения 51,7 % являлись учащимися школ, 31,03% учащимися образовательных организаций среднего профессионального образования и 17,24% несовершеннолетние, которые нигде не учились и не работали, не имели постоянного источника дохода. Несовершеннолетние, ранее совершавшие преступления и осужденные, составили 3,6%.

За 2017 год в МУ МВД России «Орехово-Зуевское» было доставлено 535 несовершеннолетних, из них: 50,47% за употребление спиртных напитков; за употребление наркотических и одурманивающих веществ 2,07%; 14,02% требовалась помощь со стороны государства.

Эта статистика, к сожалению, усугубляется нарушениями, допущенными инспекторами ПДН (анализ проведен на момент начала изучения проблемы). По данным генеральной прокуратуры РФ надзор за ПДН выявил в 2013 году 38147 нарушений [2]. Назовем некоторые из них:

  • формальное, нерегулярное проведение профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете, и их семьями;
  • низкий уровень выявления несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении;
  • несвоевременное информирование органов опеки и попечительства о безнадзорности несовершеннолетних, игнорирование фактов ухода из дома и проживания у посторонних лиц;
  • отсутствие взаимодействия между ПДН и образовательными организациями, и как следствие, несовершеннолетние, нуждающиеся в помощи, остаются без внимания социальных педагогов;
  • некачественное ведение учетно-профилактической документации на несовершеннолетних и их родителей (карточек, дел, планов индивидуально-профилактической работы, сведений о проведении мероприятий и др.).

Добавим к этим недостаткам низкий уровень инициативы инспектора ПДН в отношении несовершеннолетних группы риска и их семей из-за чрезмерной загруженности и документационной волокиты.

Выявленные нарушения особенно касаются молодых сотрудников ПДН, стаж службы которых не превышает пяти лет. Это связано, на наш взгляд, не только с профессиональными затруднениями, которые естественным образом возникают из-за нехватки опыта в первые годы службы, но также и с пробелами в профессиональной подготовке.

Решение этой проблемы нам видится в формировании у курсантов, будущих инспекторов ПДН, профессиональных компетенций, необходимых для успешного взаимодействия с семьями группы риска, еще в период обучения в образовательной организации МВД России. Опыт показал, что традиционная подготовка не дает желаемого результата. Наше исследование показывает, что 57% молодых инспекторов испытывают наибольшие сложности во взаимодействии с несовершеннолетними «группы риска» и их семьями [4].

В экспериментальном обучении нами была разработана и реализована концептуальная модель формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы с семьёй группы социального риска у курсантов образовательных организаций МВД России. Ведущим социально-педагогическим инструментом в разработанной модели и одновременно средством формирования профессиональных компетенций здесь стала деловая игра, имитирующая сетевую технологию.

Опыт применения инновационных технологий (Л.Н. Гиенко, Е.Н. Дроновой, Ю.И. Курипченко, Е.А. Федотовской, А. Шептенко) в профессиональной деятельности социальных педагогов и инспекторов ПДН демонстрирует результативность профессиональной деятельности [4, 5, 7]. Однако самое главное, с нашей точки зрения то, что инновациям можно обучить, только применяя эту инновацию в учебном процессе. В этом смысле весьма интересна сетевая технология в работе инспектора ПДН, имитируемая и апробированная нами на практике.

Сетевая технология представляет собой технологию социально-педагогической работы с несовершеннолетним и сетью его социальных контактов (с семьей, знакомыми, друзьями, учителями, должностными лицами), опирающуюся на ресурсы семьи и связи между людьми. Эта технология применяется в том случае, если несовершеннолетний, а значит и его семья, оказывается в трудной жизненной ситуации. Сеть социальных контактов подразумевает ближайшее окружение несовершеннолетнего, людей, поддерживающих контакт с ним и его семьей.

В основе сетевой технологии лежит, с одной стороны, теория экологических систем У. Бронфенбреннера[1], с другой стороны – ситуативно-средовой подход Н.В. Ходяковой [6]. Смысл теории экологических систем состоит в том, что каждый человек является частью различных систем и подвержен их воздействию. Если проблемы возникают в одной системе, это непременно отражается и на других. Например проблемы, возникающие в семье, сразу отражаются на всех ее членах. Исходя из этого, в работе с несовершеннолетним «группы риска» необходимо принять во внимание все его связи. По утверждению Н.В.Ходяковой, проектирование среды способствует тому, что личность, возможно, включится в ситуацию. Сетевая технология направлена на проектирование для личности такой среды, которая позволяет ей включиться в ситуацию и решить возникшие проблемы.

Таким образом, сетевая технология призвана изучить, мобилизовать, восстановить социальное окружение, контакты несовершеннолетнего и его семьи. При этом используется внутренний потенциал самой семьи и несовершеннолетнего. Цель сетевой технологии: сплочение и мобилизация социального окружения несовершеннолетнего для его поддержки; оптимизация внутренних ресурсов несовершеннолетнего и членов его семьи для самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации.

Сетевая технология включает четыре алгоритмических этапа.

Первый этап (подготовительный) – социальное расследование. Здесь составляется сетевая карта, т.е. карта социальных связей несовершеннолетнего. От качества ее составления зависит качество проведения сетевой встречи. На карте символами отражаются значимые для несовершеннолетнего взаимоотношения. Отмечаются: члены семьи, друзья, учителя, соседи, знакомые, чиновники и профессионалы, заинтересованные в судьбе ребенка. Важно обозначить символическое лицо, например, киногерой или умерший значимый человек, мнение которого для ребенка ценно. На карте выделяются положительные и отрицательные связи, приближение и удаление во взаимоотношениях, контакты и разрывы. Символы людей, которых несовершеннолетний хотел бы пригласить на встречу заштриховываются. На дополнительном бланке инспектор фиксирует контактную информацию о людях, отмеченных на карте.

По итогам социального расследования, отраженного в карте, составляется пояснительная записка, в которой инспектор ПДН: дает краткое описание семьи и ее контактов; описывает историю жизни и настоящее положение ребенка, (причины этого положения с точки зрения отца и матери, ближайших родственников); отношение к этому положению социального педагога и психолога, классного руководителя; вырабатывает рекомендации по нормализации семейных взаимоотношений.

Второй этап (реализационный) – организация сетевой встречи.

Сетевая встреча – встреча, организованная в момент кризисной ситуации несовершеннолетнего и его семьи, привлечение заинтересованных сторон профессиональной (формальной) сети и частной (неформальной) сети, отмеченных на карте людей, мобилизация их сил и средств для улучшения ситуации в интересах несовершеннолетнего и его семьи.

Предшествует сетевой встрече множество предварительных контактов, направленных на убеждение людей, обозначенных на сетевой карте, прийти на встречу. Целью сетевой встречи является организация возможности для сети контактов найти решение проблемы несовершеннолетнего и его семьи, с которым каждый участник согласится и поддержит.

Участники встречи: команда (ведущий – инспектор ПДН; два координатора, наблюдающих за ходом встречи, координирующих ее, помогают участникам увидеть со стороны происходящее), группа рефлексии (несовершеннолетний, его семья и окружение), группа экспертов (должностные лица, люди заинтересованные в судьбе ребенка).

Примерный план сетевой встречи включает следующие пункты. 1) Ведущий приветствует собравшихся, представляется, представляет участников сетевой встречи, объявляет условное время прохождения встречи (2 часа), актуализирует проблему и цель встречи. 2) Участники встречи поочередно высказываются относительно ожиданий, с которыми они пришли. Первыми высказываются члены семьи, затем должностные лица. 3) Несовершеннолетний описывает идеальное видение своей дальнейшей жизни и роль в этом своей семьи. 4) Обсуждение кризисной ситуации, в ходе чего присутствующие излагают свое мнение относительно путей выхода из затруднений. 5) Обсуждение оптимального пути выхода из кризиса. Разрабатывается программа и список обязательств. 6) Повторные высказывания присутствующих о программе и ее реализации.

Третий этап (контролирующий) – контроль выполнения программы и обязательств сторон.

Четвертый этап (корректирующий) – коррекция действий, при необходимости возврат к первому этапу, если результат отрицателен.

В целях формирования профессиональных компетенций у будущих инспекторов ПДН на практических занятиях по педагогическим дисциплинам, делая акцент на решение проблем семьей группы риска, мы применяли деловую игру, имитирующую сетевую технологию. Она включает три блока: подготовка, реализация и заключение.

В процессе подготовки разрабатывается фабула ситуации, определяется цель практического занятия, план и роли в соответствии с фабулой. План занятия включает: знакомство курсантов с фабулой; выбор главного героя; составление сетевой карты на электронной доске совместно с курсантом, исполняющим роль главного героя; распределение ролей между курсантами – участниками сетевой встречи; организацию сетевой встречи; вынесение решений по проблеме сетевой встречи; контрольную встречу с героем и его семьей; анализ использования сетевой технологии; оценку работы курсантов.

В процессе реализации проигрывается сетевая технология в соответствии с ее этапами. В заключение курсанты анализируют обыгранный ход сетевой технологии, выработанные на ней решения проблемы в соответствии с фабулой, отмечая положительные и отрицательные стороны.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. В эксперименте участвовали порядка 300 курсантов, обучающихся по специальности 44.05.01. – Педагогика и психология девиантного поведения, специализация – социальная педагогика, уровень подготовки кадров – специалист.

Констатирующий эксперимент показал, что традиционная профессиональная подготовка курсантов, будущих инспекторов ПДН, в образовательных организация МВД России не обеспечивает на требуемом уровне формирования у них профессиональных компетенций для успешного взаимодействия с семьями группы социального риска.

Целью формирующего эксперимента была апробация разработанной концептуальной модели формирования профессиональных компетенций, необходимых для работы с семьёй группы социального риска у курсантов образовательных организаций МВД России. Эксперимент осуществлялся на занятиях по социально-педагогическим дисциплинам.

При проведении эксперимента были выделены контрольные и экспериментальные группы. В контрольных группах процесс формирования профессиональных компетенций по взаимодействию с семьями группы социального риска осуществлялся традиционно. В экспериментальных группах обучение было построено в соответствии с разработанной вышеуказанной концептуальной моделью.

Для оценки эффективности разработанной модели использовались такие методы, как беседа, опрос, анкетирование, сочинение, ранжирование, метод экспертной оценки проявления компетенций во взаимодействии с семьей несовершеннолетнего при моделировании ситуаций профессиональной деятельности в процессе обучения. Сформированность выделенных профессиональных компетенций оценивалась тремя критериями: когнитивным, мотивационным, деятельностно-практическим. Указанные критерии выбраны не случайно, т.к. знания о сущности компетенции способствуют осознанному ею овладению, также как и позитивная мотивация, что в итоге влияет на качество ее применения сотрудником в профессиональных ситуациях, а значит позволяет ее оценить.

Когнитивный критерий показывает полноту представлений курсанта о специфике профессиональной деятельности инспектора ПДН с семьями группы социального риска и роли в ней профессиональных способностей. Мотивационный – характеризует устойчивость сформированных у курсанта мотивов к реализации профессиональной деятельности с семьями группы социального риска. Деятельностно-практический – оценивает уровень сформированности у курсанта профессиональных компетенций для успешного взаимодействия с семьями группы социального риска. По каждому критерию установлены показатели, соответствующие различным уровням их реализации: низкий, средний, высокий.

Из ФГОС ВО мы отобрали две профессиональные компетенции (ПК-2, ПК-4), напрямую касающиеся взаимодействия инспектора ПДН с семьей группы социального риска. Способность осуществлять практическую деятельность по социально-педагогической, правовой и психологической поддержке семьи, детей и подростков, защите их прав и законных интересов, социальному оздоровлению семьи, координации взаимодействия в этой области различных учреждений, организаций и служб отражает ПК-2. Способность разрабатывать и использовать средства социально-педагогического и психологического воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром; осуществлять коррекцию воспитательных воздействий, оказываемых на детей и подростков со стороны семьи и социальной среды, в том числе и неформальной; формировать сети социальной и психолого-педагогической поддержки детей и подростков, определяет ПК-4.

Результаты диагностики уровня сформированности отобранных профессиональных компетенций у курсантов экспериментальных групп по каждому из трех критериев показали положительную динамику, превышающую результаты курсантов контрольных групп. В качестве примера приведем результаты только двух критериев.

Для оценки когнитивного критерия в заключение эксперимента использовалась разработанная анкета и сочинения курсантов на тему «Профессиональные компетенции, необходимые для работы с семьёй группы риска в моей будущей профессии, деятельности инспектора ПДН». Результаты контрольных срезов показали, что уровень представлений о специфике профессиональной деятельности и роли в ней профессиональных компетенций, касающихся взаимодействия с семьями группы риска, в экспериментальных группах существенно выше, чем в контрольных. Так в экспериментальных группах увеличился процент высоких показателей на 12,55; процент средних показателей на 19,52; процент низких показателей уменьшился на 33,07. В контрольных группах тоже произошли позитивные изменения, но в меньшей степени. Процент высоких показателей возрос на 4,32; процент средних показателей – на 2,1; процент низких показателей уменьшился на 2,47.

По результатам опроса 97% курсантов экспериментальных групп отметили, что формирование профессиональных компетенций, необходимых для работы с семьёй группы риска, возможно посредством использования в обучении деловой игры, имитирующей сетевую технологию за счет содержащегося в ней психолого-педагогического личностно-развивающего потенциала образовательных сред и ситуаций. На вопрос – Формированию каких компетенций будет способствовать систематическое использование в учебном процессе деловой игры «сетевая технология», 79% курсантов экспериментальных групп выбрали из перечня ПК-2 и ПК-4. Кроме того, курсанты дополнительно отметили, что применение сетевой технологии влияет на развитие мыслительных способностей (памяти, внимания, логики, воображения), коммуникативных качеств, интереса к предмету.

В экспериментальных группах 97% уверены, что получают знания от товарищей, участвуя в деловой игре «сетевая технология». Однако 3% ярких индивидуалистов отмечают: «иногда участники игры путают мысли друг друга», «не все проявляют старательность во время театрализованного действия, некоторые стесняются». 98% полагают, что такая форма занятия «невольно заставляет» принимать активное участие в работе, даже если они не подготовились. Это очень актуально для курсантов, т.к. специфика их обучения состоит в одновременном несении службы, а значит сопряжена с частыми пропусками занятий и самостоятельной подготовки. 92% курсантов при этом свое эмоциональное состояние характеризуют удовлетворенностью. 87% ребят утверждают, что сумели приобрести некоторые умения и навыки: группового решения проблем; «выслушивания» чужого мнения; по защите своей точки зрения; влияния на мнение других; культуры речи; выражать свою мысль и комментировать чужую; доброжелательного отношения.

Приведем некоторые выдержки из сочинений курсантов, участников эксперимента, касающиеся положительных характеристик деловой игры. «Деловая игра «Сетевая технология» оживляет занятие, нет скукоты». «На деловой игре «Сетевая технология» происходит подробное изучение проблем семьи, что помогает нахождению вариантов решений. Так материал запоминается лучше, это важно будущему инспектору». «Во время деловой игры мы отходим от уставных взаимоотношений, и это правильно, а инспектору ПДН предстоит общаться с обычными людьми». «Усваиваем трудный материал на деловой игре за счет того, что играем роли как артисты». Подводя итог анализа отзывов курсантов, заметим, что отрицательных высказываний не было.

Изучение деятельностно-практического критерия производилось методом экспертной оценки. Уровень овладения курсантами профессиональными компетенциями, необходимыми для работы с семьёй группы риска, оценивали эксперты в обучающей смоделированой ситуации профессиональной деятельности. В экспертную группу входили лица, хорошо знающие курсантов: преподаватели, кураторы, курсовые офицеры, сотрудники отдела кадров и психолог, курирующий взвод, курсанты взвода.

Эксперты получали оценочный бланк, в котором нужно было проставить баллы 1-5, оценивая конкретного курсанта, по проявлению им характеристик выделенных компетенций, необходимых для работы с семьёй группы социального риска. Общий средний балл оценки позволял сделать заключение об уровне их сформированности у курсанта по шкале: низкий уровень – менее 58 баллов; средний – 59-91 баллов; высокий – 92-125 баллов.

Результаты контрольных срезов в начале и в конце эксперимента показали, что уровень сформированности выделенных профессиональных компетенций в экспериментальной группе существенно выше, чем в контрольной. Так в экспериментальных группах  увеличился процент высоких показателей на 15,6; процент средних показателей на 21,8; процент низких показателей уменьшился на 37,4. В контрольных группах тоже произошли положительные изменения в уровне сформированности профессиональных компетенций, но гораздо меньше. Процент высоких показателей возрос на 4,5; процент средних показателей – на 7,8; процент низких показателей снизился на 12,3.

Опыт показывает, что подготовка курсантов образовательных организаций МВД России, будущих инспекторов ПДН к использованию инновационных технологий в профессиональной деятельности способствует повышению качества и эффективности выполнения служебных задач. Это, в свою очередь, позволяет решить проблему профессиональных затруднений молодых сотрудников ПДН, что снижает кадровый отток, а значит уменьшает нагрузку на одного сотрудника.

В заключение еще раз отметим, что функциональные обязанности инспекторов ПДН предполагают профилактическую работу с несовершеннолетними и их семьями. Так за 2017 г. в ходе проведения оперативно-профилактических мероприятий инспекторами ПДН МУ МВД России «Орехово-Зуевское» оформлено 335 материалов за административные правонарушения на несовершеннолетних, из них: 73 за потребление алкогольной продукции и 2 за потребление одурманивающих веществ в местах, запрещенных ФЗ; 45 за мелкое хулиганство; 56 за нарушение установленного ФЗ запрета курения на отдельных территориях. Составлено 1025 административных протоколов на родителей или лиц их заменяющих, среди которых: 124 за появление в состояние алкогольного опьянения в общественных местах молодых людей в возрасте до 16 лет; 898 за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей; 3 за вовлечение несовершеннолетних в потребление спиртных напитков и одурманивающих веществ.

Безусловно, составление протоколов является действенным административно-правовым методом. Кроме того, при составлении протоколов инспектор в обязательном порядке проводит профилактическую беседу с семьей несовершеннолетнего, разъясняя правовые позиции, актуализируя семейное воспитание и родительскую ответственность. Однако беседа в большей степени проводится формально, для отчетности, не оказывая реальной помощи семье группы риска. Именно поэтому крайне важно в современных условиях оснастить деятельность инспектора инновационными средствами, такими, как сетевая технология.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бронфенбреннер У. Два мира детства: дети в США и СССР / Пер. с англ. О. Курихиной, В. Пилиповского. М.: Прогресс, 1976. 168 с.
  2. Гришин А.В. и др. Состояние законности в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и типичные нарушения законов, допускаемые сотрудниками органов внутренних дел // Инспектор по делам несовершеннолетних. 2015. № 11. С. 42-48.
  3. Приказ МВД России от 15.10.2013г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Документы системы ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70585810/ (дата обращения: 7.06.2018).
  4. Скляренко И.С., Курипченко Ю.И. Профессиональные затруднения сотрудников ПДН во взаимодействии с семьями группы риска // Вестник экономической безопасности. 2016. №3. С. 381-386.
  5. Федотовская Е.А. Семейные групповые конференции как инновационный метод работы с семьями // Инспектор по делам несовершеннолетних. 2015. № 11. С. 30-33.
  6. Ходякова Н.В., Митин А.И. Учет психологических механизмов развития личности в проектировании образовательной среды // Психологическая наука и образование. Профессиональный стандарт педагога. Национальная система учительского роста. 2017. Том 22. № 4. С.101-109.
  7. Шептенко П.А. Технология работы социального педагога общеобразовательного учреждения: учебное пособие / П.А. Шептенко, Е.Н. Дронова, Л.Н. Гиенко. М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. 200 с.
  8. Статистика и аналитика. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://мвд.рф/reports/4/ (дата обращения: 16.06.2018).
  9. Статистика и аналитика. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД РФ. URL: https://мвд.рф/reports/2/ (дата обращения: 16.06.2018).
  10. Статистика и аналитика. Состояние преступности [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД РФ. URL https://мвд.рф/folder/101762 (дата обращения: 16.06.2018).
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика